Открытый урок по математике«Праздник первого десятка» (1 класс)


Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас математический праздник первого десятка-«Пять плюс пять» .На уроке вам необходимы быстрота, находчивость и смекалка.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Учитель: - Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо, на пять,
Математику знать ( хором)
- Вот мы сейчас, ребята, и проверим, знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать. (коллективный счет от 1 до 10)
- Один, да один… Идут числа подряд,
Все дальше и дальше уходит их ряд.
Огромные числа у нас получаются,
Ни никогда и нигде не кончаются,
И очень их любят все дети нормальные,
А все потому, что они … (натуральные!) – хором
- Цифры занять свои места! (Выходят дети с картинками цифр)
- В натуральный ряд становись!

1
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.

2
А вот это – цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Два похожа, на гусенка,
С длинной шеей, клювом тонким.

3
А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Цифра три, словно ласточка.
Смотри!

4
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул.
Который я перевернул.

5
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Ручку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
На что похожа цифра пять?
На серп, конечно, как не знать?
6
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока роса.

8
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.

9
Цифра девять, иль девятка,
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

0
Цифра вроде буквы 0 –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

10
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить, …
Потому что это – десять. ( хором)
Учитель: - А кто знает, какая самая лучшая оценка в школе?
(! Обратить внимание на плакат 5+5 )- Сегодня мы все постараемся работать только на 5!
УСТНЫЙ СЧЕТ.
- В сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Считаем быстро и смело.
Задачи в стихах.
1. Шесть веселых медвежат 2. У меня и Аллочки За малиной в лес спешат. Десять счетных палочек.
Но один малыш устал Две из них сломалось
От товарищей отстал. Сколько же осталось?(8)
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(6)
3.Посадила мама в печь 4. В кружку сорвала Марина
Пироги с капустой печь. Девять ягодок малины.
Для Наташи, Коли, Вовы Пять дала своей подружке.
Пироги уже готовы, Сколько ягод стало в кружке?(4)
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да еще из печки пять
Маме нужно вынимать
Если можешь, помоги,
Сосчитай-ка пироги. (9)
5 .Дружно муравьи живут
И без дела не снуют. Три несут травинку,Три несут былинку,Три несут иголки.Сколько их под ёлкой?(9)
Игра «Молчанка»( работа с разрезными цифрами)
- увеличь на 2
- уменьши на 1
3 .Прочти выражение.
- Вот так дела! Здесь два числа,
А между ними знак, но не прочту никак.
-Ребята вы мне помогите-
И выражение прочтите! (4+3 - разные способы чтения)
- В тетради записать ряд чисел:
2, 7, 4, 9, 3, 5, 10, 6.
- Обведи красным карандашом число, которое следует за числом 3;
- Обведи синим карандашом число, которое предшествует числу 8;
- Обведи зеленым карандашом число, которое на 1 меньше 7;
- Подчеркни простым карандашом самое маленькое число в этом ряду, подчеркни самое большое число в этом ряду.
Учитель: - Сегодня наш урок мы посвятим временам года и выполним задания для каждого из них.
Ведущий: - Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
 
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет —
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Ведущий: -Тает снег и по улицам бегут ручейки. Любимое занятие ребят – пускать кораблики по воде.
- Вот и у нас ребята сделали из бумаги кораблики и отпустили их в плаванье. Но наши кораблики непростые. На каждом из них есть число – результат. Давайте поможем корабликам приплыть к своему выражению. (работа у доски)
Физкультминутка:
1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Ведущий:- Оно за весною К нам в гости идет,  С собою приносит  Немало забот.  Горячие, долгие  Дарит деньки,  Чтоб зрели скорей  На полях колоски (Лето)
Ведущий: - А летом ребята очень любят купаться, загорать, кататься на велосипедах, собирать букеты цветов. Сейчас вы поможете собрать ребятам цветы для мам и бабушек, выполнив задание к рисунку с этими цветами.
- Запишите выражения, которые можно составить по рисунку.
Учитель: - Отгадайте загадку:
Вот и стали дни короче,И длиннее стали ночи,Птицы тянутся на юг,Пожелтели лес и луг.(осень)
Ведущий: - За летом осень золотая
Несет корзины урожая.
«Яблоневое дерево» «Грушевое дерево»

