Конспект урока по музыке по теме Музыкальная живопись и живописная музыка


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ибрагимовская основная общеобразовательная школа»
Урок музыки
по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
5 класс
Подготовила: учитель музыки
Ижбулдина Марьям Абдулахатовна
д. Ибрагимово 2016 г.
1. Класс: 5
2. Авторы и название учебной программы: УМК Г.И.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. 5 класс М. Просвещение, 2013 г.
3.Тема: « Музыкальная живопись и живописная музыка»
4. Цель учебного занятия: сформировать представление о взаимосвязях музыки и других видов искусства.
5. Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
- личностные:
1) научить понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
2) развивать образно – ассоциативное восприятие;
3) раскрыть жизненную основу искусства.
- метапредметные:
1) воспитывать способность чувствовать и видеть прекрасное в искусстве;
2) воспитывать потребность общения с музыкой и другими видами искусства.
- предметные:
1) развивать вокально – хоровые, слушательские и аналитические навыки на основе музыкально – художественных образов;
2) развивать творческие умения, способность к самовыражению.
6. Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
7. Вид учебного занятия: урок – размышление.
8. УМК:
Сергеева Г. П., Критская Е.Д. «Музыка. Основная школа», программы общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2009г.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки. 5 – 6 классы, пособие для учителя. = М: Просвещение, 2007 г.
«Музыка 1 – 8 классы» под руководством Д.Б.Кабалевского, программы общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение,2005 г.
Дополнительная литература:
1.Замятина Т.А. «Современный урок музыки»,учебно-методическое пособие. -М: изд. «Глобус», 2007.
2.Школяр Л.В; Красильникова Н.С; Критская Е.Д и др. «Теория и методика музыкального образования детей», научно-методическое пособие.- М: Флинта: Наука,1999.
3.Ражников В.Г. «Словарь художественных настроений» .- М: изд. Универсум,2007.
4.Тарасов Л. «Музыка в семье муз».- Л: Детская литература,1985.
5.Третьякова Л.С. «Светская музыка». – М: Просвещение, 1987.
6.Энциклопедия афоризмов. -М: Вече,2000.
7.Сайт «Детям о музыке», раздел «Стихи о музыке».
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, экран, альбомы для рисования, карандаши.
Дидактические задачи этапов учебного занятия
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап Активизирует знания учащихся, дает психологический настрой на предстоящие занятия. Ведёт подготовку к изучению нового материала через выявление неполноты знания.
Вопрос к учащимся:
1)Что нас на уроке музыки может объединить, сплотить?
Предлагает начать совместное творчество с песней.
Вопросы учителя:
1)Как песня помогла нам сдружиться? Что в ней особенного?
Эмоционально-образный настрой к уроку (распевание).

Обсуждают, что они чувствовали во время исполнения песни.
Отвечают на вопрос, используя свой жизненный опыт.
2.Этап всесторонней проверки УДД Отправляет детей в творческое путешествие в мир искусства.
Учитель задает вопрос:
Что такое искусство? Какое значение имеет искусство в нашей жизни?
Учитель задает вопрос:
Какие ассоциации возникают в вашем воображении к словам «искусство» и «человек»?
Оформляют на доске рисунок «Солнышко искусства», где в лучах названы виды искусства- литература, живопись, музыка, театр, кино.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Предлагает поразмышлять и ответить на вопросы:
1)Откуда выбирают люди искусства тему для своего творчества?
2)Из какого источника рождается искусство? Что объединяет разные виды искусства.
Дети на доске пишут свои ассоциации (впечатления словами).
4. Этап усвоения новых знаний Организует и направляет деятельность учащихся на формирование нового материала и универсальных учебных действий.
Просмотр мультфильма «Маскарад».
Учитель : «Почему фильм назван «Маскарад»?
Понравилось? А что удивило?
Где можно увидеть красоту?»
Из мира кино отправляет детей в концертный зал (исполнительница музыки Александра Бондаренко).
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении Александры Бондаренко (фортепиано).

Коллективная дискуссия по прочитанному отрывку по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», аргументируют свою точку зрения, решают поставленные проблемы.
Осмысление первичного обобщения и систематизация новых знаний.
Аргументируют свой ответ, выявляют, какие средства художественной выразительности живописи уподобляются музыкальным средствам.
Слушают музыку, потом рассказывают, что они почувствовали, работают со словарем В.Г. Ражникова «Словарь художественных настроений» ( групповая работа). Составляют термины, отражающие эмоциональный настрой для выражения отношения к искусству – театр.
5.Этап проверки понимания учащимися нового материала Слушание музыки С.С.Прокофьева «Пушкинский вальс» в исполнении симфонического оркестра. Сможет ли музыка открыть в вас художника? Дети не только слушатели, но и творцы. Восприятие и видение музыки изображают рисунками в альбоме. На основе приобретённых знаний вырабатываются соответствующие универсальные учебные действия.
6.Этап закрепления нового материала Учитель дает рассматривать рисунки.
Музыка помогла нам понять мир живописи. Можно ли её назвать живописной? Подводит к теме урока, закрепляет те знания и УДД, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания.
Оформлять свои мысли в устной речи, доносить свою мысль до других.
Самостоятельно решать поставленную проблему.
7.Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщает о домашнем задании, какие требования должны быть для выполнения и как их разрешить. 8.Подведение итогов урока Подводит учащихся к выводу о том, действительно ли музыка взаимосвязана с другими видами искусства, что музыка живописна, а живопись музыкальна. Умение оформлять свои мысли в устной речи,, слушать и понимать речь других. Понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.