Педагогический проект: Модульное обучение как средство самовоспитания личности на уроках литературного чтения

Педагогический проект: Модульное обучение как средство самовоспитания личности на уроках литературного чтения











Автор:
Крестовникова Алена Петровна,
учитель начальных классов
МБУ лицея №51



Тольятти 2014
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
: Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше  бы учились, в школах было бы меньше шума,  одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха. Ян Амос Коменский
В выборе технологии модульного обучения привлекательным для меня стало то, что данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.
Информация сегодня становится стратегическим ресурсом развития общества, требует постоянного обновления, поэтому современное образование должно представлять собой непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Как повысить эффективность уроков? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей? На эти вопросы я нашла ответ в одной из инновационных технологий – модульном обучении.








КОМАНДА ПРОЕКТА

Участник проекта
Мотивация участника
Обязанности


Учитель начальных классов
Высокая: повысить качество обучения учащихся и научить их работать самостоятельно и в группах.
Разработать модули-шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников.



Ученики 2 «Б» класса
От низкой до высокой.
1. Получают рекомендации от учителя в письменной форме .
2. Учатся целеполаганию.
3. Самостоятельно проводят антиципацию (прогнозирование) содержания нового текста, а затем сообщают свои предположения учителю.
4. Планируют по алгоритму свою деятельность
т. е. самостоятельно читают текст по данным предписаниям, делятся впечатлениями о прочитанном друг с другом, работая в паре.
5. Контролируют и оценивают деятельность свою и соседа по парте.
Самостоятельно поставить цель, уметь выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА:
Существующие традиционные методы и приемы не всегда полно и эффективно дают возможность учащимся усвоить знания по программному материалу. Модульное обучение может быть результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет и к изменению функций преподавателя и ученика.




КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: развивать самостоятельность учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Проанализировать вопросы технологии модульного обучения в работах талантливых педагогов: С.Н.Лысенковой,
И.Б.Сенновского,
П.И. Третьякова. Изучить психолого-педагогическую теорию П.А.Юцявичене.
Разработать модули-шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников.

Формировать у обучающихся самостоятельность и способность к самоуправлению, самовоспитанию, самоконтролю результатов.
Осуществить оценку достижений результатов обучающихся в работе над модулем (лист успеха).

ЗАДАЧИ:








ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ :
Проанализировать вопросы технологии модульного обучения в работах талантливых педагогов: С.Н.Лысенковой,
И.Б.Сенновского, П.И. Третьякова.
Изучить психолого-педагогическую теорию П.А.Юцявичене.


МЕРОПРИЯТИЯ
РЕСУРСЫ

Круглый стол « Технология модульного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах»
Презентация, выставка научной литературы.

Альманах работ С.Н. Лысенковой.
Презентация, выставка журналов «Начальная школа».










ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ :
Разработать модули-шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников ( прил.2).
МЕРОПРИЯТИЯ
РЕСУРСЫ

Создать модули
Модуль 1.
Актуализация знаний.
Модуль 2.
Мотивация учебной деятельности.
Модуль 3.
Обобщение и систематизация знаний.
Модуль 4.
Рефлексия подведение итогов урока.
Карточки-модули.


Презентация.


Банк правил.












ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ :
Формировать у обучающихся самостоятельность и способность к самоуправлению, самовоспитанию, самоконтролю результатов.
МЕРОПРИЯТИЯ
РЕСУРСЫ

Как же происходит изучение нового материала на уроке литературного чтения по модульной технологии?
1. Учащиеся получают рекомендации от учителя в письменной форме.
2. Учатся целеполаганию.
3. Самостоятельно проводят антиципацию (прогнозирование) содержания нового текста, а затем сообщают свои предположения учителю.
4. Планируют по алгоритму свою деятельность, т. е. самостоятельно читают текст по данным предписаниям, делятся впечатлениями о прочитанном друг с другом, работая в паре.
5. Контролируют и оценивают деятельность свою и соседа по парте.
Карточки-модули.


Презентация.


Литературное произведение.
















ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ :
Осуществить оценку достижений результатов обучающихся в работе над модулем (лист самоконтроля).
МЕРОПРИЯТИЯ
РЕСУРСЫ


Организовать на уроке работу в парах по самоанализу собственной деятельности и формированию у обучающихся адекватной самооценки.
Организовать работу в группах по обсуждению проблемных вопросов
у обучающихся.

Карта успеха.


Модуль самоконтроля.















Ожидаемый результат
Умеют четко ставить перед собой цель, работают так, чтобы достичь ее, анализируют результат и ставят новую цель,
получают навыки самообразования.


Критерий
Показатели

Карта модульности, которая наглядно показывает рост ученика.

Учебные навыки

Ф.И.
ученика
Связная речь
Темп чтения
Диалогическая речь
Выразительность чтения


2кл.
3кл
2кл.
3кл
2кл.
3кл
2кл.
3кл

Абрамова Софья









Андреев Кирилл










Средний уровень, высокий уровень, низкий уровень.








Мониторинг знаний по литературному чтению.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Низкий уровень, средний уровень и высокий уровень.




Умение работать в парах, группах.
Карта-памятка самоконтроля.

Самостоятельно по заданному алгоритму оценивать и анализировать свою деятельность.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Владеть навыком учебного и делового общения.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Трудности и способы их преодоления

Трудности
Причины
Способы преодоления

Индивидуальные особенности познавательной деятельности младших школьников.
Особенности развития.
Выполнение специальных упражнений.

Тяжело читать текст.
Низкая скорость чтения.
Работа над повышением скорости чтения.
Памятка чтения -спринта.
Памятка для выразительного чтения.
Модуль- упражнения для быстрого обучения чтения.



ФОРМЫ ПРИЛОЖЕНИЙ:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















Root Entry