Статья Технология модульного обучения


Технология модульного обучения.
Модульное обучение, общие положения которого были сформированы в конце 60-х годов ХХ века в США быстро распространялись в образовательных системах стран Европы и Америки, наиболее целостных подходов к обучению, обеспечивающих его высокую эффективность.
Модель – это самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных компетенций. Каждый модель отражает результат обучения, деятельность обучающегося, содержание обучения, границы модуля при его разработке определяются уровнем развития компетенции. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи, достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание целевой план действий и методическое руководство по достижению поставленной дидактических целей. Модульное обучение основано на следующей основной идеи: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учеником: мотивировать, контролировать, консультировать. При модульном обучении обучающейся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса, так же он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям. Одной из важнейших особенностей модульного обучения является изменений отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформулированности компетенции, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.
Признаками модульного обучения являются:
Индивидуальное обучение, увеличение доли времени для самообучения
Представление содержания обучения в модулях завершенных информационно – и обеспеченных методическими комплексами
Гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям
Паритетные субъект – субъектные отношения
Модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержание обучения логически завершенными учебными блоками.
Модуль совпадает с темой учебного предмета.
В модулях четко определены цели обучения задачи и уровни изучения данного модуля названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.
При разработке модуля учитывается то что каждый модуль должен дать определенную, самостоятельную, порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля студенты получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работы. При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний, умений и навыков. Рейтинговая оценка позволяет охарактеризовать качество его подготовки по данному предмету. В модульном обучении оценивается каждое задание, т.е основной принцип – это контроль и оценки качества знаний и умений с учетом систематической работы студентов.
Преимуществами модульных технологий являются:
Повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки.
Возможность многоуровневой подготовки
Создания условия для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода
Создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально – значимых дисциплин.
Реализация принципа обучения в течении всей жизни.
Преимуществами для студентов является то что:
Учащиеся точно знают, что они должны уметь после изучения модуля.
Студенты могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности
При применении в образовательном процессе модульного обучения у учащихся формируется как профессиональные компетенции: речь, работа в команде. Но основные трудности для студентов в том, что они должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей, должны выполнять большой объем самостоятельной работы.
Обучение в рамках модульного подхода представляет собой, освоения учащиеся модульных программ, где осуществляются интеграция различных учебных дисциплин видов, форм обучения подчиненных общей проблеме – формированных готовности к действиям в реальных ситуациях профессиональной деятельности, т.е профессиональным компетенциям.