Урок-практикум по русскому языку в 11 классе Подготовка к ЕГЭ. Особенности публицистического стиля речи


Урок-практикум по русскому языку в 11-ом классе по теме
«Особенности публицистического стиля речи»
Цели урока:
Образовательные
Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его лексические и синтаксические особенности, средства эмоциональной выразительности, работать с заданиями по материалам ЕГЭ.
Развивающие:
Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
Совершенствование речемыслительной деятельности;
Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и составлять таблицы обобщающего характера;
Развитие умения логически верно излагать мысли;
Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Воспитательные:
Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
Тип урока: урок обобщающего повторения и углубления знаний;
Технология: технология критического мышления;
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная;
Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике, совершенствуют навык работы с тестовыми заданиями по материалам ЕГЭ
Оборудование к уроку:
Мультимедийное оборудование; презентация «Публицистический стиль речи»;карточки для индивидуальной и групповой работы; таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал); тестовые задания (раздаточный материал);бланки ответов для заданий части В на ЕГЭ.
Ход урока.
1.Органицационный момент.
- Всем присутствующим на уроке хочу пожелать только положительных эмоций, а вам, ребята, удачи, так как с маленькой удачи начинаются большие успехи.
2. Индивидуальные задания на доске:
1) Выписать по 1 примеру словосочетаний с разными способами связи слов (согласование, управление, примыкание), выполнить их синтаксический разбор.
2) выполнить синтаксический разбор предложения.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.(Д.С. Лихачев)
3) Выполнить морфологический разбор слова своей из предложения.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
4) Выписать лексическое значение слова благоговение и словосочетания отрадное чувство:
3.Орфографическая работа.
Бескрайние поля, беспредельные величественные дали, островки берёзовых рощ, по-девичьи грациозные берёзки, блестящие на солнце реки, узкие липовые аллеи, роскошные долины и леса, аромат распустившихся деревьев, ясная синева осеннего неба, бесконечные вереницы облаков, наслаждение гармонией и чистотой природы, чарующий взгляд на просторы родного края, благоговение перед красотой своей земли, отрадное чувство.
3. Самопроверка (нормы оценок на доске), у 2 уч-ся проверяет учитель.
-Какие орфограммы повторили?( корни с провер. и непровер. гл. в корне слова, черед. корни, правописание приставок, ь после шипящих на конце существ.)
4. Проверка индивидуальных заданий на доске.
1. -связь слов в с/с
Согласование:
Управление:
Примыкание: грациозные по-девичьи.
2. -синтаксический разбор предложения
Повеств, невоскл., сложное, с/п с придаточным условия:
1 )Придаточное, присоедин. с помощью союза если, двусост, рапр, полное, прям. порядок слов;
2)Главное, двусост, распр., полное, прям. порядок слов, осложнено вводным словом)
3. - морфологический разбор слова
Своей - местоимение.
1.Страны (чьей?) своей. Указывает на принадлежность предмета.
2. Пост.призак - притяжательное. Непост признаки: в Р.п, ед.ч., ж.р.
3. Страны (чьей?) своей. (является определением)
4. Лексическое значение слов:
Благоговение - глубочайшее почтение
Отрадное (чувство) - отрадный - приятный, утешительный.
Отрадное чувство - приятное чувство.
5. Беседа
-Какой темой можно объединить словосочетания, с которыми вы работали при выполнении орфографической работы? (Тема Родины)
-Подберите синонимы к слову Родина.(Отечество, Отчизна, родной край, родная страна, место рождения).
-Обратите внимание на смысл предложения. Чьё это высказывание?
-Как вы его понимаете?
- Оформите каждый себе в тетрадь это предложение как предложение с прямой речью.
Д.С.Лихачёв писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
6. Сообщение темы урока, постановка целей.
-О какой теме пойдёт речь сегодня на урок?(О теме Родины)
-Как вы думаете, высказывание Д.С.Лихачёва принадлежит к какому стилю речи?(публицистическому)
-О каком стиле речи мы будем говорить на уроке?
-Какая тема урока?
- Сегодня на уроке я вам предлагаю продолжить разговор о теме Родины, но выяснить особенность звучания этой темы мы должны в текстах публицистического стиля.
Тема урока. Особенности публицистического стиля речи.
Цель?
Цель Обобщить знания об особенностях публицистического стиля
-А какое умение будем развивать?
развивать умение работать с текстом, определять его особенности.
- А зачем вам нужно знать стили речи, уметь работать с текстом разных стилей .
Основная цель уроков русского языка :Подготовка к сдаче ЕГЭ
Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, развивать умение определять стилевую принадлежность текста, его лексические и синтаксические особенности, средства эмоциональной выразительности, работать с заданиями по материалам ЕГЭ.
7. Работа по теме урока.
-сначала нам необходимо найти ответы на теоретические вопросы предложенной таблицы. Где мы можем их найти?
