Рабочая программа Учебной дисциплины Обществознание (специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность)



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Обществознание
код, специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Москва
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией_______________________
(наименование комиссии)
__________________________________
__________________________________ Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине Обществознание, примерной программы учебной дисциплины Обществознание автора А.Г.Важенина, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (Протокол №3 от 21 июля 2015 г.) для реализации образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность_______________________________________
код, наименование специальности
Протокол №____
от «___»_______________20___ года
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
_______________/ Е.А. Бажанова
подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебной работе
___________________/ Л.Г.Журавлева/
подпись Ф.И.О.
Составители (авторы): преподаватели обществознания Мазуров Н.А., к.с.н. Резник Т.Е., ГБОУ СПО Колледж полиции
_________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:
_________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:
_________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………..4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..………….9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….17
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………...………..20
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины «Обществознание», автора А.Г.Важенина, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (Протокол №3 от 21 июля 2015 г.) Минобрнауки, 2015 г., с учетом социально-экономического профиля получаемого профильного образования.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Обществознание» относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки и направлена на формирование общих компетенций юриста (далее – ОК), включающих в себя способности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей и задач:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Многие рассматриваемые вопросы в курсе являются дискуссионными. При изложении ряда проблем курсантам приводятся аргументы сторонников разных, нередко противоположных точек зрения. Слушателям предлагается самостоятельно определиться в этом споре, обосновав свой вывод. Изложение курса предполагает дифференциацию уровней достижения курсантами различных целей:
- уровень функциональной грамотности достигается в освоении наиболее распространенных в социальной среде, средствах массовой коммуникации понятий и категорий общественных наук, обеспечивающих успешную социализацию курсантов в качестве гражданина, собственника, труженика;
- уровень ознакомления достигается при введении сложных теоретических понятий и положений социальных дисциплин, специфических особенностей социального познания.
Курс построен путем изучения материала крупными блоками (тематически связанными занятиями). Внутри блоков отводится время на работу курсантов с использованием различных источников, на выполнение познавательных заданий, работу с документами, дискуссии.
При реализации программы учитывается межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: История, Основы философии, Естествознание, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Обществознание» с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями подготовки ОПОП ФГОС «Правоохранительная деятельность»: «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право» и др.
В результате освоения дисциплины курсант должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения дисциплины курсант должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Правоохранительная деятельность».
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Путем отбора дидактических единиц программы по обществознанию, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 122 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 83 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»:
Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 122
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 83
В том числе: теоретическое обучение 83
лабораторные занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе: на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям (составление таблиц, написание эссе) 12
на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности (подготовка сообщения, доклада) 27
Итоговая аттестация в форме 1 семестр –зачет
2 семестр - экзамен
Тематический план и содержание учебной дисциплины – Обществознание
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальности. 2 2
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 23 Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала 2
1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. 2 2. Сущность и многообразие человеческой деятельности. Деятельность и мышление. Структура деятельности. Потребности и интересы. Виды и формы деятельности. Игра, учеба и труд. Основные виды профессиональной деятельности. Творчество и общение. 2 Познавательная деятельность человека. Проблема познаваемости мира. Понятие истины и ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. 2 Социализация личности. Ценности в жизни человека. Функции социализации. Цель и смысл человеческой жизни. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. 2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составление таблицы «Методы познания»
Написание эссе «Формирование мировоззрения, цели и смысла жизни»
4 Тема 1.2 Общество как сложная система
Содержание учебного материала 2 2
3
Общество как сложная многоуровневая система. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество как динамическая система. Многовариантность общественного развития. Общество и природа. Эволюция и революция как формы социального изменения. Значение техногенных революций.Типология обществ. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). 2 Цивилизационный и формационный подходы к анализу общества. Цивилизация и формация. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. 2 4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
1 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1.Составление таблиц «Цивилизации», «Общественно-экономические формации»
2.Подготовка сообщений «Глобальные проблемы современности» 4 2
Дидактический аспект: Раздел 2. Духовная культура человека и общества 32 Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала 2 2
Значение духовной культуры в общественной жизни. Понятие культуры, ее функции. Компоненты культуры. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Духовный кризис. 2 Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Понятие субкультуры. Экранная культура — продукт информационного общества. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. 2 Проблемы духовного поиска в молодежной среде. Молодежные субкультуры. Субкультуры и контркультура. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1.Подготовка докладов «Культуры народов мира»
2.Подготовка сообщений «Молодежные субкультуры» 4 Тема 2.2 Наука и образование в современном мире Содержание учебного материала 2 2
Наука в современном мире. Классификация наук. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование в жизни современного человека и общества. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в РФ. Профессиональное образование. 2 Реформы в современном образовании. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Конспект отдельных статей Закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2 Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как феномены духовной культуры
Содержание учебного материала 2 2
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Этика. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Виды отношения человека к сверхестественному: атеизм, деизм, пантеизм, теизм. Этапы развития религии. Буддизм, христианство, ислам. История возникновения и основные догматы мировых религий. 2 Религия и церковь в современном мире. Религиозные объединения Российской Федерации. Свобода совести. Сектантство. Правовое регулирование религиозной сферы. 2 Искусство как способ осмысления и преобразования мира. Эстетика. Эстетические нормы. Художественный образ. Взаимосвязь истины, добра и красоты. Виды искусств. Профессиональное и самодеятельное искусство. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1.Подготовка сообщений «Религиозные объединения в РФ»
2.Подготовка сообщений «Современные художественные произведения » 4 Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 38 Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала 2
Социальные отношения и стратификация общества. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация и мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность.
