Классный час Праздник первого десятка( математика) (1 класс)


Классный час «Праздник первого десятка»
для учащихся первого класса
Автор разработки:
учитель начальных классов
МАОУ «НШДС №82»
г. Златоуста, Челябинской области
Малыгина Е.В.
Цель: повторить числа первого десятка, закрепить различие между цифрой и числом.
Задачи: 1) активизировать внимание детей через игры;
2) развивать логическое мышление, творчество;
3) расширять кругозор учащихся.
Оборудование: карточки и рисунки с цифрами, рисунки героев сказки «Репка», таблица-головоломка, карточки с названием времён года, названия дней недели на листе, пятёрки для награждения детей.
Ход праздника
Дорогие ребята! Мы изучили с вами 10 самых важных чисел от 1 до 10 и соответственно цифры, которыми записываются эти числа. Они – наши помощники в изучении больших: двузначных, трёхзначных и даже семизначных чисел. И сегодня у нас праздник первого почётного десятка.
Учитель показывает цифру 1 и рисунок.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Ученик: Рисовал я единицу,
Получилось – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полёта на луну.
Как стрела, помчусь я в небо,
Где ни разу до меня
Ни один мальчишка не был,
Самым первым буду я!
Один – очень важное число. Каждый человек в мире – один. Одна мама у ребёнка. Одно солнце на небе. Но это число часто «грустит». Грустно человеку жить одному. Веселее, когда вокруг друзья.
Поиграть решили дети.
Встали в круг все, кроме Пети.
Он один не захотел
И, надувшись, в угол сел.
Но прошла одна минутка –
Разревелся ни на шутку.
Догадались почему?
Стало скучно одному.
А ещё число «один» часто встречается в пословицах и поговорках. Попробуйте их продолжить.
1) Один за всех и все ...(за одного)
2) Лучше один раз увидеть, чем ...(сто раз услышать)
3) Один старый друг лучше ...(новых двух)
Молодцы! Учитель показывает цифру 2 и рисунок.
А вот это цифра «два».
Полюбуйтесь, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
«Два» - это тоже важное число. У каждого человека есть 2 ...(глаза, уха и так далее (ответы детей).А вот какую историю я услышала.
Шепчет Ротик: «Эй, послушай,
Что ты, Носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?»
Грустный Носик отвечал:
- Разве ты не замечал,
Глазок – двое, ушек – двое,
Две руки и две ноги,
Только мы живём с тобою
В одиночку, чудаки!
Что ты, Носик, чем мы хуже,
Говорил тебе не раз,
Если мы с тобою дружим,
Значит – тоже двое нас!
Вместе с цифрой «два» к нам пришли загадки. Отгадайте их!
1) Две подруги, две сестры
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют. (Руки)
2) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
3) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
4) Белка сушит на верёвке
Два гриба и три морковки.
Прибежал хорёк, утащил грибок,
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на верёвке? (Грибок и морковка)
Молодцы! Учитель показывает цифру 3 и рисунок.
А за двойкой, посмотри,
Выступает цифра «три».
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Ученик: Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный цвет – проезда нет,
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный цвет – кати!
Ученик: Три зубца у старой вилки.
«Три» - в тетрадке у Данилки.
Он урок не доучил,
Вот и «тройку» получил.
Ученик: Змей трёхголовый покупал в палатке
Три банки сока и три шоколадки.
Для трёхголовой бабки три платочка.
Три ожерелья – трёхголовой дочке.
Число «три» дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается? (Ответы детей)
А ещё я предлагаю решить вот такую головоломку с тремя геометрическими фигурами. Узнали? Назовите фигуры.
?


