Образовательный материал

Лариса Кирилловна Иванова Санкт-Петербург
Аннотация.
Элективный курс «Обучение итоговому сочинению по русскому языку в 9 классе ( Задания КИМов : 15-1, 15-2, 15-3)

Данный элективный курс содержит методические комментарии по подготовке сочинений предложенных жанров, а также материалы к 35 урокам по обучению сочинению - рассуждению, пользуясь которыми учитель поможет учащимся подготовиться к успешной сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе.
Элективный курс построен с учётом требований ФГОС и имеет
ярко выраженную практическую направленность, методические комментарии к каждому жанру сочинений составляют небольшую, но очень важную часть.
В разработанных уроках важное значение придаётся развитию личностно-смысловой деятельности учащихся.
На занятиях по обучению сочинениям, используются как традиционные, так и нетрадиционные педагогические методы и приёмы, различные образовательные технологии, цель которых – развитие ресурсов личности подростка путём диалогического взаимодействия, когда познавательный интерес, личный опыт учащихся, творчество выходят на первый план.
На занятиях используется большое количество разнообразного дидактического материала, поэтому такое учебное пособие должно быть у каждого ученика.
Пособие предназначено для учителей русского языка и учащихся 9 классов.


Содержание пособия

I. Задачи элективного курса
Методический комментарий
II. Тексты
III. Обучение сочинению на лингвистическую тему( задание КИМов: 15-1)

1.Методический комментарий
2.Материалы к занятиям:
1.Каким может быть сочинение на лингвистическую тему?
2.Употребление фразеологизмов в речи.
3.Употребление глаголов в речи.
4.Употребление деепричастий в речи.
5. Роль эпитета в речи.
6. Тип речи – рассуждение. Особенности публицистического стиля.
7.Диалог. Речь как средство характеристики героя в художественном тексте.
8.Роль знаков препинания в тексте
10. Предложение как средство выражения мысли. Основная функция синтаксиса - общение.
11.Фигуры речи. Синтаксические средства выразительности.
12.Употребление существительных в речи
13.Роль синонимов в речи
14.Творческие диктанты:
- Существительное – дирижёр грамматического оркестра
- Употребление имён прилагательных и наречий образа действий в речи
Приложение
Виды самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к сочинению на лингвистическую тему.
IV. Обучение сочинению по цитате из текста
( Задание КИМов: 15-2)

1. Методический комментарий
2. Материалы к занятиям « Обучение сочинению-рассуждению по цитате из текста»
1. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки, – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа..»
Текст 1.
2. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». Моряки знали цену мужеству». Текст 2
3. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок». Текст 3
4. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Славка был счастлив». Текст 4
5. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Конечно, не стал Генка говорить про это Владику. Только сказал: У меня отец тоже инженер. Строитель. В поездках все время» Текст 5
6. Сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете начало рассказа: «Необычной по своему историческому сюжету была дружба этих двух людей». Текст 6
7. Сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала: Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и  Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде. Текст 7
8. Сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете конец рассказа: «Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?» Текст 8
V. Обучение сочинению на понимание слова
(Задание КИМов: 15-3)

1. Методический комментарий
2. Материалы к занятиям:
1.Что такое человечность. Текст1
2.Что такое патриотизм. Текст 2
3.Что такое воля. Текст 3
4.Что такое счастье. Текст 4
5.Что такое совесть. Текст 4
6.Что такое взаимопонимание. Текст 5
7.Что такое дружба. Текст 6
8.Что такое человеческое достоинство. Текст 7
9. Что такое искусство Текст 8
10.Что такое самовоспитание. Текст 9
11.Что такое внутренний мир человека Текст 10
Методический комментарий.
В итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе разработчиками контрольно-измерительных материалов (КИМ)ов в 2015 году предложены три темы сочинений-рассуждений: первая тема – сочинение на лингвистическую тему(15 -1), вторая–по цитате из предложенного текста (15 -2), третья–связана с толкованием слова на морально-этическую тему (15– 3). В помощь учащимся 9 классов, сдающим ОГЭ, в Интернете представлено огромное количество материалов по написанию сочинений: это и сочинения на лингвистическую тему, и памятки по написанию сочинения, и презентации, и шпаргалки, и советы специалистов.
Но технологии обучения данным жанрам сочинений разработаны в методике недостаточно хорошо.
Перед учителем русского языка стоит сложная новая задача – научить учащихся создавать сочинения предложенных жанров и помочь успешно сдать экзамен по русскому языку в 9 классе.
В элективном курсе « Обучение итоговому сочинению по русскому языку в 9 классе ( 15-1,15-2, 15-3)» представлены методические комментарии и разработаны материалы занятий по обучению сочинениям разных жанров с учётом требований ФГОС.
На таких занятиях максимально используется индивидуальный опыт ученика, важное значение придаётся развитию личностно-смысловой деятельности учащихся. При этом основным условием достижения учеником предметных, метапредметных и личностных результатов обучения выступает вовлечённость ученика в деятельность, в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания.
Учитель на данных уроках выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблемы, решение которой приводит к формированию предметных, личностных, метапредметных универсальных учебных действий.
В чём специфика занятий по обучению данным сочинениям?
Цель данных занятий не только в подготовке ученика к успешной сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы, но и в формировании личности подростка путём диалогического взаимодействия, когда познавательный интерес, творчество выходят на первый план.
На занятиях по обучению сочинению- рассуждению используются как традиционные, так и нетрадиционные педагогические методы и приёмы. Важную роль играет индивидуальная дифференцированная работа, а также обучение в парах постоянного состава, когда ученики могут посоветоваться друг с другом, выбрать оптимальный, согласованный вариант ответа на предложенное задание.
На таких занятиях успешно реализуется внутренняя дифференциация в классе, что позволяет избежать отрицательных моментов в общении школьников и учителей, развивает положительную мотивацию учеников к процессу обучения.
Ученик получает творческое задание и самостоятельно письменно выполняет его в течение 2-5 минут, а затем начинается коллективное обсуждение, ведётся глубокий, серьёзный анализ текста, проблемы или понятия. Учащиеся с вниманием слушают своих товарищей, оценивают их способность мыслить, одновременно анализируют и свои способности, умение выражать свои мысли.
Сначала в работе участвует часть учащихся, а остальные только слушают, но постепенно каждый ученик старается включиться в беседу, поделиться своей мыслью. Через какое-то время у ученика появляется уверенность человека, которому есть что сказать и за что себя уважать. А поскольку речь – это неотъемлемая часть характера, которая самым широким образом определяет личность, то данные уроки формируют в человеке не только необходимые умения для создания сочинения- рассуждения, но и такие качества личности, как самоуважение, чувство собственного достоинства.
В заключение хочется отметить, что учитель, реализовавший элективный курс «Обучение итоговому сочинению по русскому языку в 9 классе» не только поможет учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку, но и сумеет сформировать у учащихся умение работать самостоятельно, умение учиться, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Задачи элективного курса:
1)целенаправленное формирование у учащихся целостной картины мира;
2) совершенствование навыков анализа текстов публицистического и художественного стилей;
3) овладение жанрами сочинений: на лингвистическую тему, по цитате из текста, жанром эссе в работе с определением понятия слова;
4) развитие ученика средствами языка и помощь в его самоутверждении в жизни в соответствии с усвоенной системой духовно-нравственных ценностей;
5) использование интерактивных технологий обучения, способствующих развитию личности;
6) развитие творческой, инновационной деятельности учащихся, способности рефлексировать;
7) развитие способности к свободному выбору, который всегда культурно и социально обусловлен.
Предметные, личностные и метапредметные цели занятий:
1. Формировать положительные представления о нравственно-этических нормах, принятых в обществе.
2. Развивать логическое и образное мышление учащихся.
3. Совершенствовать умение составлять тексты в научном и публицистическом стилях.
4.Развивать навыки критического мышления, воспитывать культуру общения, открывать разные способы познания себя и мира.
5. Извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её.
6. Выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение.
7. Строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, подбирать аргументацию).
8. Сотрудничать с другими людьми.

