Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.


Тема. Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.
Цель:
- ознакомление с особенностями повествовательного текста;
- формирование умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям;
- развивать умение пересказывать текст и передавать его содержание.
Ход урока
1. Постановка цели урока
- В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. На уроках чтения вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно.
- Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей страны. Посвятим наш урок войне.
- Что вы знаете о войне? (Ответы детей.)
- 1941 год. Москва. Летний воскресный мирный день 22 июня. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть о том, что немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу СССР. Началась война.
- Четыре долгих года (с 1941 по1945) шла Великая отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний солдаты не опускали рук и не падали духом.
- Об одном из эпизодов войны мы и будем вести речь.
2. Повторение знаний о речи, тексте.
- Повторим знания о речи и тексте. Что такое человеческая речь?
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит речь? Перед вами схема-подсказка. (Из слов, предложений и текстов.)
с
пт

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить.)
- Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.) (На доске появляются карточки с названиями типов текстов.)
- Сегодня будем учиться письменно пересказывать текст-повествование.
- На какой вопрос отвечает в целом текст-повествование? (Что случилось?)
- Сколько частей мы выделяем в тексте-повествовании?
концовка

основная
часть

начало


3. Наблюдение над особенностями текста-повествования.
- Откройте учебник на стр. 133, упражнение 242. Послушаем рассказ (Читает один из учеников.)
- Можно ли сказать, что это текст-повествование? (Да, так как текст сообщает, что случилось.)
- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и определите тему текста, то есть, о чём говорится в этом тексте. (О молодом солдате, который прикрепил упавшее гнездо Соловушки с птенчиками.)
- Какова основная мысль текста? (Помощь солдата соловьиному гнезду.)
4. Подготовка к написанию изложения.
1). Анализ текста по вопросам.
- Какой заголовок можно к нему подобрать? (Помощь соловьиному гнезду.) (Учитель на доске пишет название.)
- Почему солдат так поступил? (Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.)
- Когда и где произошло событие? (Во время войны в лесу.)
- Сколько частей имеет текст-повествование?( 3.)
- Какие это части? (Начало, основная часть, концовка.)
- К чему приложил пулемет боец? (К березе.)
- Почему ветка с гнездышком упала? (Ее отбило осколком мины.)
- Что сделал солдат? (Прикрепил гнездо к другой ветке березы.)
2). Деление текста на части и составление плана.
- Составим план текста.
- Найдите и прочитайте первую часть К.., читай. (Шла война. …по врагу.)
- Назовите основную мысль в этой части. (Шел бой.)
- Как ее озаглавим? (Учитель на доске пишет названия пунктов плана.)
- Прочитайте вторую часть, основную. (Недалеко разорвалась мина . осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. ….)
- Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)
- Прочитайте третью часть, заключительную. (Враг отступил. Бой отдалялся….)- Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)
Физминутка
3). Орфографическая работа
- Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах? (Работа по тексту.)
(Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.- Данные слова выписать заранее на доску.)5. Пересказ текста по частям.
- Перескажем текст по плану. (Каждую часть рассказывает один ученик.)
- На листочках запишите число, ниже – изложение, ниже – название. План переписывать не надо, он будет на доске.
- Закройте учебники, отложите на край стола. Прослушайте еще раз текст.
- Приступайте к работе.
6. Подведение итогов
- Послушайте изложение М…
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
7. Домашнее задание: записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.