Методическая разработка урока на тему Основные формы рельефа. Горы и равнины


Разработка урока по географии для 5 класса.
План - конспект урока с использованием ИКТ – презентацией.
Тема. Основные формы рельефа. Горы и равнины.
Цель. Освоение знаний об основных географических понятиях темы: рельеф, горы, горные хребты, равнины. Сформировать представления у ребят о типах гор и равнин по высоте. Развивать навыки и умения работать с атласом, сравнивать и анализировать.
Развивать умения определять географическое положение гор, их высоту. Воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний. Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний.
Оборудование. Физическая карта мира, компьютерная презентация к уроку, учебник для 5- 6 классов, атлас для 5 класса.
Методы и формы учебной деятельности. Уплотнённый опрос (фронтальный опрос с классом, индивидуальная работа у школьной доски). Беседа на основе анализа физических карт. Рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал, ИКТ – презентацией, работа с иллюстрациями и текстом учебника, контурными картами.
Тип урока. Комбинированный.
Структура урока.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный этап.
Настрой учащихся на урок. Подготовка учебного материала.
Проверка домашнего задания.
Устный, фронтальный опрос.
Что такое литосфера?
Приведите примеры видов земной коры?
Чем отличается материковая и океаническая земная кора?
Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?
(у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус).
Какие продукты извержения описываются в стихотворении А.С. Пушкина?
Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя,
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём,
Под воспалённым прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
(А.С. Пушкин).
(лава, вулканические бомбы, пепел).
6. Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните факт наличия большого скопления вулканов в этой области?
На каком материке нет вулканов, а землетрясения крайне редки? Ответ поясните.
(Австралия, одна литосферная плита).
7. Объясните, где больше вулканов, на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.
(вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая океаническая кора. На суше тоже есть вулканы, они встречаются в местах разломов земной коры).Используя физическую карту покажите известные вам вулканы мира и определите их абсолютную высоту.
Оцените возможность появления вулканов на территории Духовницкого района Саратовской области?
Индивидуальная работа обучающих у школьной доски.
1. Запишите номера действующих вулканов в левый столбик, а номера потухших в правый (названия вулканов записаны на доске).
Килиманджаро.
Кения.
Фудзияма.
Ключевская Сопка.
Кракатау.
Котопахи.
(1,3, 4, 5. 2, 6).
Установите соответствие.
1. Кратер а) канал, идущий из глубин
2. Жерло б) отверстие на вершине
3. Очаг магмы в) изливающаяся лава
4. Лава г) вещество мантии, которое плавится втрещинах земной коры.
(1 –б, 2 – а, 3 – г, 4 – в).
3. Определите по координатам вулканы и данные результаты запишите в таблицу.
Таблица «Вулканы и их координаты».
Географические координаты
Название вулканов
1) 36°с.ш. 138°в.д. 2) 78°ю.ш. 168°в.д. 3) 41°с.ш. 16°в.д. 4) 38°с.ш. 15°в.д. 5) 4°с.ш. 10°в.д. (вулканы: Фудзияма, Эребус, Везувий, Этна, Камерун).3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы пригласили на урок инопланетных гостей познакомиться с рельефом на планете Земля. Они прилетели с новой планеты, где нет вулканов, землетрясений, гор и равнин. Наша задача предложить им место для приземления.
(показ презентации – карта России).
- Но инопланетные гости не знают слово «равнина». Объясните им, что такое равнина?
- Предупредите инопланетных гостей, на какую местность нельзя садиться?
(ребята говорят – «горы»).
- А знают ли наши гости это слово «горы»? Помогите им понять, что такое горы?
- Ребята! Кто нарисует схематично на доске гору? Определите, что такое вершина, склон, подошва.
- Ребята, посмотрите на две картины (показ презентации с кадрами «холм и гора»).
- Что же нам нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом?
- По рисункам 35 и 36 в учебнике, определите, какие горы бывают по высоте?
- Приведите примеры гор, пользуясь картами в атласе.
- А теперь приведите примеры равнин мира.
- По рисунку в учебнике, определите, на какие группы подразделяются равнины по высоте?
- Опишите равнины по внешнему виду (показ кадров из презентации).
Предложите самую безопасную для посадки равнину в России. Для этого сравните равнины, заполнив таблицу.
Таблица «Сравнительная характеристика равнин в России».
Признаки для сравнения
Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина
1. В какой части России находится? 2. Какой рельеф равнины? 3. Чему равна средняя высота? - Ребята! Только что мы получили радостное известие. Наши гости рады путешествию! Правда, инопланетные гости хотят полюбоваться самыми высокими горами в России. Ребята, нужно суметь объяснить им, где искать эти горы. Опишите географическое положение Кавказских гор по плану.
План.
На каком материке находятся, в какой части света?
Высота гор.
Направление, протяжённость.
Между какими параллелями и меридианами находятся?
Кавказские горы самые высокие в России. Приведите примеры гор, которые вы знаете в России?
А теперь мы порадуем наших гостей новыми знаниями про основные формы рельефа.
Закрепление.
- Каковы основные различия между горами и равнинами?
- Используя атлас, определите, какая гора считается «святой» у японцев?
- Определите горы на границе Испании и Франции?
- Назовите самую высокую гору вулканического происхождения в Африке?
- Определите самые высокие горы в России?
- Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тыс. км?
- Приведите примеры крупнейших равнин мира?
- Дополните. Горы Анды расположены на материке… . Преобладающие высоты…метров. Высшая точка – гора …. Её географические координаты…
Итоги урока.
Рельеф очень разнообразный. Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности. Формы рельефа различны по размерам, строению, происхождению, истории развития. Горы и равнины как основные формы рельефа созданы внутренними процессами. Недаром горы тяготеют в целом к подвижным складчатым поясам Земли, а равнины – к устойчивым платформам. Внешние процессы формируют мелкие формы рельефа и придают им своеобразный вид.
Учитель оценивает работу учащихся.
Домашнее задание.
Параграфы 24, 25 В контурной карте обозначьте горы и равнины указанные в параграфах 24,25
По желанию составить презентацию « Равнины и горы в России».
Список используемой литературы.
Географический атлас школьника: атлас для 6 – 11 кл. образоват. учреждений. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008.- 128с.: карт., ил.
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах. Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 156с.
География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2005. – 336с.
Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.- 288с.