Ответ

Учитель показывает цифру 4 и рисунок.
За «тремя» идёт «четыре»,
Острый локоть оттопыря.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
А какие четыре времени суток вы помните? А четыре стороны света? А ещё...
1) На земле живут сестрички,
У сестричек по косичке.
Вот зелёная косичка.
Это – первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает.
Что это за сестричка? (Весна)
2) Разноцветная косичка –
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы всё росло и зрело. (Лето)
3) Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (Осень)
4) А четвёртая косичка –
Белоснежная сестричка.
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)
Давайте вставим эти слова в пословицу.
Хороша ... (зима) снегами, ... (весна) – цветами, ... (лето) – грибами, а ... (осень) – стогами.
Молодцы! Справились!
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Зарядка для глаз)
Учитель показывает цифру 5 и рисунок.
На что похожа цифра «пять»?
На серп, конечно, как не знать.
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
Ученик: 5 да 5 – родные братцы.
Так все вместе и родятся.
Вместе братцы лезут драться,
Вместе мыться и плескаться.
Если вскапывают грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие 5 да 5.
Отгадайте, как их звать?
Учитель: Этот пальчик – маленький (мизинец)
Этот пальчик – слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик - сильненький (указательный)
Этот пальчик – толстячок (большой)
Ну а вместе – кулачок!
Их увидите всегда вы:
5 – на левой, 5 – на правой.
Кстати, можно сосчитать,
Сколько будет 5 да 5?
Молодцы! Учитель показывает цифру 6 и рисунок.
Цифра «шесть» - дверной замочек –
Сверху – крюк, внизу – кружочек.
Ученик: Вот и гости собрались!
На столе стоит сервиз:
Чашек – 6, тарелок – 6.
Чай попить и торт поесть.
Ученик: 6 котят есть хотят.
Дай им кашки с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
Учитель: Назовите по порядку героев сказки «Репка» (Ответы детей)
Учитель: Сколько их? (Ответы детей)
Учитель: Следующая цифра 7 ( показывает цифру 7 и рисунок)
Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.
Число 7 часто встречается в пословицах и поговорках.
1) Семь бед – один ответ.
2) Семеро одного не ждут.
3) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4) Один - с сошкой, семеро – с ложкой.
Помогите сосчитать сколько вещей в портфеле.
Вот линейка и тетрадь,
Ручка, чтобы ей писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
«Азбука», и карандаш,
И пенал – приятель наш.
Назовите 7 цветов радуги. (Ответы детей)
А сколько дней в неделе?
Правильно, в неделе 7 дней. Это число нельзя разделить на равные части, вот его и назвали «неделя». Назовите дни недели. (Ответы детей)
Понедельник – это значит день, который идёт после недели. Вторник – второй, среда – посреди, четверг – четвёртый, пятница – пятый. А суббота? Значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.
А в каких сказках семеро героев? (Ответы детей. Например: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Учитель: Следующая цифра 8 (показывает цифру и рисунок).
У восьмёрки два кольца,
Без начала и конца.
Ученик: Цифра 8 так вкусна.
Из двух бубликов она.
Ученик: Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются очки.
Учитель: Следующая цифра 9 (показывает цифру и рисунок)
Цифра 9, иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
Ученик: 9 мальчиков в подъезде.
Во дворе играют вместе.
А с балконов на ребят
9 бабушек глядят.
Учитель показывает рисунок ежа и говорит:
Ёж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме:
Видишь, яблоки на мне.
Собираю их в лесу.
6 принёс да 3 несу.
Призадумался сосед:
Это много или нет? (Ответы детей)
Учитель показывает цифру 0 и говорит:
Цифра вроде буквы «о»
Это нуль, иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький,
Но не знает ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это -10!
Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака
Сказал весёлый круглый нульСоседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, нуль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил нуль:
- Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.
С тех пор единица подружилась с нулём, а вместе эти две цифры образовали двузначное число 10.
Вот мы и вспомнили числа первого десятка.
Надо цифры эти знать, чтобы хорошо считать.
А коль умеешь ты считать, получай сегодня «5»
(Учитель раздаёт пятёрки)
Используемая литература:
С.Я.Маршак «От одного до десяти. Весёлый счёт» // М.: «Детская литература», 1987.
http://sne-gurka-2.narod.ru/8.htmlhttp://veselajashkola.ru/konkursy/chastushki-shkolnye-o-shkole/http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/04/urok-proekt-assotsiatsii-s-tsiframihttp://zagadki35.narod.ru/Tema/vremena_goda.htm