План-конспект урока обществознания Как мир людей заботится о детях


План-конспект урока обществознания
«КАК МИР ЛЮДЕЙ ЗАБОТИТСЯ О ДЕТЯХ»
Выполнила: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 12 Е.В. Зобова
г.о. Коломна
2012г.
План-конспект урока:
Класс: 5
Тема: «Как мир людей заботится о детях»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности учащихся, осознание ими ценности прав и свобод.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с их основными правами посредством изучения текста Конвенции о правах ребенка.
Даты Имена Понятия
20 ноября 1989г. Конвенция
Воспитательная: воспитание уважения к деятельности международных организаций по защите прав человека, а также осознание учащимися ценности прав и свобод.
Развивающая:
Развитие навыков работы с документами;
Развитие навыков работы с тестами в программе Microsoft Office Excel;
Развитие навыков работы в интернете;
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся.
Оборудование урока: ПК с выходом в интернет, учебник, Конвенция о правах ребенка, таблица ПМИ для рефлексии.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Вводно-мотивационная часть.
(2 минуты) Учитель: Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Ребята, в ходе предыдущего урока мы с вами знакомились с международными документами по правам человека. И прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы нам необходимо вспомнить ранее пройденный материал. Для этого я прошу занять вас места за компьютерами. Приветствуют учителя стоя.
Проверяют готовность к уроку.
Садятся к компьютерам.
II. Проверка домашнего задания.
(7 минут) Инструкция: Ребята, на рабочем столе компьютера в правом верхнем углу находится файл Microsoft Office Excel «Тест по граждановедению». Откройте его. В ячейке, находящейся слева от правильного, на ваш взгляд, ответа поставьте единицу. На прохождение теста у вас есть 2 минуты.
Учитель: Ваше время истекло. Сохраните выполненный тест под своей фамилией на рабочем столе. Нажмите кнопку «Проверить» и узнайте свой результат.
Кто справился на «5»? на «4»? на «3»? Давайте проверим, где вы могли допустить ошибку. (Проверка теста) Решают тест.
Проверяют, как справились с заданием. Один ученик, получивший «отлично», озвучивает правильные ответы.
III. Изучение нового материала.
(26 минут) Учитель: Ребята, вы уже знаете, что человеческое сообщество активно работает в направлении защиты прав человека, но, к сожалению, наши права все же нарушаются, и довольно часто. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одним из таких фактов. Для этого вам необходимо войти в интернет по адресу, написанному на доске: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=112134. Наденьте наушники и прослушайте репортаж. (5 мин.)
Учитель:
- Кто является главным героем данного репортажа?
- Что с ним произошло?
- Это единственный случай в России за последние годы?
- Как вы думаете, смог бы малыш выжить, если бы его вовремя не нашли взрослые?
- Предположите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Верно. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: «Как мир людей заботится о детях».
- Вернемся к просмотренному сюжету: ребята, как вы думаете, а в чем этот мальчик сейчас нуждается, какие потребности у него есть? Пропустите одну строчку и запишите ваши предположения.
- Изменятся ли с возрастом его потребности? Появятся ли новые?
Посмотрите как много нужно ребенку для полноценного развития.
- Как вы считаете, а эти потребности характерны только для этого мальчика?
Вы абсолютно правы. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать названия для списка этих потребностей.
Для того, чтобы для всех детей были созданы условия для полноценного и гармоничного развития мировое сообщество прилагает все усилия. Вы уже знаете, что в 1959г. Была принята Декларация прав ребенка, провозглашавшая права детей. Но этот международный документ лишь призывал государства, подписавшие его, повысить ответственность за воспитание детей, но не обязывал их к этому. Год 1979 — год 20-летия принятия Декларацииправ ребенка — был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным Годом Ребенка. В том же 1979 году началось обсуждение проекта нового документа, представленного Правительством Польши — Конвенции о правах ребенка.
Разработкой Конвенции занималась рабочая группа, созданная Комиссией по правам человека Организации Объединенных Наций.
Работа над Конвенцией растянулась на целое десятилетие. Лишь 20 ноября 1989 года, через 10 летпосле Международного Года Ребенка и через 30 лет после подписания Декларации прав ребенка, Конвенция о правах ребенка была единогласно и в течение всего лишь двух минут принята Генеральной Ассамблеей ООН. О ее насущной потребности для мирового сообщества говорит тот факт, что в первый день, когда Конвенция была открыта для подписания, 26 января 1990 года, ее подписало сразу же рекордное число — 61 государство. К сентябрю 1990 года Конвенцию одобрили в законодательном порядке 20 государств, что означало ее вступление в силу.
