Формирование социальной компетенции в работе над проектом «Пионеры – герои: правда или вымысел»


Формирование социальной компетенции в работе над проектом «Пионеры – герои: правда или вымысел»
В рамках реализации основной программы школы «7 секретов успеха» я выбрала гражданско-патриотическое направление. Однако никак не получалось определиться с тематикой и видом деятельности.
В сентябре нового учебного года со своим классом я проводила классный час, посвященный Международному дню памяти жертв фашизма. В подведении итогов классного часа я задала ребятам вопрос: кто, на ваш взгляд, пострадал от рук фашистов больше всего? Ответов было очень много и самых разных. Но один из них был для мня неожиданным. Согласитесь, что из уст ребенка услышать ответ на «дети» мягко говоря неожиданно.
Я предложила продолжить беседу на следующем классном часу, но в качестве темы обсуждения определила «Что вы знаете о детях войны». К следующему классному часу ребята должны были подготовить доклады и сообщения на данную тему.
Информацию можно было брать из любых источников: книги, журналы, газеты, Интернет. Самым популярным источником стал, конечно, Интернет. В поисковике ребята часто натыкались на такие понятия, как пионер, комсомолец, пионерия. Поэтому, ребята не могли обойти эти понятия стороной.
Многие ребята просили о помощи своих родителей. Они тоже внесли свою лепту в дальнейшую нашу работу, т.к. отвечая на вопрос своего ребенка «кто такой пионер?» или «что такое пионерия?» приводили примеры из своей жизни. Ведь многие родители не просто застали то время, когда пионерская организация еще существовала, но и были приняты в пионеры, а кто-то и в комсомол.
Родители рассказывали о и об атрибутах пионерии и о ее традициях (например, торжественное принятие в пионеры и подвязывание галстуков), о дате зарождения организации. Говорили и о том, что в пионеры принимали не каждого, что своим званием пионеры гордились, дорожили, старались соответствовать и боялись исключения.
В свою очередь я предложила посетить музей Истории Кировского района, где экскурсовод много рассказывала о жизни ребят в военное время, показывала школьные принадлежности (учебники, дневник, письменные принадлежности). Не обошли вниманием и пионеров. С атрибутами пионерской организации (пионерское знамя, барабан, горн) нам даже разрешили сфотографироваться.
Ребята задали мне вопрос, который я им же и переадресовала: кто такие пионеры-герои? Я предложила им изучить этот вопрос не только с точки зрения фамилий и имен, но и ответить на вопрос: а в чем состоял их героизм и насколько та информация, которую они найдут может соответствовать действительности.
Дети принялись за дело. Я помогла им разбиться на группы и организовать работу так, чтобы к следующей нашей беседе не было праздных слушателей, а каждый владел информацией. Например, каждая группа выбрала свою личность пионера-героя, над историей которой и работали всей командой. В каждой группе были дети, которые искали информацию и те, кто как мог старался найти ей подтверждение. Другие ребята отвечали за оформление материала, причем такое, чтобы другим слушать было не утомительно и не скучно. Третьи обобщали информацию и описали свое мнение и мнение своих товарищей по отношению к герою. И, конечно же, были те, кто представлял свою работу.
Работы получились все такие разные. Классный час получился очень интересным. Все откликнулись на предложение вынести свои труды на суд учащихся параллели 7 классов.
Подобная работа позволяет затронуть много важных аспектов в воспитании школьников.
Важнейшим из которых, на мой взгляд, является воспитание патриота, социально активной личности. Изучение истории своей Родины важно, немаловажно и знакомство с героями своей страны.
Мы привлекли к работе родителей, что в наше время немаловажно.
Кроме того проявили свои творческие и коммуникативные способности: творчески подошли к подготовке выступлений (все они получились такие разные и по-своему интересные), поработали в команде, поучились договариваться о совместной работе, учились слушать и слышать друг друга.
Познакомились с таким понятием, как самоуправление. Ведь пионерская организация ни что иное. После работы коллектив стал более сплоченным и к различным делам и поручения стал относиться серьезнее.
Не знаю, было ли на самом деле интересно слушать другим ребятам, но работа над таким довольно спонтанным проектом нам очень понравилась. Она еще не завершена. Мы планируем доработать наши презентации отработать выступления ребят, может быть подкопить информацию и к празднованию Годовщины Великой Победы выйти со своей работой на младших школьников.