Материалы к занятию 1
« Каким может быть сочинение на лингвистическую тему?» (Задание КИМов 15-1)

1. Каждое слово в русском языке имеет лексическое значение. ( Оно изучается в разделе языкознания « Лексика») и грамматическое значение ( оно изучается в разделе «Грамматика», ( морфология и синтаксис ).
Охарактеризуйте слово совесть с точки зрения лексики и грамматики, придумайте предложение с этим словом.( Лексический комментарий: совесть – это чувство ответственности за свои поступки перед собой, перед людьми и обществом.; грамматический комментарий: «совесть» - это сущ., обозначает предмет, 3 склонение и так далее, а с точки зрения синтаксиса - оно может быть подлежащим и другими членами предложения.
обст.
Он со спокойной совестью отстаивал свои права.)
2. Выберите одно из слов, сделайте письменно лексический и грамматический комментарии, составьте предложение с этим словом: человечность, Родина, сострадание, милосердие, честность, честь, достоинство).
3. Прочитайте информацию, перескажите её друг другу.
Жизнь языка проявляется в речи. Основная часть сочинения должна быть посвящена лингвистическому анализу языковых явлений ( = языковых единиц).
Сочинение на лингвистическую тему – это не анализ выразительных средств языка и не вид разбора, который умеет делать каждый ученик. По мнению русского учёного-лингвиста Виноградова В.В., «все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». В сочинении-рассуждении нужно показать, как «работает» слово, словосочетание, предложение, любое языковое явление в речи. Ученик составляет высказывание, в котором показывает, что всякая мысль обретает смысл, когда она оформлена грамматически.
4. Прочитайте высказывание на лингвистическую тему учёного-методиста Е.И. Никитиной.
«Человек не грибок – в день не вырастает».
В пословице говорится о том, что взросление человека – процесс сложный и трудный. Эта мысль выражена сложным бессоюзным предложением, состоящим из двух частей, связанных причинно-следственными отношениями, а также интонацией, которая на письме передана знаком « тире».
Многозначный глагол вырасти в пословице употреблён в прямом значении – стать взрослым и в переносном – стать более зрелым, развитым.
Проанализируйте, как построено это высказывание на лингвистическую тему? (Сначала раскрывается смысл пословицы, а затем показано, как эта мысль выражена с точки зрения лингвистики: синтаксиса, пунктуации, лексики).
5. Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи: Самый классный классный!
6. Прокомментируйте это предложение с точки зрения смысла,
лексики, грамматики ( морфология и синтаксис), пунктуации, выразительности языка.( О чём предложение, почему предложение восклицательное, каково значение многозначного слова классный, почему используется превосходная степень прилагательного самый классный? В чём выразительность этой фразы?)
7. Составьте письменный лингвистический комментарий этого предложения ( по аналогии с комментарием Е.И. Никитиной.)
8. Прочитайте строфу из стихотворения А.С Пушкина « Пророк»:
И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь и внемли,/ исполнись волею моей/ и, обходя моря и земли,/ глаголом жги сердца людей !
Сделайте синтаксический разбор этого предложения. Обозначьте все части речи.
9. Сделайте устный лингвистический комментарий строфы ( Какова главная мысль строфы, почему используется устаревшая лексика, какова роль глаголов в повелительном наклонении, побудительных предложений, какова роль метафоры?)
10. Напишите лингвистический комментарий строфы А.С.Пушкина или составьте отдельные предложения о значении и роли языковых единиц в этой строфе, используя данные слова и словосочетания. (Старославянский язык, архаизмы, устаревшие слова, придают речи торжественность, глаголы в повелительном наклонении, содержат призыв, обращение, побудительные предложения, прямая речь, выразительные средства языка, метафора.)
( Лингвистический комментарий к данной строфе может быть такой.( Можно использовать этот материал в качестве диктанта или свободного диктанта) В этой строфе стихотворения А. Пушкина « Пророк» звучит призыв Бога стать смелым поэтом-провидцем, бесстрашно поучающим людей.
Эта мысль выражена с помощью архаизмов: виждь( смотри), внемли ( слушай), глаголом( словом). Эти слова пришли в русский язык из старославянского языка. Они являются устаревшими. Такие слова придают речи торжественность. Глаголы восстань, внемли, жги употреблены в повелительном наклонении, в них содержится призыв к пророку служить людям. Обращение Бога к пророку представлено в виде прямой речи. Предложение прямой речи – простое, осложнено обращением к пророку, однородными членами и деепричастным оборотом. Предложение по интонации восклицательное: глас Божий звучит торжественно, призывно. На письме передано «восклицательным знаком».
(Это ещё не сочинение, но очень важная его часть. Это лингвистическое высказывание, в котором раскрыто «единое смысловое целое в процессе речи-мысли» (Л.В. Щерба) любых единиц языка, любого языкового явления)
11. Прочитайте предложение, составьте лингвистический комментарий.
Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
В этом предложении говорится.. Эта мысль выражена( характеристика предложения). Слово( часть речи) употреблено в..значении. В тексте оно являются ( назвать троп).Благодаря этой создаётся образ

12. Проанализируйте текст по критериям оценки сочинений на лингвистическую тему, предложенным разработчиками КИМов.
Например, тема: « К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». ( Б.Г. Головин)

