Интеллектуально-познавательная игра по творчеству Н.А.Некрасова «Литературный ринг»

Интеллектуально-познавательная игра
по творчеству Н.А.Некрасова
«Литературный ринг».


Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных по творчеству Н.А.Некрасова развитие интереса к личности поэта и его лирике;формиривание любви к родному языку через лирику Н.А.Некрасова.

Используемые технологии обучения:
-информационные
-интерактивные

Оборудование: портреты Некрасова Н.А.
Белинского В.Г.
Пушкина А.С.
Лермонтова М.Ю.
Панаевой А.П.
Жуковского В.А.

Репродукции картин:
«Калужские крестьянки» Н.П. Богданова- Бельского
«Рожь» И.И.Шишкина.



Интеллектуально-познавательная игра по творчеству
Н.А.Некрасова
«Литературный ринг»

1 слайд.
1)Вступительное слово.
Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить некоторые моменты жизни и творчества великого русского поэта Н.А.Некрасова и обобщить знания материала, полученного на уроках литературы и при самостоятельном чтении с целью расширения кругозора в рамках заданной темы.
Наша встреча пройдет в виде интеллектуально-познавательной игры под названием «Литературный ринг».Хотелось бы объяснить причину выбранного для игры названия. Слово «ринг» пришло к нам из английского языка. Его дословный перевод –ограниченная канатами площадка(на помостах)Но т.к. наша игра интеллектуальная, мы будем соревноваться не в бою, а в знаниях . А в качестве рингов используем обычные школьные парты. Итак, здесь вам придется соперничать, бороться за победу в данной игре. Необходимо помнить о том, что игра наша командная, и шансы выиграть у обеих команд одинаковые.
Но перейдем к правилам игры. Вы заранее поделились на 2 команды. В ходе игры вам необходимо для ответа на каждый вопрос выбирать одного представителя из команды. После ответа (в независимости оттого правильный он или нет), оба участника возвращаются в команду, получив жетон в случае правильного ответа, следующие же представители команд сменяют предыдущих по той же схеме. Каждый из участников имеет возможность принести в команду один жетон. Чья команда получит большее количество жетонов-баллов, та команда и становится победителем игры.
2)Правила ясны: пришло время первого задания. Прошу первых представителей выйти на «ринг».
1. Послушайте строки из стихотворения Н.А.Некрасова.
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки
Из какого произведения эти строки? Где прошло детство поэта? Что до глубины души поразило мальчика?
Ответ: Эти строки из стихотворения «На волге». Имение Некрасовых –Грешнево –было расположено недалеко от Волги. Потрясло же его увиденное: Почти поникнув головой
К ногам, обвитым бичевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки

2 слайд.
Обратите внимание на экран. Перед вами картина И.Репина «Бурлаки на Волге». Нечто похожее увидел Некрасов, будучи ребенком.
2й вопрос. Вслушайтесь: Праздник жизни-молодости годы-
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы
Другом лени не был никогда.
Так начинается одно из стихотворений Некрасова(1855) Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?
Ответ: Начав против воли отца готовиться в институт, был лишен материальной помощи то отца. Зарабатывать приходилось давая уроки, писав за кусок хлеба крестьянские письма, прошения.
3-ий вопрос:
3 слайд.
Перед вами картина «Рожь». На ней вы видите дорогу. О ней и будет следующий вопрос.
У нас же дорога большая была
Из какого стихотворения эти строки? О какой дороге идет речь? В каких произведениях мы встречаем мотив дороги?
Ответ: Грешнево стояло на почтовом тракте. Эту дорогу называли и Сибирской и Владимирской. Поэтическая деятельность Некрасова началась со стихотворения «В дороге». Мотив дороги мы видим в произведении «Кому на Руси жить хорошо».
4-ый вопрос: Вслушайтесь: Не торговал я лирой, но бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука
О каких звуках идет речь? Как можно объяснить смысл этих строк?
Ответ: Стихотворение «Умру я скоро». Журнал «Современник» регулярно получал «предостережения» Совета по делам печати, был под угрозой закрытия.
5-ый вопрос: 4 слайд
Перед вами репродукция картины Н.П.Богданова-Бельского «Калужские крестьянки». Внимание, вопрос! Какое произведение Некрасова можно соотнести с данной картиной?
Ответ: Ст-ние «Крестьянские дети».
Какими русскими женщинами восхищается Некрасов в одной из своих поэм?
Ответ: Поэма «Русские женщины». Княгиня Волконская и Трубецкая.
7-ой вопрос: 5 слайд.
Перед вами портреты знаменитых людей. Почему портреты расположены именно в таком порядке и что это за люди?
Ответ: Это портреты А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, расположены они в таком порядке, т.к. Некрасов стал продолжителем традиций своих великих предшественников.
8-ой вопрос.
Прослушайте строки из стихотворения Некрасова.
Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выйду
И махну рукой!
Как называется цитируемое произведение, и к какому жанру его можно отнести?
Ответ: Стихотворение называется «Колыбельная». Здесь использован прием «перепева».
9-ый вопрос. Как вы думаете, кто стал автором Обращенных к Некрасову слов «Да знаете ли вы, что вы – поэт и поэт истинный»?
Ответом становится следующий 6 слайд с портретом В.Г.Белинского.
10-ый вопрос:
Прослушайте строки: Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись,посадили
На тягло - да на ней и женили.
Из какого стихотворения строки? Что значит-посадили на тягло.
Ответ: «В дороге». Тягло-крестьянская семья, с которой взимают подати.
11-ый вопрос: Если бы перед вами лежали 2 шляпы: мужская и женская, какую из них вы бы выбрали, если бы носили псевдоним Станицкий. Какое произведение написано этим человеком в соавторстве с Некрасовым.
Ответ: 7 слайд. Станицкий – псевдоним Авдотьи Яковлевны Панаевой, писательницы, гражданской жены Некрасова. Вместе с ней поэт писал роман «Мертвое озеро»
12-ый вопрос. Кому посвятил Некрасов свою «Поэзию сердца»? Какие стихи Некрасова вы знаете?
Ответ: Авдотье Панаевой, Зинаиде Некрасовой «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди»
13-ый вопрос. Вы-маститый поэт, к вам за одобрением первого поэтического сборника пришел юный Некрасов. Кто вы, какой ответ или совет вы дали молодому поэту.
Ответ: Вы-Василий Андреевич Жуковский. Совет ваш заключался в том, чтоб не издавать сборник. Но Некрасов издает его под псевдонимом НН
14-ый вопрос. Продолжите фразу одного из друзей Некрасова, вспомнившего о причине смерти «Вся жизнь Некрасова прошла в операциях
Ответ: «Вся жизнь Некрасова прошла в операциях: сначала десятки лет резала его неутомимая цензура, а на закате – хирург». А Плещеев.
Вернуться к первому слайду.
Подведение итогов игры. Подсчет жетонов, выявление победителей, награждение.
Подведя итог, можно сказать, что уроки литературы для вас прошли далеко не бесследно. И хочется верить, что так будет и дальше.
Спасибо за игру. До свидания.




15