Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая постоянная грусть” лежат в характере Печорина» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс))


Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая
постоянная грусть” лежат в характере Печорина»
(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Урок проводится после знакомства с биографией поэта и с основными мотивами лирики. Предварительно проводится письменная работа «Мое мнение о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Этот урок является своеобразным анализом восприятия романа учащимися. Благодаря диспуту, высвобождается время для изучения мастерства писателя. Остальные уроки могут быть посвящены новаторству М.Ю.Лермонтова в области психологизма характера героя. Детально могут анализироваться главы «Княжна Мери» и «Фаталист».
Оборудование:
1. Памятка о правилах ведения спора.
2. Высказывания современников М.Ю.Лермонтова.
«Печорин – чудовище, клевета на целое поколение». С.О.Бурачек «В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат…» В.Г.Белинский « Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» Г.А.Печорин Ход урока
Начинает урок учитель – ведущий диспута: «Печально я гляжу на наше поколенье…» (читается часть стихотворения). 30-е годы XIX столетия. Николай I твердо усвоил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Всякая попытка действовать и самостоятельно мыслить пресекалась. Жизнь должна идти тихо, без бурь. В этой давящей тишине вошел в литературу М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием в 1840 году. Обвинения посыпались и на автора, и на героя романа. Вот перед вами высказывания современников и слова самого героя. Где же истина? «Злой нрав» или «глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина? Цель нашего урока – выяснить это. Из ваших высказываний о романе я поняла, что одни восхищаются и защищают своего героя, другие осуждают и называют Печорина безнравственным. В споре рождается истина, попробуем ее найти.
Прошу не забывать правила ведения спора. Обратите внимание на полемические приемы. Хочу пожелать вам успеха, и чтобы истина восторжествовала. Роман состоит из отдельных повестей. Каждая должна открывать что-то новое в характере героя.
Вопросы к повести «Бэла»
1. Какое впечатление произвел на вас Печорин в повести «Бэла»?
2. Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца?
3. Почему он становится равнодушным к Бэле?
4. Как он отнесся к ее гибели?
5. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или участник трагедии?
6. Почему все-таки Печорин рассмеялся, когда Максим Максимыч стал его утешать?
7. Так кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?
Вопросы к повести «Максим Максимыч»
1. Каким же Печорин предстоит перед нами здесь, что добавляется к его характеру?
2. Что вам сказала внешность Печорина?
3. Что вас поразило больше всего в повести?
4. Можно ли назвать друзьями Максима Максимыча и Печорина?
5. Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?
6. Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?
Сложно судить о человеке, наблюдая его со стороны, Но Печорин облегчает нашу задачу. Он оставляет свои дневниковые записи, Нам позволено заглянуть во внутренний мир героя. Приподнять завесу и разгадать этого человека.

Вопросы к дневниковым записям Печорина
1. Как вы думаете, зачем Печорин ведет дневник?
2. Разве можно в чем-нибудь обвинить Печорина в повести «Тамань»? Он здесь, по-моему, потерпевшая сторона?
3. Почему интерес к контрабандистам уступает место равнодушию и иронии героя над самим собой?
4. Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Максим Максимыч»?
5. Почему повесть «Княжна Мери» начинается с описания чудесного пейзажа?
6. Как меняется интонация, когда от описания природы герой переходит к описанию «водяного общества»?
7. Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина в этой повести?
8. Зачем Печорину нужно, чтобы Мери влюбилась в него?
9. Цитирование «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой».
10. Вот серьезное обвинение. Кто попробует парировать его?
11. Что заставляет Печорина отвергнуть чувство Мери?
12. Почему, сострадая ей, Печорин объясняется с ней «откровенно и грубо»?
13. Что нового открывают его отношения с Верой? Чем объясняется порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры и в сцене погони за ней?
14. Как в словах, размышлениях Печорина раскрываются его желания, стремления? (Цитирование «Зачем я жил…».)
15. Почему они не реализуются? («Во мне душа испорчена светом…».)
16. Кто в этом виноват?
17. Так «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?
Ведущий подводит итог: подтверждение вашего понимания находим в стихотворении «Монолог». Читаем стихотворение до конца.
Вопросы к диспуту по роману И.А. Гончарова «Обломов»
(Каждый вопрос подразумевает наличие разных точек зрения.)
1-й урок – Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.
2-3 уроки – Образ главного героя. Понятие «обломовщина» в романе.
4-5 уроки – Урок-диспут «Раб чужой воли или свободная личность?»
На предыдущих уроках рассмотрено понятие «обломовщина», показано, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель…». Очевидно, что «обломовщина» оказалась сильнее любви, что оскудевшему деградирующему дворянству в романе противопоставлена буржуазия с ее неутомимой энергией и трудолюбием. Но чем же по- настоящему интересен главный герой сегодняшнему читателю? Это и помогает выявить урок-диспут. Каждый вопрос этого диспута обращен к конкретной личности учащегося. Здесь у каждого старшеклассника появляется возможность обратить одноклассников на собственную непохожесть и уникальность.
Вопросы к теме «Раб чужой воли или свободная личность?»
1. Любовь – это долг или свободное проявление сердца?
2. Что значит «любить» для Обломова и Ольги Ильинской?
3. Как вы считаете, любящих вас людей нужно исправлять, искоренять в них недостатки или принимать и любить их такими, какие они есть?
4. Стала ли утрата любви Ольги Ильинской трагедией для Обломова?
5. Чьей любви вы отдадите предпочтение: любви Ольги или Агафьи Пшеницыной?
6. Кто из героев романа ради любви может пожертвовать всем и найти награду в любви?
7. Так в чем же смысл жизни? Чья точка зрения вам ближе, Обломова или Штольца?
8. Где же тут человек? Где его целость? Что имеет в виду Обломов, когда произносит эти слова?
9. В ком больше человечности, в Обломове или Штольце?
10. Что такое лень Обломова? Защита от внешнего мира или вся причина в «обломовщине»?
11. Почему Обломов отказался от деятельности, от участия в жизни? Это нежелание или неспособность?
12. Обломов не способен ко злу, потому что вообще не способен к чему бы то ни было в жизни?
13. Достигает он идеала в своей жизни? И что для него идеал?
14. Так кто же Обломов – раб чужой воли или свободная личность?
Ответы ребят очень интересны. Это размышления о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу». Это разговор о том, в какой мере пагубно насилие над личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее? В чем залог полноценного деятельного бытия? Жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный или законный ее вариант? Эти вопросы рождаются в сознании ребят благодаря вопросам диспута и попыткам аргументированно отвечать на них. И личность Обломова становится близкой, понятной, а кому-то дорогой. Неожиданно каждый находит в себе частичку Обломова. К концу дискуссии образ главного героя поражает своей глубиной и многоплановостью.