Открытый урок по теме Горы и равнины суши

Конспект урока в 6 классе на тему: Основные формы рельефа: Горы и равнины суши.
Урок с применением презентации Microsoft Office Power Point 2003 Применение программы Googl Планета Земля Тип -  комбинированный Конструкция - синтетический (эталонный + поэлементный). Используемые технологии: Личностно-ориентированной направленности: уровневой дифференциации,  развития познавательного интереса, индивидуализации обучения. Развивающей направленности: деятельностная, поэтапного формирования умственных действий, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, совершенствования общеучебных умений и навыков.
Тема: Основные формы рельефа. Горы суши. Цель: обеспечить усвоение учащимися классификации форм рельефа; дать характеристику понятию «рельеф», «горы суши», «равнины суши». Задачи: Образовательные – дать общее представление о крупных формах рельефа; раскрыть силы, под воздействием которых формируется рельеф. Ввести понятия «горы», «горный хребет», «равнины», «плоскогорья», «низменности», дать общее представление о строении горы и равнин, классифицировать горы и равнин по высоте. Познакомить с изменением гор и равнин во времени. Развивающие – развить учебно-организационные  и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, характеристики географических объектов (описание географического положения гор и равнин), анализа природных явлений (на примере изменения гор и равнин во времени); навыки работы с дополнительными источниками информации, картой и атласом, навыки разворачивания и сворачивания информации. Воспитательные –  привитие идеи материальности и детерминированности природных явлений; воспитание осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе; воспитание культуры учебного труда. Тип -  комбинированный, конструкция  - синтетический (эталонный + поэлементный). Оборудование: карты «Физическая карта мира», «Тектоническая карта», таблица «Выветривание», рельефные таблицы «Строение вулкана»,  «Горный хребет», атласы для 6 класса,  наборы для монтировки схем на магнитной доске, видеоаппаратура и видеоматериал или компьютер, электронный учебник Кирилла & Мефодия «Физическая география 6 класс» для показа сюжета в начале урока.
Ход урока:
I. Организационный момент
Творческая разминка. Мы сегодня на уроке продолжим изучение раздела Литосфера
Назови понятие по его определению.
1.твердая верхняя оболочка земли (земная кора).
2.горные породы, которые использует человек (полезные ископаемые).
3.излившаяся на поверхность магма (лава).
4.расплавленное вещество мантии (магма)
II. Актуализация знаний.
(Слайд№1) (учитель предлагает картинки с изображением гор и равнин)
У: Вспомните, что такое рельеф? (неровности земной поверхности)
У: а что лежит в основании рельефа? (древнейшие платформы) (слайд 1-Тектон карта)
У: давайте поработаем с тектонической картой: откройте атласы на с.

У: кто прочитает нам карту? (в основании земной коры лежат основные платформы: в основании материка северная америка лежит – северо-американская платформа, и т.д)

У: Кто расскажет об истории образовании платформ ?
Образование платформ
Земная кора была мягкой и легко сминалась в складки. Под действием внешних сил возникшие горы любой высоты, разрушались и выравнивались. На их месте возникали платформы с равнинным рельефом.
В их основании лежат разрушенные горы. А ещё - отдельные участки платформ опускались и затапливались морями. На их дне горизонтальными слоями накапливались новые горные породы осадочный чехол.
У: Итак, что такое платформа? (выровненные участки земной коры)

У: Ребята , посмотрите на карту и подумайте, что же располагается между платформами если они одинаковой мощности? (складчатые области)
У: Откройте физическую карту мира и скажите, чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области?
Платформы------ равнинам
Складчатые области ---------- горам
У: итак вспомнив из пройдённого: платформы и складчатые области мы можем, перейди к следующему разделу литосферы, и сформулировать тему сегодняшнего урока. И тема урока – РАВНИНЫ И ГОРЫ МИРА.
(Слайд - Тема и цель)
Цель урока: дать общее представление о крупных формах рельефа: равнины и горы мира и изучить процессы, которые влияют на их формирование.
III. Изучение нового материала:
У: На столе у Вас лежит листок, который мы будем заполнять схемы в течение урока, называется он «Рабочий конспект» , а определения записывать в тетрадь.
У: В начале урока мы вспомнили что Рельеф- это совокупность всех неровности земной поверхности.
(записать в рабочих тетрадях) (Слайд№4)

У: Какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внешние и внутренние процессы)


У: Т.О. Главная причина разнообразия рельефа Земли – взаимодействие внешних и внутренних процессов.

(записать в рабочий конспект)
(Слайд№5)

У: Девочки запишите примеры процессов в «Рабочий конспект»
1 группа- называет примеры внутренних процессов Земли
2 группа- называет внешние процессы Земли

Внутренние
Внешние

- опускание
-поднятие
\-вулканы
-землятресения
-реки
-ветры
-волны
-ледник
-деят-ть животных и растений, человека

вулканы, озерные котловины (вулканические и кратерное), гряды горных хребтов

дюны, каньоны, барханы, валуны

Оледенение (морены, зандровые равнины, бараньи лбы, озера). Текучие воды (речные долины, овраги, ложбины). Ветер - эоловые формы рельефа (барханы, дюны). Человек (карьеры, терриконы, тоннели).





У: какой вывод мы можем сделать о влиянии внутренних и внешних процессах происходимых на Земле? Как они меняют облик Земли? (образуют ГОРЫ и РАВНИНЫ)

(Слайд№8)

(запишите это в рабочий конспект)

Задание № 2. Назовите крупные равнины на поверхности Земли

Показ (работа у карты у доски)
(работа с учеником у доски)

У: Дайте определение РАВНИНА - (Слайд№9)

Равнина- часть земной поверхности с различием относительных высот.

