Технологическая карта урока математики в 5 классе Разнообразный мир линий


Технологическая карта урока математики в 5 классе
по теме «Разнообразный мир линий»
Дата проведения: 02.09.16г
Учитель: Мулюкова Алена Вячеславовна
Количество часов по теме: 6 часов
Место урока в данной теме: первый
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология обучения, применяемая на уроке: экспериментальная проверка, с помощью наблюдений и исследований
Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний
Цели урока: сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий, изображать и конструировать линии
Задачи урока:
Личностные
самовыражение;
саморегуляция;
позитивная моральная самооценка
добиваться результата, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками
Предметные
распознавать на чертежах, рисунках линии, находить их аналоги в окружающем мире;
изображать линии от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге;
описывать и характеризовать линии;
видеть внутреннюю и внешнюю область линий
Метапредметные
овладение межпредметными понятиями;
самостоятельное создание способа решения проблемы;
поиск и выделение необходимой информации;
готовность вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение логических рассуждений
Планируемый результат:
Знать: понятие «линия», замкнутые и незамкнутые линии, внутренняя и внешняя область
Уметь: различать виды линий, распознавать их на чертежах, рисунках, находить их аналоги в окружающем мире, изображать линии от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге .
Основные этапы урока Задачи этапа Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД Планируемое время
личностные регулятивные коммуникативные познавательные Мотивация к учебной деятельности
Рефлексия Создать положительный эмоционального настроя Приветственное слово учителя.
Учитель представляется и высказывает свое удовольствие от встречи с данным классом Включаются в деловой ритм урока Самоопределение (внутр. и внеш.)
Оценивать готовность к учебной деятельности 1-2 мин
Анализ полученной картины Учитель анализирует
полученную картину настроения обучающихся Обучающиеся показывают карточку, которая соответствует их настроению Побудить учеников к деятельности
Побуждает учеников к деятельности
Приглашаю вас в удивительное путешествие
Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности.
Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы.
Из чего состоят эти рисунки? Один читает вслух
-из линий
Проявлять интерес к новому знанию, осознавать свою сопричастность Прогнозировать
Анализировать услышанное. Уметь строить логическую цепь рассуждений
4-5 мин
Сформулировать тему и цели урока
Мы отправляемся в путешествие
Создает проблемную ситуацию, предлагает задание.
Задание
Ежик с утра проснулся, захотел позавтракать. Он знает, в каких местах растут грибы, яблоки, где есть молоко. Он для себя решил нарисовать маршрут на карте. Но у него нет карандашей. Помоги ежику. Для каждого предмета определите свой цвет и нарисуйте путь.
Побуждает к высказыванию своего мнения
Предлагает сформулировать проблемный вопрос
- Что сегодня на уроке нам предстоит выяснить?
Сформулируйте тему и цель урока
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Разнообразный мир линий»
Работают цветными карандашами (чертят линии
от ежика к продуктам). Получаются различные линии: замкнутые, пересекающиеся, самопересекающиеся
Демонстрируют свою работу, вступают в диалог, предлагают свои варианты ответов. По-разному формулируют вопрос
Формулируют тему и цель урока
Записывают число, классная работа и тему урока «Разнообразный мир линий» Формирование самостоятельности и настойчивости Целеполагание - постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему и цель урока
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
Уметь анализировать условие задачи, составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости
4-5 мин
Изучение нового материала Описать и охарактеризовать линии
Изобразить различные линии Сравните ваши линии
Флэш-демонстрация (Линии)

Флэш-демонстрация
(виды линий)

Учитель на доске делает рисунок

Что изображено на рисунке?
Флэш-демонстрация
(внешняя и внутренняя область)
Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом
Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь границу.
Определить сколько раз различные кривые пересекают границу между внешней и внутренней (на столе у каждого распечатка для определения числа пересечений)
Где ещё встречаются внешние и внутренние области? Отвечают на вопросы
Линии разные, прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются, длиннее, короче и т.д.
Упр. из учебника
№ 1
Задание: нарисуйте в тетради одну замкнутую, а другую незамкнутую линию
Упражнения
http://fgos-matematic.ucoz.ru/ bynimovich5/100.htmlРебята рассматривают рисунок 1.2 Упражнения
http://fgos-matematic.ucoz.ru/ bynimovich5/100.htmlОтветы
Упражнения
http://fgos-matematic.ucoz.ru/ bynimovich5/100.htmlВыполняют задание
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, креативность мышления
Умение понимать и использовать наглядные средства
Выдвигать версии
Выполнение пробного учебного действия
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Построение речевых высказываний
Слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Использование критериев для обоснования своего суждения
Классификация, сравнение
Самостоятельно формулировать понятия
7-8 мин
Физкультминутка Зарядка Здоровье
сбережение 1 мин
Первичное закрепление и применение знаний в новой ситуации Конструировать алгоритмы построения линий изображенной на клетчатой бумаге и строить по алгоритму Задание: нарисуйте в тетради замкнутую линию без самопересечений и закрасьте внутреннюю область получившейся фигуры. Отметьте какую-нибудь точку во внутренней области, во внешней, на границе областей.
Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения.
Рисуем на клетчатой бумаге
упр. из учебника
№ 5, № 9
На воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов) Ребята выполняют в тетради, один комментирует решение с места.
Ребята выполняют задание (помощь учителя при необходимости)
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи Умение работать с информацией Поиск и выделение необходимой информации, которая определяет данную предметную область, применение ее при выполнении практических заданий
10-12 мин
Подведение итогов урока Обобщить знания и умения Предлагается учащимся подвести итоги упр. № 8, № 11
Отвечают на вопросы и выполняют задания
Сообщают, чему научились, что узнали на уроке Контроль, коррекция, оценка
Моделирование, преобразование модели
7-8 мин
Рефлексия Оценить знания и умения Просьба учителя поднять смайлик, соответствующий настроению обучающегося в конце урока
Предлагает рефлексивные вопросы Продолжают предложение
Сегодня я узнал (а)...
Было интересно…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
У меня получилось..
Мне захотелось и др Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Рефлексия способов и условий действия
2-3 мин
Домашнее задание Комментировать домашнее задание Учитель комментирует домашнее задание и отвечает на вопросы обучающихся Задают вопросы при непонимании Осознать необходимость получения знаний Планировать действия Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Уметь работать с текстом учебника 1 мин