Краеведческая игра-викторина «Родной край — сердцу рай»

Краеведческая игра-викторина
«Родной край – сердцу рай». /Сценарий классного часа/
Эпиграф: Легли налево и направо
Моей поэзии края,
Есть у меня своя держава,
Хоть маленькая, да своя.
(Иван Александров)
Автор: Малютин Андрей Анатольевич, классный руководитель 11 класса.
(100%-й авторский продукт).
Приложение: DVD-диск (сценарий, презентация, мультимедиафайлы).
Материально-техническое обеспечение: для проведения игры необходимы следующие технические средства: ноутбук (или компьютер), мультимедийный проектор, колонки, микрофоны, экран.
Цель: активизация интереса к изучению родного края у учащихся, воспитание у них чувства гордости за причастность к истории.
Задачи:
закрепление знаний по истории родного края;
стимулирование интереса к изучению истории своей Родины;
воспитание патриотических чувств учащихся;
развитие мышления, расширение кругозора.
Форма проведения: игра.
Вступление.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Проведение для учащихся экскурсионных поездок по родному краю, часов общения, музейных уроков, турниров эрудитов, познавательных игр развивает их мышление, повышает интеллект, расширяет кругозор, способствует воспитанию таких качеств личности, как: ответственность, порядочность, доброта, коллективизм и многих других.
Методические рекомендации
по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.
Краеведческая игра-викторина «Родной край – сердцу рай» – одна из форм проведения классного часа для учащихся средних и старших классов. Для того чтобы игра прошла интересно, и учащиеся и организаторы игры должны к ней тщательно подготовиться. Учащимся необходимо познакомится с краеведческой литературой, по возможности посетить достопримечательные места города (можно виртуально, используя ресурсы сети Интернет). Организаторам игры – педагогам составить вопросы с учетом возраста учащихся и изученного на уроках и во время экскурсий краеведческого материала.
В ходе воспитательного мероприятия используются методы стимулирования (соревнование и поощрения), методы игры, воспитывающих ситуаций, импровизации и др.
При проведении игры используются следующие педагогические технологии: интерактивные, игровые, проблемное обучение.
Большую роль в качественном проведении игры отводится выбору ведущих. Ведущие должны сами хорошо знать все представляемые краеведческие объекты, даты, знаменитых орловцев и амчан и т.п. Ведущие должны вести игру, подбадривая ее участников, а так же уметь удерживать внимание всех участников игры, поэтому с ведущими заранее проводятся репетиции. В качестве ведущего может быть, как классный руководитель, так и старшеклассники или родители учащихся.
Игра должна стать для учащихся событием интересным и познавательным, а не мероприятием для галочки.
Предварительная подготовка.
Необходимо заранее выполнить презентацию, в которой помещены вопросы игры. Из числа старшеклассников выбираются ведущие, подбираются музыкальные моменты, оформляется кабинет соответственно теме игры.
Учащиеся класса делятся (по желанию) на игроков и зрителей. У каждого участника имеется по 4 таблички с цифрами: 1,2,3,4, которые они поднимают, выбирая один из предложенных ответов.
Заранее подготовлен стол для членов жюри, на столе таблички с фамилиями членов жюри, на столах оценочные листы, ручки.
Необходимо предусмотреть места для зрителей.
За неделю в классе (школе) необходимо вывесить красочное объявление о проведении игры-викторины.
Сценарий классного часа:
Звучат фанфары.
Ведущий 1: Добрый день, знатоки истории Орловского края. Богата история Орловщины на исторические события, героические личности. Здесь жили и живут замечательные мастера, талантливые музыканты, художники и писатели. Через два года Орлу исполнится 450 лет, а Мценску – 870, в честь этих грядущих юбилейных дат мы сегодня проводим краеведческую игру-викторину «Родной край – сердцу рай». Тематика вопросов касается и родного села, и Мценского края, и Орловщины в целом.
Ведущий 2: Разрешите познакомить вас с правилами игры: 1. В игре участвуют 8 учащихся. 2. Участники должны ответить на вопросы пяти туров. 3. В каждом туре участникам предлагается по несколько заданий (вопросов). 4. За каждый правильный ответ игрок получает одно очко. 5. На обдумывание каждого вопроса дается 10 секунд. 6. После каждого тура «отсеивается» один игрок, набравший наименьшее количество очков (при равенстве очков жюри принимает решение о выходе из игры или о продолжении борьбы данных игроков). 7. В финал выходят три игрока, и среди них определяется победитель игры.
Ведущий 1: Нашу игру будут судить члены жюри в составе (называются ф.и.)
Ведущий 2: На ваших столах лежат таблички с цифрами 1,2,3,4. Выбирая ответ на вопрос, вы будете поднимать ту табличку, которая соответствует, по-вашему мнению, правильному ответу. Итак, все правила игры сообщены, мы начинаем игру. Фанфары возвещают о начале каждого тура.
I тур «Исторический».
Задание № 1.
Вопросы:
1. В каком году основан город Мценск? (№ 2)
2. Какой год является годом основания г. Орла? (№ 4)
1846
1146
1147
1566
Задание № 2.
Вопросы:
Какой из этих гербов является гербом Мценского района? (№ 2)
Под каким номером герб города Орла? (№ 3)
1.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.
4.

