Технологическая карта смешанного урока по обществознанию в 8-м классе «Заработная плата и стимулирование труда»


Технологическая карта смешанного урока по обществознанию в 8-м классе
«Заработная плата и стимулирование труда»
Автор
Урманчеева Дина Раилевна, студент - практикант историко-географического факультета ФГБОУ ВПО «НИСПТР» города Набережные Челны Республики Татарстан
Тип урока:  урок формирования новых знаний
Оборудование: учебник Боголюбов Л.Н. «Обществознание» 8 класс (М., «Просвещение»), иллюстрации учебника, доска.
Цель урока:  сформировать понятия о таких экономических терминах, как заработная плата, труд, разделение труда, безработица, форма оплаты труда.
Задачи урока:
- рассмотреть виды оплаты труда; - составить сравнительную характеристику видов оплаты труда; - выявить формы оплаты труда в современном обществе; - совершенствовать умение размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. - воспитывать интерес к предмету путем использования нестандартных заданий.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями модернизация, гражданская война, закон о гомстедах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная
Ход урока
 №п/пЭтап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Оценка
1.
2.
3.
Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний
Актуализация знаний.Приёмы:
«Мозговой штурм»
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Настрой   на учебную деятельность
Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Продолжить развития умения самостоятельно работать с текстом, выделять главное, решать познавательные задачи
 Учитель : Приветствие. Настрой на учебную деятельность.
Работа нам предстоит большая и интересная: мы с вами познакомимся с важнейшими понятиями, которые вам будут крайне необходимы в будущем.
Данная тема одна из важнейших в изучении обществознании, поэтому будьте предельно внимательными и у нас все получится!
Проверка Д/з: Учащиеся отвечают на вопросы ,поставленные учителем , озвучивают основные аспекты и понятия прошлой темы.
Давайте вспомним:
Что вы изучали на прошлом уроке?
Что такое производство? (характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития.)
Какие отрасли экономики вы знаете?(промышленность, с/х)
Что такое предприятие? (самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.)
Ресурсы производства, что это, виды?( 3вида базовых ресурсов: природные –трудовые –материальные. И 2 вида производственных:-финансовые(появляются в результате развития рыночной экономики)-информационные(необходимые для современной постиндустриальной рыночной экономики)
МОЛОДЦЫ!
Учитель. Сформулируйте тему и цель урока.
Я вам зачитываю понятие, вы должны понять о чем идет речь
Это та цена, которую платит работодатель за использование труда работника.Сюда входят различные премии, комиссионные вознаграждения, гонорары и месячные оклады.
О чем идет речь? О чем мы сегодня будем говорить?
Совершенно верно! Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока
«Заработная плата и стимулирование труда»
А теперь давайте попробуем определить какова будет цель нашего урока?
(виды, формы) Замечательно! Волевая саморегуляцияОтвечают на вопросы по пройденному материалу
Коллективная работа

Индивидуальная работа.
Внутренняя и внешняя готовность
Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы
Готовность к восприятию новых знаний Словесное поощрение учителя
Словесная оценка учителя работы учащихся
Словесное оценка учителя работы учащихся
4.
5 Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Самостоятельная работа учащихся Открытие новых знаний
Отработка навыков Ребята, как вы считаете что делает человек, чтобы получить з/п? (трудиться, работает, что сделало из обезьяны человека)
Давайте запишем определение понятия ТРУД(целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. )
Теперь давайте рассмотрим разделение труда и запишем! Кто как понимает? (экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.)Виды разделения труда.vЕстественное разделение труда: процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку.vТехническое разделение труда: определяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.vОбщественное разделение труда: естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами, под воздействием которых происходит обособление, дифференциация различных видов трудовой деятельности.Что такое специализация? 1) сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний и навыков в определенной области; 3)разделение труда по его отдельным видам, формам.
Формы оплаты труда? Стимулирование оплаты труда? способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
Безработица? социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним».
Роль профсоюзов в формировании з/п? это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения трудаОдним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда
Я задаю вопросы, вы на них отвечаете в тетради
Заработная плата Василия зависит от количества изделий, изготовленных им за неделю, а заработная плата Ивана зависит от того, сколько стоит час его работы. Можно с уверенностью сказать: - тип оплаты труда Василия – повременной, а Ивана – сдельный + тип оплаты труда Василия – сдельный, а Ивана – повременной - оба получают по количеству отработанного времени - оба получают в зависимости от количества выполненных изделий
На формирование оплаты труда влияют - государство – введением минимальной заработной платы - профсоюзы – борьбой за увеличение минимальной заработной платы - работодатели – политикой повышения заработной платы, так как это стимулирует работников к новым покупкам + все вышеперечисленные институты 
Безработица- это
активного населения не находит себе работу и становится «лишним».
активное население страны не находит себе работу, т.к. не может выбрать из большого разнообразия
активная население находит работу, но ему не нравится его работа Коллективная работа учащихся
Коллективная работа. совместно с учителем
Индивидуальная работа учащихся
Готовность к восприятию новых знаний
Присвоение выявленных закономерностей. Фиксирование новых знаний
Присвоение выявленных закономерностей. Фиксирование новых знаний Словесная оценка учителя
Словесная оценка учителя
Оценка учителя
6. Закрепление изученного материала  Организация деятельности  для отработки навыков  Учитель: Итак ,подведем итоги, что мы сегодня с вами узнали нового?
Что такое профсоюзы? Что такое безработица? Труд?
Специализация? Разделение труда?
Коллективная работа учащихся совместно с учителем
 
   Осознание значимости новых знаний Словесная оценка учителя работы учащихся
6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия ) Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Наш урок подходит к концу.
Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»?Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу. Ценностное отношение к деятельности и её оценка Самооценка
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Закрепить полученные знания. Записи в тетради выучить!П.16 читать,пересказать
Всем спасибо! Досвидания! Самостоятельная домашняя работа Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей Оценка учителей р. языка, истории