(запишите в рабочую тетрадь)

У: Почему Амазонская низменность темно-зеленого цвета, а Среднесибирское плоскогорье желтого цвета? (разные абсолютные высоты)

(холмистая -Среднесибирское плоскогорье,
плоская - Амазонская низменность.)

У: Равнины делятся по абсолютной высоте:1) Депрессии (ниже уровня моря)
2)Низменность (до 200 м)
3)Возвышенность (от 200 до 500 м)
4) Плоскогорья (более 500 м)
У: а ещё равнины бывают холмистые и плоские
(Показ слайда: равнины по абсолютной высоте)


У: Примеры: 1) дно Каспийского моря, дно Мёртвого моря;
2) Прикаспийская низм., Амазонская низм.
3) Среднерусская возв; Валдайская возв.
4) Среднесибирское плоск-е, Аравийское плос-е,


У: Давайте узнаем значение равнин (ВИДЕО)

(занесите полученные знания в рабочий конспект.)

(физкультминутка)
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!

У: В начале урока мы вспомнили, что между платформами (равнинами) находятся складчатые области. И что они лежат в основании гор.
У: Найдите на физической карте горные сооружения

(работа у карты)
У: Попробуй дать определение, что такое «гора»? (Слайд№10)

Гора –это часть земной поверхности, высоко приподнятая над равнинами.
(определение записать в рабочую тетрадь)

У: Горы также различаются по абсолютной высоте:
1) Низкие (до 1000 м)
2) Средние (от 1000 м до 2000 м )
3) Высокие (более 2000 м)
(демонстрация слайда: высота гор)

У: Давайте узнаем значение гор (ВИДЕО)


(работа по атласам и у доски)

Задание № 4: Найдите в атласах и соотнесите «материк – горная система - гора» (данные записать в рабочие конспекты)
1) Анды- Юж. Америка – абс.h г = 6 962 м. Аконкагуа (самый высокий в мире потухший вулкан)
2) Кордильеры – Сев. Америка - абс.h = 6 194 м Мак-Кинли
3) Гималаи – Евразия - абс.h = 8 848 м Эверест (Джомолунгма)
4) Большой Водораздельный хребет – Австралия - абс.h = 2228 м Косцюшко
5) вулк. Килиманджаро – Африка - абс.h = 5895 м


Задание № 5: По атласу самые высокие горы и равнины в мире , в России

ГОРЫ: Самая наивысшая точка мира 8 848 м Эверест (Джомолунгма)
Самая высокая точка России гора Эльбрус в составе Большого Кавказа (5642 м).

РАВНИНЫ:
В мире - Абсолютные высоты Восточно-Африканского плоскогорья его находятся в интервале от 500 до 1500 метров.
В России – высокие - Среднесибирское плоскогорье 500-700 метров
низкие - Прикаспийская низменность от -28


ВЫВОД УРОКА: итак давайте сделаем вывод урока
- Что мы сказать о рельефе земной поверхности (что это неровности)
- Что влияет на появление этих неровностей, то есть на появление неровностей земной поверхности (внешние и внутренние процессы)
- А что мы видим в рельефе от этих изменений (горы и равнины)


- Используя программу Google Планета Земля , совершить путешествие по планете Земля. Рассмотреть рельеф горных систем, крупнейших равнин мира.

IV. Закрепление знаний полученных на уроке

V. Рефлексия.
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки:
красный – восторженное, урок удался, все понятно
желтый - приятное; но остались вопросы
зеленый – спокойное; многое на уроке непонятно
синий - неудовлетворенное, грустное;
черный - упадок, уныние.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Уральские  горы, Анды, Кавказ, Альпы, Большой Водораздельных хребет, Атлас.
Равнины: Восточно-(Русская) Европейская Равнина, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность.


V. Выставление оценок обучающимся

VI.Подведение итогов урока. (Рефлексия).
Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности? О чём ещё хотел бы узнать?

VII. Домашняя работа: (Слайд №12)
1) Прочитать тему в учебнике
2) На контурных картах отметить номенклатуру (список дается учителем)

Номенклатура:
Равнины:
1.      Амазонская  низменность;
2.      Великие  равнины;
3.      Великая  Китайская  равнина;
4.      Восточно-Европейская  (Русская)  равнина;
5.      Западно-Сибирская  равнина;
6.      Плоскогорье  Декан;
7.      Приволжская  возвышенность;
8.      Прикаспийская  низменность;
9.      Среднерусская  возвышенность;
10.  Среднесибирское  плоскогорье.














Горы:
1.   Гималаи;
2.      гора Джомолунгма  (или  Эверест  и  обозначьте  её  высоту);
3.      Тибет;
4.      Тянь-Шань;
5.      Кавказ;
6.      гора  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);
7.      Алтай;
8.      вулкан  Ключевская  Сопка;
9.      Альпы;
10.  Скандинавские  горы;
11.  вулкан  Килиманджаро;
12.  Кордильеры;
13.  гора  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);
14.  вулкан  Орисаба;
15.  Анды;
16.  гора  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);
17.  вулкан  Котопахи;
18.  гора  Косцюшко;
19.  массив  Винсон;
20.  вулкан  Эребус.












13PAGE 15


13PAGE 14515




Рисунок 1Описание: http://3.bp.blogspot.com/-5xyrm5kP7pI/VJcXeUqNRLI/AAAAAAAAALY/WQkVjmdLEy8/s1600/003.jpg15