Вступление. Какие единицы языка могут быть использованы для выражения различных чувств и мыслей? ( Очень важно уметь сформулировать вопрос к цитате, на который надо дать ответ.) Для выражения мыслей и чувств могут быть использованы любые единицы языка: существительные и глаголы, предлоги и союзы, приставки и суффиксы, метафоры и эпитеты, многозначные слова и омонимы.( рассуждение на теоретическом уровне)
Тема ( тезис) Возьмём, например, такие языковые единицы, как глагол и простое предложение, осложнённое однородными членами.( Цитата сочинения сформулирована так, что ученик, изучив текст, сам выбирает, о каких языковых единицах будет писать).
Глагол в художественной речи – неисчерпаемый источник экспрессии. Изображая героя через его действия, писатель проникает в его внутренний мир, описывает его чувства, поведение. ( Рассуждение на теоретическом уровне - роль глагола в речи).
( Анализируется первый абзац из рассказа Ю. Яковлева» Богульник» « Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и снова глядел на доску. А через несколько минут снова зевал». Текст взят из сборника И. П. Цыбулько «36 вариантов ГИА»).
Первый аргумент и примеры. В первом абзаце рассказа Ю. Яковлева говорится о том, как мальчик-молчальник вызывающе зевал на уроке, потому что хотел спать.
Эта мысль передана глаголами несовершенного вида: зажмуривал ( глаза), разевал ( рот), морщил ( нос), глядел ( на доску), зевал. Эти глаголы точно, выразительно и смешно передают состояние мальчика, которому хотелось спать. ( Роль глаголов- сказуемых в данном фрагменте текста). Глагол разгонял ( сон) употреблён в переносном значении, то есть – боролся со сном.
Второй аргумент и примеры. В этом же абзаце автор использует предложение с однородными членами, с помощью которых подробно описывает состояние сонного мальчика. Это предложение по интонации восклицательное, что усиливает эмоциональное звучание фразы. ( Роль предложения с однородными членами в тексте). На письме обозначено «восклицательным знаком».
Вывод. Таким образом, в этом абзаце «удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы» - глаголы и простое предложение с однородными членами.
13. Исправьте одну речевую или грамматическую ошибку в лингвистическом высказывании ученика к строфе А.С.Пушкина. ( Мини-сочинение написано на доске)
14. Исправьте грамматическую ошибку.
Нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной.



Материалы к уроку 2
Предложение как средство выражения мысли, общения.
1. В языке есть слова. В языке есть грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения.
Л.В. Успенский.
2. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. Л. В. Успенский.

3. Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение Л.В. Успенский
1. Что изучается в разделе синтаксис?
2. Что называется предложением? Слова в предложении связаны по смыслу, интонацией ( паузами, логическим ударением) и грамматически, об этом вы и будете размышлять в сочинении на лингвистическую тему.
3. Спишите текст, озаглавьте, определите главную мысль текста, запишите её.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба.. .( По Н.В. Гоголю)
4.Что такое словосочетание?
Запишите названия трёх типов словосочетаний, которые конкретизируют названия предметов, явлений, действий, выпишите три примера из текста Н. В. Гоголя об украинской ночи, запишите, что конкретизируют словосочетания.
Образец: дышит вверху. Словосочетание составлено по типу примыкания, конкретизируется явление (природы )– дышит( где?) вверху.
5. Прочитайте информации о синтаксисе, выпишите ключевые понятия, перескажите текст друг другу.
Особенность синтаксиса заключается в том, что в процессе речи, общения говорящий постоянно создает новые предложения. Любую мысль можно выразить с помощью предложения. В синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи.
По мнению Л. Успенского, «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Поэтому в лингвистическом комментарии о синтаксисе важно показать, как строится мысль, которая возникла в сознании человека. Для этого нужно: 1. определить тип предложения, 2.показать, чем осложнены простые предложения, 3.каковы смысловые отношения между частями сложных предложений, 4.определить роль интонации между частями предложений.
В русском языке – четыре типа предложений: простые, осложнённые обращениями, вводными словами, однородными членами, обособленными членами предложения; сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
В чём особенности смысловых отношений в сложных предложениях?
В сложносочинённом предложении – события ( явления) могут происходить одновременно, например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Последовательно, например: Рассвело, и мы тронулись в путь. Противопоставлены события, например: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
Чередование явлений или событий, например: То светило солнце, то шел дождь.
В сложноподчинённом предложении придаточное предложение поясняет, или определяет, или указывает на причину, условие, время того, что происходит в главном предложении.
В бессоюзном предложении – второе раскрывает причину, поясняет первое, содержит вывод или следствие.
7. Определите тип сложного предложения и запишите смысловые связи между предложениями.
Образец. Последние тени сливались, да мгла синела. .( Предложение сложносочинённое–события происходят одновременно)
1.Гроза прошла, и ветки белых роз в окно мне дышат ароматом.
2 Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.
3. Березы распустились, дубы же стояли обнаженными.
4.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
5.Когда ехал сюда, рожь только начала колоситься.
8. Прочитайте лингвистическое высказывание учёного-методиста Е. И. Никитиной.
«Человек не грибок – в день не вырастает».
В пословице говорится о том, что взросление человека – процесс сложный и трудный. Эта мысль выражена сложным бессоюзным предложением, состоящим из двух частей, связанных причинно-следственными отношениями, а также интонацией, которая на письме передана знаком « тире».
Многозначный глагол вырасти в пословице употреблён в прямом значении – стать взрослым и в переносном – стать более зрелым, развитым. Как построено высказывание на лингвистическую тему?( Сначала раскрывается смысл пословицы, а затем показано, как эта мысль выражена с точки зрения лингвистики: синтаксиса, пунктуации, лексики.
9. Прочитайте предложение, выполните задание на выбор:
1).Сыплется величественный гром украинского соловья, 2)и чудится, 3)что и месяц заслушался его посереди неба.
Первый вариант. Составьте лингвистическое высказывание по аналогии с высказыванием лингвиста Е. И. Никитиной.
Второй вариант. Продолжите мысль: В этом предложении говорится.. Эта мысль выражена..( предложениями), явления происходят: Между предложениями ( какая интонация? пауза).. Многозначный глагол заслушался( месяц) в предложении является.. ( троп назвать).
10. Напишите мини-сочинение - рассуждение, используя цитату Л.В. Успенского. «В языке есть слова. В языке есть грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Река тоже присмирела; немного погодя, и в ней кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
( Синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи. Рассмотрим, как оформляется мысль в речи на примере одного предложения.
Л. Успенский писал: « В языке есть грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Как же построено данное предложение?
В этом предложении говорится о застывшей, присмиревшей реке. Эта мысль выражена бессоюзным и сложносочинённым предложениями. После первой части бессоюзного предложения - долгая пауза, так как части предложения менее тесно связаны друг с другом. На письме интонация долгой паузы обозначена знаком «точка с запятой». События в сложносочинённом предложении совершаются последовательно. Глагол присмирела употреблён в переносном значении, замерла, стала спокойной.
Таким образом, мы видим: особенность синтаксиса заключается в том, что в процессе речи-мысли говорящий или пишущий создает новые предложения, благодаря которым происходит общение.)
Важно. Мы рассмотрели только роль сложных предложений в оформлении мысли, но любой тип предложений может стать средством выражения мысли.
Цитаты для домашнего задания.
1. Григорян Л.Т.: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
2. Милославский И.Г.: «Грамматика русского языка - это прежде всего средство выражения мысли».
3. Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение Л.В. Успенский