Принципиальное отличие Конвенции от Декларации прав ребенка заключается в том, что это международное соглашение не просто декларирует права детей, а обязывает государства, подписавшие ее, выполнять все принципы, которые в ней изложены.
Посмотрите, как этот документ выглядит. Он включает преамбулу и 54 статьи, в которых провозглашаются права детей. (демонстрируется копия Конвенции о правах ребенка).
Сегодня нам предстоит познакомиться с сокращенным вариантом Конвенции, но прежде, чем мы это сделаем, давайте запишем в тетрадь дату принятия Конвенции.
Инструкция: А сейчас откройте учебник на с. 129. В рубрике «Путешествие по занимательным страницам» найдите текст некоторых статей Конвенции. Читать его мы будем вслух по цепочке по одному предложению начиная с первого ряда. По мере прочтения подумайте, на кого возлагает Конвенция ответственность защищать интересы ребенка?
- Кто еще должен заботиться о детях, на ваш взгляд.
- Сверьте, соответствует ли перечень тех потребностей детей, которые мы с вами записали со статьями Конвенции.
- Если бы вам разрешили оставить в тексте Конвенции только две статьи, какие бы вы выбрали?
- Как вы думаете, а соблюдаются ли права детей в нашей стране? Докажите это на примере какого-либо одного права. Заходят в интернет на официальный сайт программы «Вести», слушают репортаж.
Отвечают на вопросы (примерные ответы):
- Семимесячный мальчик.
- Его оставили в супермаркете, откуда мальчика и отправили в больницу.
- Нет, случаи оставления детей в супермаркетах в последнее время участились.
- Нет, ребенок не смог бы выжить, если бы ему не помогли взрослые, т.к. он слишком маленький для того, чтобы самостоятельно жить и себя обеспечивать.
- Мы будем говорить о защите детей и их прав.
Записывают тему урока в тетрадь.
Высказывают предположения и записывают в тетрадь (примерные ответы):
- Ребенок нуждается в заботе и любви родителей, в собственном доме, в питании, в одежде, в медицинской помощи и т.д.
- Его потребности увеличатся. Мальчик должен будет получать образование, возможно, он захочет посещать какие-либо кружки, секции и т.д.
- Нет, эти потребности есть у всех детей без исключения.
Придумывают название для списка, например, «Всем детям нужно».
Слушают учителя.
Записывают в тетрадь дату принятия Конвенции о правах ребенка: 20 ноября 1989г., а также определение «Конвенция – международное соглашение по какому-либо специальному вопросу, являющееся обязательным для государств, его подписавших.»Читают документ по цепочке, отвечают на поставленный вопрос:
- Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка на государства.
- О детях также должны заботиться родители или люди, их заменяющие.
- Соответствуют.
Высказывают свои предположения. В идеале – это право на жизнь, право на имя, на гражданство и т.п., т.е. неотъемлемые права человека. К осознанию этой мысли учащиеся и должны прийти.
Высказывают свои предположения. Например, в России каждый ребенок имеет право на получение бесплатного среднего образования. Также в нашей стране существует бесплатное медицинское обслуживание.
Могут быть даны другие ответы.
IV. Закрепление.
(5 минут) Инструкция: Ребята, сейчас закройте учебники и самостоятельно запишите в тетрадь те основные права детей, которые вы запомнили. На работу у вас есть 2 минуты.
Итак, что у вас получилось? Если в ответах ваших одноклассников прозвучат те права, которые вы не записали, дополните свои записи. (Опрос 3-5 учащихся) Записывают в тетради основные права детей в соответствии с Конвенцией:
- Право на жизнь
- Право на имя, гражданство
- Право на заботу со стороны родителей
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на свободу выбора религии
- Право на образование
- Право на защиту от грубого обращения, всех форм насилия и др.
V. Домашнее задание.
(2 минуты) Мы сегодня затронули очень интересную и важную тему, знакомство с ней вы продолжите дома. Запишите домашнее задание: 1) с. 131 – 132 – прочитать и ответить на вопрос «Как с возрастом меняются права ребенка»
2) нарисовать мини-плакат, иллюстрирующий какое-либо право ребенка. Записывают домашнее задание.
VI. Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок.
(3 минуты) Учитель: Перед вами лежат таблицы. Сейчас я попрошу вас заполнить их. В первой колонке вы должны будете записать то, что вам понравилось на сегодняшнем уроке, во второй – то, что вам хотелось бы изменить в проведении занятия, а в третьей – то, что вам было особенно интересно узнать на нашем занятии.
(Обсуждение ответов)
Выставление оценок учащимся. Подведение итогов урока. Заполняют таблицу ПМИ.