- На этих деревьях созрели яркие сочные плоды. Но плоды у нас необычные. На каждом из них записано выражение. Вам нужно
найти значения выражений. Давайте их соберем в корзины. Девочки будут собирать яблоки, а мальчики – груши. В корзину можно класть только те фрукты, на которых будет правильно решен пример.
Ведущий: -А вот на этой полянке с деревьев облетело много листьев. И Мишутка решил на них записать результаты выражений, которые он составил. Но вот подул осенний ветер и все листочки с результатами разлетелись. Поможем Мишутке правильно разложить листики к выражениям.
Учитель: - Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Зима бела и холодна.
Пушистый снег несет она.
Ведущий: Посмотрите, какая у нас красивая елочка! Давайте ее украсим новогодними игрушками. Повесить игрушку можно только если правильно решите выражение.
- А украсим мы нашу елочку звездой, она у нас тоже необычная. Какое число записано на звезде? ( 10 )
-Давайте подберем пары чисел, которыми можно получить число десять.И если мы все сделаем правильно , мы сможем украсить нашу елочку звездой.
10
… + …
…+ …
…+ …
…+ …
…+ …
Ведущий: - А теперь немного отдохнем и послушаем, о чем говорят два числа.
Автор.
Вот это ноль иль ничего - Послушай сказку про него:Сказал весёлый, круглый НольСоседке – Единице:
Ноль.
С тобою рядышком позвольСтоять мне на странице!
Автор.
Она окинула егоСердитым, гордым взглядом:
Единица.- Ты, Ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом!
Автор. Ответил Ноль:
Ноль. - Я признаю,Что ничего не стою,Но можешь стать ты десятью,Коль буду я с тобою.Так одинока ты сейчас,Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.
Автор.
Напрасно думают, что нольИграет маленькую роль.Когда-то многие считали,Что ноль не значит ничего,И, как ни странно, полагали,Что он совсем не есть число.Но о его особых свойствахЯ поведу сейчас рассказ:Коль ноль к числу ты прибавляешьИль отнимаешь от него,В ответе тотчас получаешьОпять то самое число.
-Прочитаем эти выражения с нулем:
а + 0 = аа – 0 = а
Учитель: - Закончим мы наш урок одним случаем из школьной практики.
1-й ученик. Было это как-то раз.
Вошла учительница в класс.
2-й ученик. – Здравствуйте, ребята!
Садитесь!
Послушайте мои слова:
«Сколько будет два и два?»
1-й ученик. Разом пальцы растопыря,
Не сводя влюбленных глаз:
- Знаем! Два да два – четыре! –
Отвечает хором класс.
2-й ученик. А теперь спрошу опять:
«Сколько будет шесть да пять?»
Долго школьники считают,
Шепчут, пальцы загибают,
Но не могут сосчитать,
Сколько будет шесть да пять.
Маша руку поднимает,
Маша смело отвечает:
- Вы и девочек спросите,
И любого мальчика,
Чтобы это сосчитать
Не хватает пальчика!
Ведущий: - Давайте поможем детям сосчитать без пальчиков. Сколько же будет?
- Молодцы! Раз уже вы умеете так хорошо читать, то ответьте на еще один вопрос:
- Волк пригласил на свой день рождения 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения?
- Сегодня вы все очень хорошо потрудились, показали свои знания в пределах первого десятка. И чтобы отметить ваши успехи, я сегодня каждому из вас дарю вашу первую отметку, которую вы заработали. Надеюсь, что в дальнейшем вы будете стараться учиться только на пятерки.
Ученик:
Первый год учусь я в школе,
Что стоит в большом саду,
И с отличною отметкой
В первый раз домой иду.
Я пятеркой дорожу,-
Всем в квартире покажу!
Будут рады все соседи,
Все – и взрослые, и дети.
Даже наш котенок Пушка.
Ведь пятерка – не игрушка!

Ведущий: - На этом наш урок окончен.Желаю вам дальнейших побед на пути к знаниям.