Материалы к занятию 3
Обучение сочинению- рассуждению на лингвистическую тему: «Фигуры речи ( синтаксические средства выразительности) как средство выражения мысли». (Задание КИМов 15-1)
( Используется текст Н.В.Гоголя « Знаете ли вы украинскую ночь?» См. предыдущее занятие о синтаксисе « Предложение как средство общения )
1. Прочитайте информацию о синтаксических средствах выразительности, перескажите друг другу. Запишите термины синтаксических средств выразительности и ключевые понятия об их роли в речи.
1.Такие синтаксические средства выразительности, как инверсия, то есть обратный порядок слов, риторический вопрос и риторическое восклицание, однородные члены предложения, синтаксический параллелизм придают художественной речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию Средства художественной выразительности  помогают автору создать художественный  образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
2. Прочитайте информацию о роли инверсии в тексте? Выполните грамматическое задание.
Инверсия – обратный порядок( сказуемое-подлежащее, существительное- прилагательное ) слов усиливает эмоциональность речи. Прямой порядок слов характерен для спокойного тона речи.( подлежащее- сказуемое).
Продолжите предложения: 1. Я иду в школу.. 2. Иду я в школу
В каком из составленных вами предложений усиливается эмоциональность речи? Как это выражено грамматически?( порядок слов в предложении)
3. Прочитайте лингвистический комментарий о роли инверсии в тексте.
Белеет парус одинокий ( М. Ю. Лермонтов). В этом предложении используется инверсия, то есть обратный порядок слов. Прилагательное « одинокий» стоит после существительного парус, на него падает логическое ударение. Оно становится очень важным в строфе, потому что тема одиночества в стихотворении - главная.
4.Укажите предложения, где есть инверсия, то есть обратный порядок слов, определите роль инверсии в тексте. Напишите лингвистическое высказывание по аналогии с предыдущим высказыванием или мини-изложение предложенного текста. (Обратите внимание на логическое ударение)
1.С середины неба глядит месяц.2. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее.3. Горит и дышит он.
( В 1 и 3 предложениях есть инверсия, то есть обратный порядок слов. Существительное месяц и местоимение он( небосвод) стоят после глаголов глядит, горит, дышит, на них падает логическое ударение. Эти слова становятся важными в предложениях, потому что автор хочет показать красоту лунной ночи, когда освещённой месяцем небесный свод стал ещё прекрасней, очаровательней).
5. Прочитайте информацию о синтаксических средствах выразительности: риторическом вопросе, риторическом восклицании, об однородных членах. Какова их роль в тексте? Перескажите информацию друг другу.
Риторический вопрос – не требует ответа, но приглашает к размышлению. В риторическом восклицании - выражены различные чувства: как положительные, так и отрицательные: радости, восхищения, угрозы. Однородные члены используются как подробное средство описания предметов, действий, явлений, признаков.
4.Какие синтаксические средства выразительности используются в этом фрагменте текста?
1.Знаете ли вы украинскую ночь? ( ) 2. О, вы не знаете украинской ночи!( )
3 А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. ; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий?( )
5. Используя текст Н.В. Гоголя, допишите предложение. Используя риторический вопрос,( ), риторическое восклицание( ), однородные члены( ) Н. В. Гоголь ( используйте информацию начала занятий).
6. Прочитайте информацию.
Что такое синтаксический параллелизм? Это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Это синтаксическое средство выразительности усиливает эмоциональность речи, благодаря ему создаётся художественный  образ, раскрывается авторский замысел.
6. Прочитайте текст, назовите синтаксическое средство выразительности, определите его роль в тексте.
1.Ни один памятник архитектуры не был изображён живописцами столько раз, как Кижи. 2.Кижи - это великая поступь петровских ратников. 3.Кижи -это завещание потомкам, наказ любить свою страну. 4.Кижи есть бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
(Е. Осетров).
7. Допишите предложение: Используя в тексте о Кижах такой приём синтаксического средства выразительности, как синтаксический параллелизм,( одинаковое построение нескольких предложений),( ) автор
8. Составьте одно предложение о месте, где вы живёте, по такой же модели, как у Е. Осетрова.( Кижи – это)( Несколько человек записывают свои предложения на доске. Получится мини-текст о месте, где вы живёте, с использованием такого синтаксического средства выразительности, как синтаксический параллелизм). Какие чувства выражены в этом мини-тексте?
9. Найдите в тексте Н. В. Гоголя предложения, в которых используется синтаксический параллелизм. Выпишите эти предложения, какова их роль в тексте? ( Божественная ночь! Очаровательная ночь!)
9. Исправьте грамматические ошибки:
в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;
10. Исправление одной речевой ошибки, допущенной в лингвистическом высказывании по тексту Н.В. Гоголя.
11.Д./З Выполните творческое задание на выбор.( На основе двух занятий о синтаксисе)
1. Используя текст Н.В. Гоголя об украинской ночи, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Вступление: размышление о цитате К Г. Паустовского: Что можно выразить русским словом? ( 2-3 фразы)
2. Тема- тезис Возьмём, например, такой раздел грамматики, как синтаксис. В синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи. Любую мысль можно выразить только с помощью предложения. А любое предложение можем стать выразительным средством языка.
3. Два аргумента и примеры.( Не забудьте передать, смысл предложения, абзаца или фрагмента текста, с которым будете работать.)
Первый аргумент: типы предложений, используемые в тексте
Второй аргумент: выразительные средства синтаксиса и их роль в тексте.
4. Вывод – используйте часть цитаты из темы сочинения.

2. Используя текст Н.В. Гоголя об украинской ночи, напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л. В. Успенского «Словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
1.Вступление: размышление о цитате Л. В. Успенского. ( 1-2 фразы)
Далее используйте тот же план, что и в первой теме.



Обучение сочинению-рассуждению на тему: «Что такое человечность?»

Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

1. Подберите однокоренные слова, синонимы и ассоциативный ряд к слову человечность, запишите их. ( человек, человечный, очеловечить, человечно; деятельная доброта, милосердие, чуткость, искренность, желание помочь другому, отзывчивость, сочувствие, сострадание, гуманное отношение, воспитанность) Обмен информацией.
2. Подберите однокоренные слова, антонимы, ассоциативный ряд к слову человечность, ( бесчеловечность, бесчеловечный, бесчеловечно, жестокость, равнодушие. немилосердие, ). Обмен информацией.
3. Работа с цитатами на морально-этическую тему( одну по выбору)
Как понимаете смысл цитат Ф. Достоевского Л. Толстого, А.Чехова, согласны – не согласны, почему?( 2-3 фразы)
1) Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Ф. Достоевский.
2) Хорошо, если бы каждый человек оставлял после себя школу, колодезь, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно. А.П. Чехов. Каждый ли человек способен оставить свой «добрый след» в жизни?
3) Желание служить общему благу непременно должно стать потребностью души, условием личного счастья. ( А. Чехов)
4) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. Лев Николаевич Толстой
4. Лев Толстой считал, что «доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой». Знаете ли вы такого человека, для которого делать добро стало привычкой?
5. Работа со словарями по определению понятий- человечность, милосердие. Выпишите одно определение.
1)Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. В.И. Даль
2) Человек не для себя родится (для Бога и людей). Даль В.И.
3) Милосердие это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
4).Милосердие -это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
5. Ответьте на вопросы.
1.Что значит деятельное проявление доброты, человечности, милосердия. Приведите пример.
2. Согласны ли вы с мнением В.И. Даля, что человек не для себя родится. Приведите пример.
6. Работа с публицистическим текстом о добре, человечности( не более 100 слов).
Прочитайте текст, выпишите из текста понравившуюся цитату и прокомментируйте её.( согласен – не согласен. Почему?)
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная
красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в
детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что
они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть
в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в
заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что
происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и
бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим
человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие
человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть
более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу,
по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые
поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и
единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку
в одиночку, и всему обществу в целом. (По В.А. Сухомлинскому)
( Возможные варианты работы с текстом: озаглавить текст, написать свободный диктант, ответить на вопрос , выписать цитату из текста и прокомментировать её, чем интересна.)
7. Анализ текста Б. Васильева. Текст 1( Важно. Целесообразно сначала провести работу над сочинением по цитате из данного текста ( 15 -2).
- В чём человечность слепой женщины?( А ней жила память сердца: бесценное, единственное письмо сына, которое она читала каждый день, радовало, грело душу; сдержанно ведёт себя с девочкой, хотя обратила внимание на её официально-нечеловеческий голос ; )
-В чём бесчеловечность детей? ( Безжалостные дети украли единственное письмо сына, погибшего на войне, которое старая женщина читала каждый день. Письма, «вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа». Страдание женщины велико, лишив письма, её лишили памяти сердца, жизни, которая была наполнена человеческим смыслом.( у животных нет памяти )
8. Работа над композицией сочинения.
1) Сформулируйте и запишите тезис сочинения: что такое человечность(Человечность, доброта – это качества хорошего человека, который) ( обмен информацией).
2) Напишите комментарий( 3-4 предложения +чужое мнение по данной теме.( цитата, строфа стихотворения, мнение других людей, СМИ, определение по словарю и т.д.Например: Хороший человек умеет сочувствовать другому человеку, помогать тому, кто оказался в трудном положении, проявлять к нему сострадание. Хороший человек живёт в ладу с окружающим его миром, он делает добрые дела, большие и маленькие, и эти дела стали для него привычкой. Как писал В. Сухомлинский, « без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека».
3) Два аргумента: размышление автора сочинения о человечности на примере текста Б. Васильева и личного опыта: примеры из литературного произведения, из СМИ, публицистических текстов.
Приведите пример человечности, доброты, милосердия. ( Домашнее задание).
4)Сделайте вывод. Отношение пишущего к теме сочинения. ( а не к героям данного текста). Можно использовать предложения- клише: Жаль, что.., хорошо, когда. как важно, чтобы.., я думаюНапример: Я думаю, что все люди ценят человечность, доброту в любом человеке , но чтобы стать таким человеком, нужно научиться делать добро другим. Или: Хорошо, когда люди независимо от возраста понимают друг друга и ведут себя человечно, уважительно и достойно). ( обмен информацией).
Важно. Работать с понятиями на нравственно-этическую тему: доброта, война, Родина, патриотизм, память, природа, уважение, смысл жизни, цель жизни, язык народа, совесть, взаимопонимание, сострадание, достоинство, счастье и т. д.)
9. Исправление одной речевой ошибки ( используются высказывания учащихся по цитатам . ( Одно – два высказывания записано на доске).
10. Исправьте речевую ошибку.( никакой устной работы, каждый записывает правильный вариант и зачёркивает, если написал неправильно).
Речевая ошибка. Тавтология ( Р)(повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни.
опыта.
Д/З Написать сочинение на тему: « Что такое человечность?»
Материалы к уроку
Обучение сочинению-рассуждению на тему: «Что такое счастье?»
Как Вы понимаете значение слова счастье? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.




1. Слово учителя. Когда человек говорит: «Я счастлива! Я счастлив!» - этим он выражает хорошее, позитивное или возвышенное внутренне состояние своей души. Что же такое счастье? Как человек может стать счастливым? Можно ли купить, подарить или например, найти или потерять счастье? Один человек считает, что купив машину – он будет счастлив. Другой думает, что счастье – это семья, третий – что счастье это быть с любимым человеком, а четвёртый – то, что у него есть кошка или собака. Если человек счастлив, то как долго может продлиться его счастье, как удержать своё счастье и можно ли вообще его удержать? А может быть человеку только кажется, что он счастлив, просто потому что он не видел ничего другого и ему не с чем или не с кем сравнить. Иногда счастье поджидает где-то рядом, а иногда нужно преодолеть многие тысячи километров, чтобы найти своё счастье.
2. Прочитайте определение слова счастье в разных словарях. В чём сходство статей и чем они отличаются?
Толковый словарь Ефремовой
1) Счастье. Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. 2) а) Успех, удача. 3) Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств.
Словарь В.И. Даля
Счастье - (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | случайность, желанная неожиданность, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, благоденствие, благополучие.
3. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Выполните задание по выбор: 1) Сформулируйте и запишите главную мысль текста. 2) Как вы понимаете смысл последней фразы стихотворения И. Бунина?
1 Текст
О счастье мы всегда лишь вспоминаем./2. А счастье всюду. 3.Может быть, оно/ вот этот сад осенний за сараем,/ и чистый воздух, льющийся в окно./4.В бездонном небе лёгким белым краем/ встаёт, сияет облако/.5 Давно слежу за ним.6.Мы мало видим, знаем,/а счастье только знающим дано. И.Бунин
4. В чём счастье?? Выберите одно высказывание и прокомментируйте его ( согласен- не согласен, почему?)
1) Счастье - в детях!
2) Счастье - власть, удовольствие и деньги.
3) На то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. Н.В.Гоголь.(Хлестаков)
4) Счастье - иметь любимое дело и веру.
5) Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям. Платон

