Образовательный материал

Конспект урока русского языка в 6 классе.
Притяжательные местоимения-прилагательные.
Цели:
Формирование представления о притяжательных местоимениях-прилагательных, их отличительных признаках.
Формирование представлений о грамматических нормах употребления притяжательных местоимений.
Развитие умения анализировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать языковые явления, строить доказательства.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Этап подготовки учащихся к усвоению новой темы.
Учитель (беря со стола пакет):
– Ребята, чей это пакет? Странно. Давайте заглянем в него.
(Вынимает из пакета предметы: учебник, тетрадь, линейку, платок)
– Ну, что ж, наверно, эти предметы оказались здесь неспроста. Подберите к существительным, обозначающим эти предметы, прилагательные, отвечающие на вопрос чей? Полученные словосочетания запишите. Укажите в них главное и зависимое слово.
(Дети зачитывают составленные словосочетания, указывая главные и зависимые слова)
– Ребята, что обозначают зависимые слова в написанных вами словосочетаниях? Какой частью речи они являются? К какому разряду прилагательных мы отнесём эти слова? Почему? Докажите свою точку зрения.
III. Работа по основной теме урока.
– А теперь посмотрите на доску. Здесь тоже даны словосочетания:
мой платок
твоя тетрадь
ваша линейка
наш учебник
свой пакет
– На какой вопрос отвечают выделенные слова? На что они указывают? Можно ли их назвать прилагательными? Почему? Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? А к какому разряду? Почему вы так считаете? Давайте сверим ваши размышления с материалом учебника.
IV. Первичное закрепление новых знаний.
Работа с предложениями.
– Найдите в приведенных предложениях притяжательные местоимения. Определите их падеж.
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. На печке заводит свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно. Привет, Россия, - родина моя! Как под твоей мне радостно листвою!
Проверка предложений.
– А вот еще два предложения. Найдите среди них то, в котором содержится притяжательное местоимение. Докажите свою точку зрения.
Иван Иванович недавно встретил его на улице. А теперь перед Иваном Ивановичем лежал его дневник.
2. Работа с раздаточным материалом
– Запишите предложения, определите разряд выделенных местоимений: подчеркните личные местоимения одной чертой, а притяжательные – двумя.
Хорошим другом детей стал писатель-фантаст Кир Булычев. Его герои учат нас верить в добро и справедливость. «Бригантина» - это песня романтиков. Написал ее Павел Коган. Радиоастрономы установили связь через планету Венера. Их эксперименты имеют большое научное значение.
(Проверка осуществляется в парах)
– Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности.
3. Работа по устранению ошибок в употреблении притяжательных местоимений
– Ребята, послушайте стихотворение.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки!»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут!»
– Я вижу: многие из вас улыбаются. Что вам показалось забавным в этом тексте? Как вы думаете, зачем автору понадобилось допускать ошибки в употреблении притяжательных местоимений? Он сделал это намеренно. Но некоторые люди делают такие ошибки непроизвольно. Они просто не знают, как правильно употреблять эти слова.
Давайте вместе попробуем устранить ошибки в употреблении притяжательных местоимений.
На ихних огородах травы много наросло.
В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы.
Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.
Я восхищаюсь егошними стихами.
В ейном классе все ребята очень дружные.
– Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которую мы назовем «В редакции журнала». Я буду директором детского журнала «Костер». Как директор этого известного журнала я получаю очень много писем от ребят. Они присылают свои работы с просьбой опубликовать их, но, к сожалению, в них иногда бывает слишком много ошибок, и пропустить их в таком виде в печать мы не можем. Я назначаю вас редакторами (словарная работа со словом редактор) и даю вам поручение отредактировать текст.
И тогда решил я пойти к им в гости, потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Ихние разговоры мне всегда интересны.
Я причесался, сделал своёшние уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится.
В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке.
У них мне очень понравилось, и я решил почаще приходить сюда.
V. Рефлексия.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
15