Конспект урока по познанию мира на тему Формы поверхности суши: равнины, горы (4 класс)


Познание мира
Автор : Айтжанова Евгения
Александровна
Дата «__22_»_____09___ 2016__г Класс 4
Тема урока: Формы поверхности суши: равнины, горы
Тип урока: комбинированный.
Задачи: углубить знания учащихся о разнообразных формах поверхности суши, их особенностях; уметь показывать на физической карте равнины, горы.
Планируемые результаты:
предметные: знать об особенностях форм поверхности суши;
личностные: проявляются в любви к родному краю, чувстве гордости к духовному наследию и природному богатству своей страны;
системно-деятельностные: применяются в умении анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.
Виды работ: работа в группе и паре.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал «Равнины и горы», «Физическая карта Казахстана».
Межпредметные связи: русский язык.
Проблемный вопрос: Какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться?
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Закрепление знаний учащихся об обозначении поверхности земли на карте.
- Как изображают поверхность земли на физической карте. Что обозначают коричневый, зеленый, желтый цвета?
По цветовым обозначениям на физической карте Казахстана найдите обширные равнины.
Какие виды земной поверхности преобладают в центре республики? на западе и севере? В какой части расположены высокие горы?
4. Знакомство с новой темой.
Работа с учебником. (Равнины)
Прочитайте текст в учебнике. Обсудите его с одноклассником. Задания по самостоятельному изучению текста.
Что такое равнина?
Чем отличается плоская равнина?
Как на карте определить низменности?
Назови части холма.
Как образуется овраг?
Работа с рисунками.
—Какие виды равнин изображены на рисунках стр. 13?
Чем отличаются равнины от гор?
Видели ли вы овраги?
Какой вред наносят овраги народному хозяйству? Какие меры борьбы с оврагами необходимо предпринимать?
Изучение ХОЛМА Учитель открывает таблицу с изображением аналогичной формы поверхности (в нашем примере холмистой равнины) и предлагает определить, что это за поверхность, затем найти такую же поверхность на рисунках учебника, сравнить свои наблюдения и изображения, отметить черты сходства и отличия. Вывод к этой работе должен быть примерно следующим: мы рассмотрели холмистую равнину. На холмистой равнине есть холмы. Это небольшие возвышения на равнине. Вот макет холма (демонстрируется макет холма).
Далее учитель открывает таблицу «Плоская равнина» и проводит по ней работу по следующим вопросам и заданиям: какая поверхность изображена на этой таблице? (Тоже равнина.) Чем она отличается от холмистой равнины? (Обобщая ответы детей, учитель вводит понятие плоской равнины.) Найдите в учебнике рисунок плоской равнины. Сравните плоскую равнину, изображенную на рисунке в учебнике и на таблице. Найдите черты сходства и отличия.
Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая наблюдения, дети делают вывод, что равнины в разных местах бывают разными. О том, какими бывают в природе равнины, можно дать классу задание прочитать в учебнике абзац к этому уроку со слов «Равнины выглядят по-разному».
На равнинах иногда бывают овраги. Представление об этой форме поверхности можно дать в ходе работы с таблицей «Овраг», рисунком учебника, макетом оврага, использовать и наблюдения на экскурсии, если они были сделаны.
Далее учитель знакомит учащихся с условным знаком для изображения равнин на карте.
Знакомство с горами можно начать с создания небольшой игровой ситуации. Учитель предлагает отгадать загадку: «В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю». Получить правильный ответ поможет модель горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто. Учащиеся, которые видели горы, могут рассказать о своих впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь в загадке. О том, что горы бывают разными, учитель может рассказать или дать задание прочитать об этом в учебнике.
В ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их на рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить внимание на вид ущелий, долин.
По мере знакомства с формами поверхности на доске можно вычерчивать и
заполнять следующую схему:
ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ
28898852540001403985254000
43757851492250034613851492250012896851492250048958514922500 ГОРЫ РАВНИНЫ
Ущелья долины плоские холмистые
460438519685003575685196850032327851968500
овраги холмы
Такая схема облегчит учащимся соотнесение форм поверхности и обобщение знаний о них. Далее следует познакомить детей с изображением гор на карте и показать их, не давая названий.
Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А какова же поверхность нашей области? Учитель демонстрирует иллюстрации различных форм поверхности области. Затем обращает внимание детей на карту, и по ней составляется характеристика поверхности области без названий географических объектов. Последние могут быть выделены, если они знакомы детям. Например, южная часть нашей местности – горы, северная часть – холмистая равнина.
Сведения о жизни и труде людей в горах и на равнинах можно выяснить в ходе беседы по рисункам учебника, таблицам и личным наблюдениям детей.
Горы.
Сначала дает общие понятия о горах, затем, повесив на стену картины сизображением гор и холмов, сравнивает их. Внимательно ознакомившись с рисунками, ученики определяют различия между горами и холмами по следующим их характеристикам: высоте, крутизне, растительному покрову.
Далее учитель характеризует высокие и низкие горы. Ученики, используя рисунки, сравнивают их. В процессе сравнения они приходят к выводу: в отличие от низких гор, высокие горы имеют вершины, покрытые вечными снегами и льдами. Обращают внимание на то, что склоны высоких гор крутые и обрывистые.
После определения различий между высокими и низкими горами, учитель приводит и записывает на доске сведения об их высоте.
Если вершина низких гор обычно достигает только 1000—2000 метров, то вершина высоких гор достигает 5000—7000 м и более.
Ученики по заданию учителя выполняют самостоятельную работу по карте, в процессе которой учатся различать высокие горы от низких по цвету. Учитель обращает внимание учеников на то, что на физической карте вечные снега и льды на вершинах высоких гор изображают с помощью беловатых и голубоватых пятен, нанесенных на коричневый фон.
Учитель предлагает найти на физической карте Казахстана высокие горы (Алтай, Джунгарский Алатау, Тянь-Шань), расположенные на востоке и юге нашей республики и низкие горы (Сарыарка), расположенные в центре республики.
Учитель расскажет о том, что горы в отличие от равнин непригодны для строительства городов, прокладывания дорог, выращивания урожая. Но горные луга — прекрасные пастбища. А в лесах, расположенных на склонах гор, произрастают ель, сосна, пихта, жимолость, рябина и др. Горы — прекрасное место отдыха.
5. Итог урока.
Для подведения итогов в конце урока дается ряд вопросов.
Какие основные формы поверхности суши вы знаете?
Какие бывают равнины? Чем они отличаются друг от друга?
В чем заключается особенность оврагов? Чем овраги отличаются от балок?
Какие формы поверхности суши распространены в местности, где вы проживаете?
6. Домашнее задание.
Знать материал о различных формах поверхности, поверхности своей местности, жизни и труде людей на различных формах поверхности (учебник, с. 13-—16). Вести наблюдения в природе.
7. Рефлексия
Стратегия «Синквейн»
Опишите гору, равнину, низменность, возвышенность, овраг, холм, ущелье, долину.

Овраг
INCLUDEPICTURE "http://www.mountain.kz/images/766.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.mountain.kz/images/766.jpg" \* MERGEFORMATINET

Заилийский Алатау

Заилийский Алатау