5. Прочитайте высказывания о счастье. Выпишите одно-два высказывания, которые показались вам интересными.
1) Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды. Гераклит
2) Целью жизни должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной - и успех не будет полным. Т. Драйзер
3) Истинное счастье невозможно найти, если заниматься только его поисками. Оно приходит благодаря служению людям, любви и счастью, которое мы приносим в мир. Ральф Уолдо Эмерсон
4) Вы счастливы или несчастны не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем являетесь, где находитесь или что делаете; ваше состояние определяется тем, что вы обо всем этом думаете. Дейл Карнеги)
5) Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.
6) Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
7) Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. В.М. Песков

6. Прочитайте текст. Выпишите 2-3 мысли, которые кажутся вам важными, или сформулируйте главную мысль текста.
1.Стремление к счастью свойственно всем людям это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас.2. Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. 3.Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки и стать счастливым. 4.В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. 5. Он также становится легко управляемым отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. 6. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. 7. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. 8. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.
7. Прочитайте высказывания о счастье. Они принадлежат одному человеку. Составьте портрет счастливого человека на основе его высказываний. (Сначала коротко сформулируйте и запишите смысл цитаты).
1) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.( в семье)
2) Есть два желания; исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.
3) Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
4) Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение других людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.
5) Счастье есть удовольствие без раскаяния.
6) Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.
7) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью,
понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.( Это высказывания Л. Толстого)

8. Прочитайте текст. Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл. От чего это зависит?
Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь?» спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», был ответ.
9. Составьте свою классификацию « счастья» и жизненных приоритетов.( Здоровье, семья, деньги, любимая работа, достаток, делать добро близким, общение с природой, любовь , любовь к искусству, .) Маленький социологический опрос. Учитель собирает анонимные анкеты и озвучивает их.
10. Прочитайте фрагмент текста А. П. Чехова из рассказа « Крыжовник». Как вы понимаете метафору « человек с молоточком». Выскажите ваше мнение (Согласен- не согласен с мнением А. Чехова. Почему?)
Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столькото с ума сошло, столькото ведер выпито, столькото детей погибло от недоедания И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял ктонибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.
– Павел Константиныч! – проговорил он ( Иван Иванович) умоляющим голосом, – не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чемто более разумном и великом. Делайте добро!
11. Анализ рассказа Крапивина. Расскажите о поступках и поведении Славки. Почему Славка чувствовал себя счастливым человеком?
( Славке не было стыдно перед собой, совесть его была чиста. Не нарушил слово, данное маме – не купался. Живя у моря, знал – гибнущие корабли надо спасать. Кораблик спас, хотя нелегко было прыгать по скользким камням, было жутко и весело, в любой момент мог оступиться на скользких камнях. Нужно было проявить сноровку и волю. Хотя мечтал иметь такой кораблик, но преодолел желание взять себе, совесть его была чиста, поэтому чувствовал себя счастливым.
12.( Вопрос домашнего задания ) Есть ли у вас герой( человек), которого можно назвать счастливым человеком? Приведите примеры из вашего личного опыта( из художественной, публицистической или научной литературы, СМИ, из рассказов друзей, родных, из личных наблюдений).
13. Работа над сочинением
1) Сформулируйте тезис сочинения - что такое счастье.( Постарайтесь соотнести определение слова счастья с главной мыслью текста Крапивина. ) Например: Истинное счастье человека в том, чтобы быть полезным другим людям и иметь спокойную совесть.)
2) Прокомментируйте тему. ( Рассуждение 1-2 предложения + чужое мнение по данной теме: цитата, строфа стихотворения, мнение других людей, СМИ, определение по словарю и т.д. Например: Что такое счастье? У счастья много определений, для каждого человека оно своё. Мы сами определяем причины, по которым можем причислить себя к счастливому или несчастливому человеку. Для одних счастье –это любовь, для других - это семья, дети, друзья, для третьих - любимая работа. И. Бунин писал о счастье так: « О счастье мы всегда лишь вспоминаем./ А счастье всюду. Может быть, оно вот этот сад осенний за сараем и чистый воздух, льющийся в окно Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано». По мнению А.П. Чехова, счастья нет, но он призывает людей делать добро, что кажется ему «более разумным и великим».
3) Два аргумента: один аргумент - размышление автора сочинения о счастье на примере текста, другой - из личного опыта( из художественной, публицистической, научной литературы, из СМИ, из рассказов родных друзей, из окружающего вас мира)
4) Вывод. Отношение пишущего к теме сочинения. ( можно и к героям данного текста). Можно использовать предложения- клише: Жаль, что..; Хорошо, когда. Как важно, чтобы.., Я думаю (Жаль, что не все задумываются над тем, зачем живёт человек. Человек, который размышляет о счастье, о своём месте в жизни, обязательно будет думать о саморазвитии, воспитании в себе положительных качеств, о возможности прожить жизнь интереснее и достойней).
14.Исправление речевой или грамматической ошибки из высказываний учеников о счастье.
15. Работа над речевыми и грамматическими ошибками: неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми. Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив.

16. Напишите сочинение Как Вы понимаете, что такое счастье?


