Статья «Формирование УУД на внеурочных занятиях ТРИЗ в начальной школе»

Формирование универсальных учебных действий на внеурочных занятиях «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Необходимость оптимизации начального образования осознаётся обществом как актуальная задача. Возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательных программ. В настоящий момент всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения и воспитания лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение жизненных задач.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Среди известных сегодня способов формирования творческой личности, одним из наиболее сильных инструментов является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная выдающимся учёным Г.С.Альтшуллером. ТРИЗ сегодня - это технологии творчества, апробированные в технике, науке, педагогике, искусстве и других областях человеческой деятельности. ТРИЗ – это система знаний, доступная для любого возраста, способная решать проблемы в любых ситуациях.
В соответствии с рекомендациями по организации внеурочной деятельности ФГОС второго поколения разработка модели формирования универсальных учебных действий на занятиях ТРИЗ имеет актуальное значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, сформируют способность к эффективному и нестандартному мышлению,
которую дети быстро перенесут на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем.
Актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы: Формирование универсальных учебных действий на занятиях «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Цель – Разработать модели формирования универсальных учебных действий (УУД) на занятиях ТРИЗ в начальной школе.
Задачи:1. Изучить литературу по проектированию универсальных учебных действий в начальной школе.
2. Проанализировать опыт работы учителей по использованию ТРИЗ в начальной школе.

Таким образом, формирование способности и готовности реализовать универсальные учебные действия с помощью ТРИЗ позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образование.
Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках ФГОС может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащегося. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделять главные результаты обучения и воспитания, выраженные в термине «универсальные учебные действия».
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения программы определяет личностные, метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные) и предметные результаты. Предлагаемые диагностические материалы позволят выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идёт его личностное развитии.
Таким образом, результаты обучения и воспитания, выраженные в термине «универсальные учебные действия», как показатели гармоничного развития личности, обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука о творчестве.
Новый нестандартный стиль обучения творчеству на уроках ТРИЗ – это доступные способы работы с детьми, которые были бы интересны ребёнку и вызывали у него положительные эмоции. Весь учебный процесс на занятиях ТРИЗ – это творчество, и в качестве творцов, исследователей, изобретателей и конструкторов выступают сами дети.
Цель преподавания ТРИЗ в школе – повысить эффективность мышления учащихся до высокого уровня творчества, когда это свойство перестаёт быть врожденным и становится нормой.
На сегодняшний момент существуют различные подходы преподавания ТРИЗ в начальной школе. Так автор Л.А.Абатьянова определяет эффективность учебного процесса уровнем и качеством познавательной деятельности школьников, и прежде всего, их мышлением, заниматься которым необходимо систематически и целенаправленно, особенно в начальной школе. В пособии Л.А.Абатьянова, т.А.Иванова. «Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников: конспекты занятий, упражнения и задания. – Волгоград: Учитель, 2010.» представлено 25 развивающих занятий для учащихся 2-4 классов, которые можно рационально проводить во внеурочное время. Автор предлагает реализовать основные понятия ТРИЗ («приёмы фантазирования», « противоречия», «приёмы устранения противоречий» и т.д.) на занятиях развивающего характера. Каждое занятие включает в себя задания, направленные на развитие психологических познавательных процессов младших школьников (логического мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения).
С.И.Гин в курсе «Мир Фантазии» ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из ТРИЗ. Пособие «Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы. Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.» представляет собой подробные поурочные разработки занятий по интересам для учащихся 2-3 классов, включающие в себя рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей, иллюстративный материал к уроку. Курс «Мир фантазии» прошёл апробацию в 1994-2000 гг. в школах России, Украины и Белоруссии.
С 2001-2002 учебного года в МБОУ СОШ № 100 Промышленного района г. о. Самара учителями начальных классов проводились занятия ТРИЗ по авторской программе Н.Н.Сергеевой факультативный курс «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) для 1-3 классов и 2-4 классов начальной школы. Представленный в программе материал направлен на формирование диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младших школьников.
Таким образом, практика показала, что ТРИЗ с успехом применяется в начальной школе и рассматривается не как свободное фантазирование, а как особая форма активности, направляемая САМИМ ребёнком на создание некоторого продукта, т.е. с точки зрения его продуктивности. А его использование во внеурочной деятельности имеет актуальное значение в процессе перехода на ФГОС НОО.
В связи с переходом на ФГОС НОО были разработаны модели формирования универсальных учебных действий на занятиях ТРИЗ в начальной школе.
Цель: формировать универсальные учебные действия (УУД) на занятиях ТРИЗ в начальной школе, как систему действий учащегося, обеспечивающих идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Содержание ТРИЗ для начальной школы характеризуется трёмя модулями:
1.Модуль «Развитие творческого воображения (РТВ)».
Его цель – научить целенаправленному фантазированию через систему дидактических игр.
2.Модуль «Системное мышление»
Его цель – активизировать логику мышления ребёнка, умение видеть предметы и явления во взаимосвязи с другими объектами, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления через специальные упражнения по РТВ.
3.Модуль «Диалектическая составляющая мышления».
Его цель – научить детей анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, прямо направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.
Формы организации внеурочной деятельности по итогам изученных тем на занятиях ТРИЗ разнообразны:
- по результату: поделки (игрушки, рисунки, модели, макеты и т.д.)
- по мероприятиям: спектакли, викторины, конкурсы, выставки, праздники
- по количеству детей: индивидуальные, групповые или коллективные презентации.
- по использованию информационных технологий: создание рисунков, живых картинок, текстов на компьютере.
На занятиях ТРИЗ универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Планируемыми результатами по формированию универсальных учебных действий на занятиях ТРИЗ в начальной школе являются сформированные универсальные учебные действия.
Формируемые на занятиях ТРИЗ универсальные учебные действия закрепляются не только во внеурочной деятельности, но и в личном опыте и становятся достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности. ТРИЗ – это система знаний, доступная для любого возраста, способная решать проблемы в любых ситуациях.














15