Задание № 3.
Вопросы:
Назовите год основания школы в селе Спасское-Лутовиново? (№ 2)
В каком году было построено современное здание школы? (№ 4)
1963
1863
1883
2011

II тур «Фотогеографический».
Задание № 1.
Вопросы:
Какой город не находится в Орловской области? (№ 4)
Болхов
Ливны
Новосиль
Елец
Задание № 2.
Вопросы:
1. Какая из изображенных на картинках площадей является Вокзальной? (№ 4)
2. На какой открытке изображена Орловская площадь? (№ 3)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.

Задание № 3.
Вопросы:
На какой из картинок изображён Орловский государственный университет? (№ 4)
На какой из картинок изображено здание краеведческого музея г. Орла? (№ 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
4.

Задание № 5.
Вопросы:
Какая из этих церквей находится в с. Спасское-Лутовиново? (№ 3)
На какой из этих картинок показана церковь в скиту священномученика Кукши близ д. Фроловка Мценского района? (№ 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.

Задание № 6
Вопросы:
Какой из этих памятников И.С. Тургеневу находится в г. Мценске? (№ 1)
Авторами какого памятника являются скульптор В. П. Басарев и архитектор С. И. Фёдоров? (№ 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.

III тур «И здесь была война».
Задание № 1.
Вопросы:
1. Назовите дату освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков? (№ 1)
2. Когда был освобождён Орёл от немецких войск? (№ 4)
20.07.43
23.08.43
5.12.41
5.08.43
Задание № 2.
Вопросы:
1. Кто из этих Героев Советского Союза, Отечественной войны 1812 года родился в селе Спасское-Лутовиново в 1913 году? (№ 2, Данков Фёдор Трофимович)
2. Кто из этих людей, воевавших и на Орловщине, трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (№ 1,
· Кожедуб Иван Никитович)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1.

2.
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.

3 – Кочергин Егор Петрович, уроженец д. Подберёзово Мценского района, 4 – Ермолов Алексей Петрович, уроженец с. Лукъянчиково Мценского уезда.
Задание № 3.
Вопросы:
1. Какой из этих памятников не находится в Мценском районе? (№2, Кривцовский мемориал, Болховский район)
2. Какой из этих памятников был установлен на станции Мценск в 2003 году по инициативе поисковиков из школы № 8 города Мценска? (№ 4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4.

IV тур «Литературный».
Задание № 1.
Звучит стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Как вчера, пришел я снова, Что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] все так же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня веселье веет, Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет. Вопросы:
1. Кто из этих писателей-орловцев является автором этого стихотворения? (№ 4, А. Фет)
2. Кто из этих писателей родился в 1870 году? (№ 2, И. Бунин)
3. Кому из этих людей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». (№ 3, Ф. Тютчев)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.

Задание № 2.
Вопросы:
1. Какое из этих зданий является усадебным домом И.С. Тургенева? (№ 2, Спасское-Лутовиново)
2. Какой из этих домов расположен в селе Овстуг Брянской области? (№ 3, усадьба Ф.Тютчева)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.

4.

Задание № 3.
Вопросы:
1. 15.02.32 – 18.09.10. Годы жизни какого писателя-амчанина здесь указаны? (№ 1)
2. Имя какого писателя носит Мценская городская библиотека? (№ 2)
3. Кто автор повести «Леди Макбет Мценского уезда? (№ 4) 1) И.В. Александров
2) И.А. Новиков
3) Е.А. Благинина
4) Н.С. Лесков
Задание № 4.
Вопросы:
1. Кто из писателей-орловцев родился в селе Новосёлки Мценского уезда? (№ 2)
2. Именем какого писателя названа Орловская областная публичная библиотека? (№ 3)
1) И.С. Тургенев
2) А.А. Фет
3) И.А. Бунин
4) Л.Н. Андреев
V тур «Музыкальный».
Задание № 1.
Звучит музыка (В.С. Калинников, серенада для струнного оркестра).
Вопросы:
1. Какому композитору принадлежит это произведение? (№ 3)
2. Кто из известных композиторов рекомендовал Василия Сергеевича Калинникова на пост дирижёра Малого театра в 1892 году? (№ 2, П. Чайковский)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.

4.

1 – Евгений Петрович Дербенко (известный орловский композитор-гармонист, заслуженный деятель искусств РФ), 4 – Ирина Кирилловна Хрисаниди (известный орловский композитор, педагог, исполнитель).
Задание № 2.
Звучит романс «Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева в исполнении Александра Малинина.
Вопросы:
1. Кто написал слова к романсу «Утро туманное»? (№ 4)
2. В чьём исполнении прозвучал романс? (№ 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.

Задание № 3.
Вопросы:
1. На какой картинке изображен Орловский музыкальный колледж? (№ 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.


Финал игры

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ»

Из букв, входящих в слово «достопримечательность», нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовет последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Слова:
Сто, лен, лень, стоимость, прима, мать, наледь, ларь, лад, дар, ель, чан, дрань, даль, ар, Ом, стол, лом, примета, час, чистота, сон, слон, сироп, рот, стоп, топор, мечта, пила, песнь, мел, тело, читатель, нос, стон, пар, постель, пристань, порочность, меч, лето, осень, мир, мат, честь, трость, Рим, метель, мост.

В конце игры члены жюри подводят итоги, проводят награждение победителей и участников.
В заключение звучит песня «Гляжу в озёра синие».