Материалы к занятию
Обучение сочинению-рассуждению на тему: » Что такое внутренний мир человека» (Задание КИМов 15-3)
Как Вы понимаете значение словосочетания внутренний мир человека , прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Текст 10




1.Прочитайте текст. Составьте тезисный план - составляющие внутреннего мира человека.
Так называемый внутренний мир личности – это набор качеств, своеобразная собственная реальность человека, которая не только отличает его от других, но и очень сильно влияет на его собственную жизнь. Разница между людьми огромна, даже если они выглядят похоже. Это мир, в который посторонним вход воспрещен, мир, где таятся тайны, секреты, недомолвки, то есть то, чего нельзя узнать другим.
Психологи и философы считают, что внутренний мир человека имеет следующие составляющие.
Эмоции – один из самых ярких компонентов внутреннего мира человека. Многие переживания оставляют след в душе именно благодаря испытанным эмоциям. События, не заряженные эмоциями, быстро забываются. Эмоции являются источником энергии и стимулируют личность на действия.
Чувства – это тоже эмоции, но отличающиеся более значительным постоянством. Они держатся довольно долго и гораздо меньше зависят от внешней «подзарядки». Обычно чувства имеют направленность, то есть они вызываются конкретным человеком, явлением или предметом. Чувства определяют отношения человека с другими людьми в семье и обществе.
Интеллект - основа духовного, внутреннего мира, благодаря которому, человек живет, определяет свои высшие потребности, эмоции, чувства, познает окружающий мир и себя, свое место в этом мире и обществе, формирует свои ориентиры, стратегические цели и тактические задачи.
Мировоззрение – это один из главных законов формирования внутреннего мира человека. На основе интеллекта, эмоций, чувств, воспитания и самовоспитания формируется мировоззрение - система жизненных ценностей, которые определяют поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, формируют ответственность за свою судьбу и ответственность за благополучие своей семьи и общества, в котором человек живет и трудится.
Итак, внутренний мир - это наша душа ,наши мысли, наш разум, наши чувства, наши мечты, секреты, это частичка чего- то неопознанного, недоступного для чужого. Обычно также обозначают богатый внутренний мир, если человек образован и начитан.
2. Назовите героев художественных произведений с богатым внутренним миром. Охарактеризуйте одного из них. Например, каков внутренний мир Мцыри, Петра Гринёва, Татьяны Лариной.
3.По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. Какие? ( « мозговой штурм»: каждый называет 1-2 нравственных качества человека; два человека записывают на доске. Все вместе создают виртуальный идеальный портрет человека с богатым внутренним миром. Например: целеустремлённый, независтливый, имеет благородную цель, стремиться стать лучше, доброжелательный, чуткий, с чувством собственного достоинства, образованный)
4. Чем интересен людям человек с богатым внутренним миром?
5. Назовите героев художественных произведений с бедным внутренним миром. Охарактеризуйте одного из них. Например, каков внутренний мир Митрофана, героя из комедии Фонвизина « Недоросль»)
После беседы о внутреннем мире героя Фонвизина учащиеся создают образ виртуального человека с бедным внутренним миром. »)( Качества героя записываются на доске двумя учениками. Например: Это человек невежественный, необразованный ?, который не любит родителей, не уважает людей, не хочет учиться, грубый, готовый совершить подлые, безнравственные поступки, не любит трудиться, не стремится стать лучше)
6. Нередко неоценимую помощь в формировании мировоззрения, обогащении внутреннего мира человека оказывают различные положительные примеры и люди, которые встречаются на жизненном пути.
Какие герои книг или реальные люди стали( или могут стать) ориентирами для формирования богатого внутреннего мира человека, то есть чувств, поведения, мировоззрения. Мотивируйте свой ответ.( Комментарий письменного домашнего задания)
7. Человек формирует свой внутренний мир на протяжении всей жизни. Как можно формировать внутренний мир? ( Чтение, самовопитание: постановка положительных целей и их реализация; положительные примеры из художественной, публицистической, научной литературы, а также хорошие люди, которые встречаются на жизненном пути,).
8. Используя материалы урока, составьте словарную статью, что такое внутренний мир человека.
9. Анализ фрагмента текста Антуан де Сент -Экзюпери «Маленький принц» Текст 10
1) Какие советы даёт Лис маленькому принцу? В чём их смысл?
2) Как маленький принц воспринимает советы Лиса?
3) Можно ли сказать о героях текста Антуана де Сент –Экзюпери, что это герои с богатым внутренним миром?
10. Работа над композицией сочинения
1) Сформулируйте и запишите тезис вашего сочинения «Что такое внутренний мир человека». ( Соотносите ваши знания о понятии внутренний мир человека с идеей фрагмента текста о Маленьком принце.( Например: внутренний мир - это наша душа, наши мысли, наш разум, наши чувства, наши мечты, наше представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он формируется на протяжении всей жизни.( Тогда в аргументации речь пойдёт не только о мудрости Лиса, но и Маленьком принце, внутренний мир которого обогащается под влиянием Лиса).
2) Прокомментируйте данное Вами определение. ( Например, чем интересен людям человек с богатым внутренним миром.)
3) Два аргумента:1) размышление автора сочинения о внутреннем мире человека е на примере текста Антуана де Сент –Экзюпери 2) из личного опыта.
4) Вывод. Напишите ваше отношение к теме сочинения. ( а не к героям данного текста. Можно использовать предложения- клише: Жаль, что..; Хорошо, когда. Как важно, чтобы.. Я думаю - Например: Я думаю, что люди с богатым внутренним миром всегда интересны окружающим, потому что, общаясь с такими людьми, человек невольно будет стремиться в чём-то подражать им и становиться лучше).
11.Исправьте речевой недочёт:
неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.
Д/З Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека». Готовясь дома к сочинению, подумай, каков твой внутренний мир, но писать в сочинении об этом не надо)


Обучение сочинению –рассуждению по цитате из предложенного текста (Задание КИМов (15-2)
( Используется текст из демонстрационного варианта 2015 года – о слепой женщине)
Методический комментарий

Ученик создаёт сочинение- рассуждение на морально-этическую тему по цитате из данного текста. Чтобы создать высказывание по предложенной цитате, учащиеся должны изучить художественный текст, составить характеристики героев, участвовавших в конфликте, во взаимоотношениях, проанализировав портрет, поведение, поступки, речь героев. После глубокого, серьёзного анализа текста ученик сможет сформулировать тезис, дать аргументированный комментарий предложенной цитаты и создать сочинение-рассуждение.
Можно предложить типовой сценарий занятия по обучению сочинению по цитате из текста.( 15-2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки, – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения, приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. (Текст о слепой женщине)

