Образовательный материал

Воронина Наталья Сергеевна,
мастер производственного обучения,
преподаватель спец. дисциплин
ГОУНПО «Профессиональный лицей №10»

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».
Я. Коменский

Влияние различных видов деятельности обучающихся на развитие их личностного потенциала на уроках теоретического обучения

Современный рынок труда требует от образовательных учреждений высококвалифицированных специалистов. Поэтому перед педагогическим коллективом стоит первостепенная задача сделать все, чтобы рынок труда получил именно такого специалиста.
Естественно нужно учитывать потребность личности в саморазвитии, формирование у молодого специалиста умений анализировать возникающие проблемы, принимать решения и вырабатывать критерии их правильности при ежедневном обучении. А мы преподаватели прилагаем максимум усилий для развития творческих способностей и развития личности в целом.
Сегодня на уроках как производственного, так и теоретического цикла можно применять различные методы обучения.
Вот, например: урок – игра (деловая, ролевая) предполагает развитие у обучающегося творческого потенциала, путём приведения различных ситуаций и принятия решений, причём в зависимости от постановки вопроса экстренных. Обучающийся согласно ситуации принимает решение. В процессе урока задействованы все сферы деятельности: обобщение, анализ, синтез. Не мало важную роль играет в процессе урока и общение.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. 60% от урока педагог тратит на устное объяснение материала, возникает потребность к созданию такого рода заданий, чтобы обучающийся не только ушёл с урока с какими либо знаниями, но и возникал момент развития личности. Речевая деятельность обучающегося развивает его потенциал на 70% , а это в современных условиях немаловажно.
В подаче материала педагогом должна присутствовать эмоциональная насыщенность: т.к. обучающийся может задавать вопросы, находиться на уроке где доброжелательная атмосфера и идёт непроизвольное развитие личности. В качестве домашнего задания будущим специалистам в области парикмахерского искусства можно давать упражнения по выработке мимики, т.к. при работе с клиентом это играет важную роль. Да и в общении с окружающими такие упражнения вызывают сдержанность и терпение, развивают способность контролировать свои эмоции (перед зеркалом обучающийся демонстрирует различные реакции и смотрит как со стороны это выглядит, делает записи и вывод по увиденному). Развитие умений выделять главное в процессе изучения урока, способность анализировать, наблюдать, и тренировать умения, выстраивать логическую цепочку при ответе материала и доклада – это современный ученик, скорее его образец, который желает видеть преподаватель и прилагает максимум усилий для этого.
Литература

1) Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 1997.
2) Анапьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1973, 280 с.
3) Анапьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.
4) Анастази А. Психологическое тестирование КИ-1-М., 1982. (Содержание психологического тестирования: 17-31)
5) Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М.,1964.
6) Бодалёв А. А. Общая психодиагностика. - М., 1987, с. 124-128.
7) Борисов Г. Б. В мире подростка. – М.: Медицина, 1980.
8) Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
9) Бэрон Р. –Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001.
10) Гарбузов В. И. От младенца до подростка. – СПб.: Респекс, 1996.
11) Давыдов В. В. Виды общения в обучении. – М., 1972.
12) Дилигенский Г. Г. Социально – политическая психология. – М., 1996.

15