Конспект урока на тему Основные формы рельефа. Горы.

Уланкина Елена Сергеевна
География 6 класс.

Тема: Основные формы рельефа. Горы.

Цели урока: Формирование у учащихся представления о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; развивать практические навыки работы с картой.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока: Образовательные: углубить понятия горы, рельеф, формы рельефа; Развивающие: развивать умения определять географическое положение гор, их высоту;
Воспитательные: формировать эстетические чувства о красоте гор и горных систем.

Средства обучения: физическая карта мира, глобусы, атласы.

Структура урока.

Этапы урока
Ход урока


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент.
Цель: Проверка готовности к уроку.
Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. Создание спокойной, деловой обстановки.


2. Актуализация знаний.
















3. Изучение нового материала.
Цель: Углубление понятий: рельеф, формы рельефа, горы, равнины. Формирование у учащихся представления о горных системах, хребтах, типах гор по высоте, видах равнин.
- Я хочу начать урок словами М.Ю. Лермонтова:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.

Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.
М.Ю. Лермонтов

- Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня у нас будет необычный урок. А начнем мы его с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар, (в переводе – ровный шар). Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им удобное ровное место приземления. Как вы думаете, что можно им предложить?

- Но инопланетяне не знают это слово. Попробуйте объяснить, что такое равнина?

- А теперь сравните свои ответы с определением в учебнике стр. 57. Есть желающий зачитать это определение вслух?

- Предупредите инопланетян, куда нежелательно приземляться?

- А знают ли гости слово «горы»? Помогите им понять, что такое «горы».
На доску вывешивается карточка «горы».
- Ребята! Кто нарисует на доске гору?
- А теперь подпишите, где находится склон, подошва, вершина.
вершина

склон

подошва

- Подумайте и сформулируйте определения, что такое вершина, склон, подошва.
- Посмотрим как вы умеете работать по рядам. 1-й ряд думает, что такое вершина; 2-й ряд – склон; 3-й ряд – подошва.
- Ваши ответы.



На слайде изображения горы и холма.
- Ребята, посмотрите на изображение этих форм рельефа. Чем они отличаются?

- А теперь вы сможете объяснить инопланетянам, что такое горы?

- Обратите внимание на термины «горный хребет» и «горная система», попробуйте их объяснить. Сравните с определениями этих понятий в учебнике с. 54.

Физкультминутка.


- Наши гости пошли на посадку, спустились на высоту 1000 м и сохраняя направление на запад и высоту продолжают двигаться вокруг Земли по параллели 60є с.ш. Посмотрите на карту, сможет ли на этой высоте сделать полный оборот вокруг Земли космический корабль?
- Посмотрите в легенду карты, там есть шкала высот, которая поможет при выполнении задания.
- Каким цветом изображены территории выше 1000 м?

- Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по параллели 60є с.ш.?
- Откройте учебники на стр. 55 и найдите в тексте, какие горы бывают по высоте?
(слайды)

- Начертите в тетради схему «Различие гор по высоте» (на доске схема из карточек).


















Ответы учащихся: о горах.







Дети предлагают ровный участок и произносят слово «равнина».

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из учащихся зачитывает определение термина в учебнике.


Дети говорят – горы.




Один учащийся рисует на доске, а остальные у себя в тетрадях.






Ответы:
Вершина – самая верхняя часть горы; макушка горы;
Склон – расстояние между вершиной и подошвой;
Подошва – переход склона горы в равнину.


Ответы учащихся (высотой, горы выше они имеют относительную высоту более 200 м).



Учащиеся говорят свои ответы, затем сравнивают с определением в учебнике.







Дети открывают атласы на стр. 14-15.






Ответы учащихся: коричневым, темно-коричневым.

Ответ: нет, мешают горы Кордильеры.

Ответы: высокие, средние, низкие.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.



4. Практическая работа.
Цель: развивать умение определять географическое положение гор и их высоту.
- Внимание! Только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились! Но у них новая неприятность. Космическому кораблю нужен ремонт, а руду на изготовление нового корпуса можно взять в Уральских горах. Но им нужно объяснить, где искать эти горы. Сделайте описание географического положения Уральских гор по плану: (слайд)
1) На каком материке находятся?
2) Высота (средняя и максимальная).
3) Направление, протяженность в км.
4) Между какими параллелями и меридианами находятся?
5) Как расположены по отношению к другим объектам.









Учащиеся выполняют практическую работу в тетрадях.

5. Итоги урока.
Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала.
- Ребята! Что вы нового сегодня узнали на уроке?
- Так что же такое горы?
- Как различаются горы по высоте?
Ответы учащихся.

6. Задание на дом.
Обозначить в контурных картах крупные горные системы.



15