Материалы к занятию
Вдумчивое и осознанное чтение текста по абзацам ( смысловым частям). ( После каждого задания, выполненного учениками самостоятельно в течение 2-5 минут, они обмениваются своей информацией; происходит обучение в диалоге).
I. Осмысление текста.
1. Сформулируйте вопрос к цитате сочинения, запишите ответ( первоначальное восприятие после чтения текста)
2. Разбейте текст на смысловые части. ( не более 4)
3. Озаглавьте смысловые части.
4. Сформулируйте и запишите один вопрос по содержанию текста.
(Отвечают на 1-2 вопроса, предложенных учениками.)
5. Определите в тексте время и место действия, выпишите 2-3 ключевых понятия или составьте словосочетания на данную тему.
Используя эти ключевые понятия, придумайте предложение о времени и месте действия в данном тексте.
II. Анализ текста.
Чтобы проанализировать предложенную цитату и создать творческую работу на морально-этическую тему, ученик должен составить характеристики главных героев, участвующих в конфликте.
1. Алгоритм работы с текстом при работе над характеристикой:
- создать таблицу и выписать главные действующие лица;
-определить своё отношение к героям ( положительное +, отрицательное -, плохой – хороший, не очень на уровне эмоционального восприятия);
- перечитать первую смысловую часть;
- выписать из текста ключевые понятия или составить словосочетания, короткие предложения, характеризующие поведение, поступки и речь героев, ( после самостоятельной работы - обмен информацией);
- сформулировать вопросы, характеризующие героев; ( обмен информацией)
- ответить на поставленный, вопрос, сделать вывод о поведении, поступках, речи героев по данному абзацу ( смысловой части) и записать в таблицу. ( обмен информацией)
С другими смысловыми частями работать по такому же плану.
Учащиеся, получив задание, несколько минут работает самостоятельно, ( можно в паре) затем идёт обмен информацией, ученики делятся своими размышления, начинается обучение в диалоге.
Ученики с вниманием слушают своих товарищей, оценивают их способность мыслить, одновременно анализируя и свои способности, умение выражать свои мысли. При таком анализе текста у ученика, работавшего самостоятельно, появляется не только желание поделиться своей мыслью, но уверенность человека, которому есть что сказать и за что себя уважать. А поскольку речь – это неотъемлемая часть характера, которая самым широким образом определяет личность, то такие уроки формируют в человеке не только необходимые умения для создания творческой работы, но и такие качества личности, как самоуважение, чувство собственного достоинства.
Научав анализировать текст таким образом, учитель формирует у учащихся умение учиться.
Ученик, наученный работать по алгоритму, во время экзамена самостоятельно анализирует текст, постигает авторский замысел, создаёт рабочие материалы для написания сочинения. Теперь ему легче анализировать цитату: он формулирует тезис сочинения, отбирает из таблицы материал для аргументации и цитирования и создаёт сочинение-рассуждение.
III. Таблица, которая отражает самостоятельный анализ текста учеником.
Составьте таблицу, выпишите словосочетания, короткие фразы, характеризующие место и время действия рассказа, поведение и поступки героев рассказа. После заполнения таблицы сформулируйте вопросы о поведении и поступках героев. Охарактеризуйте поведение и поступки героев.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: конфликт, взаимоотношения героев Составление характеристики героев
Способы создания характеристики героя
Анна Федотовна +

Большая девочка -

Мальчик + -


Портрет,

Поведение

Поступки

Речь




Время и место действия

В доме Анны Федотовны
1 смысловая часть
( 1-28- предложения)
женщина ослепла от горя,
бережно открыла шкатулку, бесценные письма. Агрессивность детей обидела её.
( поведение героини )
Письменный комментарий ( Каково поведение и поступки героини? Как это её характеризует? (Анализ на основе фрагмента текста).
Старая женщина жила воспоминаниями о сыне, погибшем на войне. Бесценное, единственное письмо сына, которое она читала каждый день, радовало душу, успокаивало, наполняло смыслом её жизнь. Её возмутило поведение детей, которые хотели получить для музея подлинник письма.

2 смысловая часть( 29 -44)














***************


3 смысловая часть ( 45 – 53)
- душа её молчала, - голос сына не звучал в ней. Он умер,
погиб навсегда. Предложение -53

Страдание женщины велико, лишив письма, её лишили жизни, которая раньше была наполнена смыслом.

- Говорит с нескрываемым недоверием,
с вызывающей агрессией
- вклинилась, - официально-нечеловеческим голосом,
( Характеристика героини на основе её речи)
Какова героиня)?

Агрессивная, не терпит возражений, жестокая, бесчеловечная, не может понять, что слепая женщина живёт воспоминаниями о сыне, что письма связывают её с родным, дорогим человеком, и это греет душу, помогает жить.




















----------------------------------


-Трус несчастный,
- говорит с невероятным презрением,
- только пикни у нас.
-молчи лучше! – мы тебе такое устроим, что наплачешься.
Какова речь героини, как она характеризует девочку?
Девочка – человек грубый, безжалостный, с презрением относится к мальчику, который не хочет поступать подло.











































----------------------
Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
Как такое поведение характеризует мальчика?
Мальчик видит подлость девочки, которая хочет украсть письма, сам бы он такого никогда не сделал, но противостоять подлому поступку не может.


Проанализировав текст, ученик приступает к созданию сочинения-рассуждения.
IV. Работа над сочинением.
Композиция сочинения
1) О чём рассказ? ( тема- это кратко сформулированное содержание) Тема рассказа определяется по 3-4 ключевым понятиям текста. Это может быть вступлением.
Определите ключевые понятия текста, сформулируйте тему текста и запишите её. (Например: слепая женщина, дети, письмо сына. В рассказе Б. Васильева говорится о слепой женщине, у которой дети выкрали единственное письмо сына, который погиб на фронте). В теме нет оценочной лексики.
2) Запишите цитату сочинения или фразу, переданную своими словами.
3) Сформулируйте тезис сочинения.( В тезисе отражается главное во взаимоотношениях героев, Например: страдание женщины велико, потому что безжалостные дети лишили её самого дорогого, что радовало душу. Или: Горе старой женщины велико: безжалостные дети прервали нить памяти, убили её душу) Теперь, отвечая на вопрос, в чём смысл финальных строк, почему письма вынули из души героини, автор будет рассуждать о поведении и поступках героев.
4) Аргументация: рассуждение + два примера на основе текста.
Первый аргумент: бесценные письма.( Старая женщина жила воспоминаниями о сыне, погибшем на войне. Бесценное, единственное письмо сына с фронта, которое она читала каждый день, радовало душу, успокаивало, делало её жизнь осмысленной).
Второй аргумент: безжалостные дети ( Но безжалостная девочка, агрессивная, жестокая, не может понять, что слепая женщина живёт воспоминаниями о сыне, что письма связывают её с родным, дорогим человеком. Украв письмо, дети убили душу старой женщины. Теперь сын погиб навсегда. «Ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
4) Вывод. - Можно выразить отношение пишущего к теме сочинения ( а не к героям данного текста), используя предложения- клише: Жаль, что..; Хорошо, когда. Как важно, чтобы.., Я думаю
( Например: Хорошо, когда люди независимо от возраста понимают друг друга и ведут себя человечно, уважительно).
Важно. Учащиеся дома на основе рабочих материалов, составленных в классе, пишут сочинение и в начале следующего урока читают друг другу свой вариант, а затем несколько учеников читают своё сочинение для всех в классе. Учитель обращает внимание на интересные фрагменты сочинения.
По такому алгоритму составлены все рабочие материалы к занятиям по подготовке сочинения по цитате из текста.










13PAGE 15


13PAGE 143215