(Учебник и Интернет) В учебнике раздел «Публицистический стиль»
Просмотрите раздел и найдите ответы на предложенные вопросы.
-А у Любы было задание поработать с дополнительными источниками информации и подготовить мультимедийную презентацию по данной теме.
Послушайте и будем отвечать на вопросы теории по данной теме.
*Выступление ученицы с мультимедийной презентацией по теме «Публицистический стиль речи»
2) Вопросы к классу по таблице.
Цель публицистического стиля речи
Сфера применения (где?) Информирование, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём - то.
Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
Основные стилевые особенности
Лексические особенности
Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);логичность;открытая оценочность и эмоциональность;призывность;сочетание экспрессивности и стандарта
Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики.
Синтаксические особенности
Средства эмоциональной выразительности Однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты
Экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории, и т. п.)
Жанры Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
А теперь поработаем с текстом, определим его стилевую принадлежность, выявим особенности.
3)Упражнение 407 (подписываем в тетрадь)
- Кто автор текста? Что вы знаете об этом человеке?
4 ) Сообщение ученика о Д.С.Лихачёве.
Важно знать факты из жизни и творчестве этого человека, т.к на ЕГЭ часто встречаются тексты для написания сочинения- рассуждения.
5) Чтение текста .
-Послушайте текст с сопровождением мультимедийной презентацией, составленной Алексеем М.
-А теперь я вам предлагаю в группах поработать над анализом текста
6) Задание по группам:
1 группа
Объясните лексическое значение слов и выражений:
Архитектурный облик - внешний вид здания, сооружений.
Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Варварство - грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.
Историческое и культурное наследие - явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.
Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Реставратор– специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.
Реконструкция - коренное переустройство, переоборудование чего-либо.
Невиданное поругание святыни - действие, причиняющее оскорбление, унижение; глумление.
Монастырь - Религиозная община Монахов или монахинь, представляющая собой Отдельную церковно-хозяйственную организацию.
Увертюра 1. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п.
2. перен. Начальный этап, предваряющая часть чего-либо.
Невосполнимая потеря - То, что потеряно, утрачено.
Уникальные памятники - единственные в своем роде, неповторимые.
Рукотворные свидетельства прошлого - созданные , сотворенные руками человека, человеческим трудом памятники, сооружения, здания.

- Какой вывод можно сделать, какие понятия затрагивает текст Д.С.Лихачёва.
Значимые для общества?
Конечно, текст затрагивает общественно значимые понятия: понятия культуры, морали, этики.
группа
1. Найдите синтаксические средства и средства эмоциональной выразительности.
2. К какому жанру относится данный текст?
3 группа
Какая проблема волнует автора текста?
Проблема заявлена в первом предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?»
Д.С. Лихачева волнует проблема (чего ?) бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
4группа
Актуальна ли проблема варварского отношения к историческому и культурному наследию в современном мире?
Проблема актуальна, так как нельзя говорить о цивилизованности народа, уничтожающего свою историю.
5группа
1.Прокомментируйте авторскую оценку проблемы варварского отношения к историческому и культурному наследию страны.
 -  «запас» памятников культуры крайне ограничен;
- он истощается со все прогрессирующей скоростью; 
-   утрата любого - памятника культуры невосстановима: он всегда индивидуален
2. В чём, по мнению автор, причина варварского отношения к историческому наследию?
  Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.
6 группа Как, по мнению Д.С. Лихачёва, воспитывать такое чувство, как патриотизм?
От воспитания с малого - любви к семье, дому, школе к воспитанию любви к родной речи, к родному селу или городу, к родному краю, к родной культуре, уважения к чужой культуре речи, земле .
Вывод Стиль речи данного текста - публицистический, так как главная функция текста - воздействие на читателя по проблеме варварского отношения к историческому и культурному наследию страны.
Лексические особенности текста - текст насыщен понятиями культуры, морали, этики. Средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы , риторические вопросы, восклицательные предложения, ряды однородных членов.
Синтаксические особенности: сложные предложения, безличные предложения.
По жанру текст представляет собой статью.
8) Самостоятельная работа
Работа с данным текстом продолжается, и я вам предлагаю поработать с этим текстом самостоятельно и выполнить тестовые задания части В
( задания В1- В8 ). Ответы запишите на бланках .
9) Домашнее задание .
1) Заполнить таблицу «Особенности публицистического стиля речи»
2) Написать сочинение - рассуждение по тексту .
9) Итоги урока. Оценки.
10) Рефлексия
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
6. Я думаю, что ответы на задания части В на ЕГЭ найду без затруднений / будут трудности
7. Домашнее задание мне кажется легким / труднымполезным/бесполезным
Сдайте тетради, вложив в них листки самооценки.
Урок закончен, всем спасибо за работу.