2 2. Социальные статусы и роли человека. Социальный статус и престиж. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Способности и характер человека. Формирование характера. Престижность профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение. 2 3Межличностное общение и взаимодействие. Человек в малой группе. Многообразие мира общения. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Написание эссе «Личностные качества, необходимые в профессии полицейского»
2 Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала 2
Социальные нормы и социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Самосознание и социальное поведение.
2 Девиантное поведение и причины его возникновения. Теории возникновения девиаций. Функции девиаций в обществе.
2 3. Формы и проявления девиантного поведения. Делинквентное и преступное поведение. Противоправное поведение без жертв. Самоубийства. 2 4. Профилактика девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Молодежные движения за здоровый образ жизни. 2 5. Социальные конфликты. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Методы их разрешения. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1. Составление таблицы «Теории девиаций»
2.Подготовка сообщений «Статистика негативных девиаций»
4 3
Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала 2
Особенности социальной стратификации в РФ. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2 Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ. 2 3. Этнические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. 2 4. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ.
2 5. Семейное право и семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1. Конспект разделов документа «Основы государственной молодежной политики до 2025 г.»
2.Конспект разделов документа «Концепция государственной национальной политики РФ»
3. Конспект статей Семейного кодекса РФ 6 3
Раздел 4. ПОЛИТИКА 27 Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе Содержание учебного материала 2
1. Политика и власть. Понятие власти, типология. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. 2 2. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. 2 3.Формы государственного устройства. Формы правления, территориального устройства, политический режим. Типология политических режимов. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. 2 4 Современная демократия. Основные ценности, признаки и исторические формы демократии. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство. Понятие и признаки правового государства. 2 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1. Подготовка сообщений «Государственное устройство стран Европы»
2.Составление таблицы «Признаки современной демократии»
4 Тема 4.2 Участники политического процесса
Содержание учебного материала 2
1. Политическое участие и его типы. Личность и государство. Политический статус личности. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. 2 Политическое лидерство. Политическая элита. Лидеры и ведомые. Особенности формирования политической элиты в современной России. 2 Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества в РФ. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
2 4. Выборы в демократическом обществе. Отличительные особенности демократических выборов. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в РФ. 2 5. Политические партии и движения. Классификация политическмх партий. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. 2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
1. Конспект отдельных статей Конституции РФ.
2.Конспект отдельных статей Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ».
3. Подготовка сообщений «Политические партии в РФ»
5 3
ЭКЗАМЕН Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено Самостоятельная работа курсантов над курсовой работой (проектом) не предусмотрено ВСЕГО: 122 На подготовку домашнего задания к учебным занятиям: 39 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный;
репродуктивный;
продуктивный.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект учебно-наглядных пособий (таблиц, схем, презентаций и др.);
- комплект методического обеспечения аудиторных занятий.
Технические средства обучения: проектор и экран (или интерактивная доска), компьютер с подключением к сети Интернет с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Примерная программа учебной дисциплины «Обществознание», автор Важенин А.Г., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание».
Календарно-тематический план.
Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам и экзамену).
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Важенин А.Г. Обществознание: учебное пособие для сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 368 с.
Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие (СПО). – М: Альфа-М: ИНФРА- М, 2013. – 384 с.
Дополнительные источники:
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://5-ege.ru/slovar-terminov-po-obshhestvoznaniyu/ Словарь терминов по обществознанию
http://slovari.yandex.ru/ Словари. Яндекс. RU
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/ Электронный учебник по обществознанию
http://4ege.ru/obshestvoznanie/4898-konspekty-po-obschestvoznaniyu.html Конспекты по обществознанию
http://vocabulary.ru/dictionary/ Национальная энциклопедическая служба
http://sbiblio.com/BIBLIO/ Библиотека научной и учебной литературы
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/Main.htm Федеральная служба государственной статистики РФ
http://wciom.ru/database/ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ Основы социологии
http://socnauka.ru/ Социология
http://www.socpol.ru/atlas/ Социальный атлас российских регионов
http://www.un.org/ru/ Организация объединённых наций (ООН)
http://www.gov.ru/ Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ
http://www.cbr.ru/ ЦБ РФ
http://government.ru/ Правительство РФ
http://www.cikrf.ru/ Центральная избирательная комиссия РФ
http://www.rg.ru/ Российская газета
http://ria.ru/economy/ РИА. Новости
http://www.vestifinance.ru/ Вести. Экономика
http://www.webeconomy.ru/ Мировая экономика
http://wnr.economicus.ru/ Мир и Россия. Экономическая школа
http://www.protown.ru/russia/ruseconomy/ Федеральный портал. Экономика
http://dictionary-economics.ru/ Экономический словарь
http://www.garant.ru/ Информационно-правовой портал Гарант
http://www.consultant.ru/ Консультант Плюс
http://pravo.ru/ Право.RU – справочно-правовая система
http://росинком.рф/ РосинкомКОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Знания: - биосоциальной сущности человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
ОК 1 – ОК 4
ОК 12 – ОК 14
информационная,
самоорганизация
Текущий контроль знаний. Результаты тестирования по соответствующим темам.
Проверка правильности выполнения творческих заданий.
Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов подготовки домашних заданий.
Умения: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. ОК 5 – ОК 11
самообразование, коммуникативная Экспертная оценка результатов деятельности курсантов при выполнении практических работ, индивидуальных заданий, тестировании, написании докладов и эссе.
Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым курсантом.