Интегрированный урок музыкального и изобразительного искусства с элементами системно-деятельностного подхода Музыкальная живопись и живописная музыка


Интегрированный урок музыкального и изобразительного искусств
в 5-м классе на тему
"Музыкальная живопись и живописная музыка"
Цели урока:
Познакомить учащихся с творчеством литовского композитора-живописца М.Чюрлениса
Научить выявлять многосторонние связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского композитора- художника М.Чюрлёниса.
Научить создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения с помощью визуализации эмоционально-образного восприятия.
Развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение на основе восприятия и анализа художественного образа, умение сопоставлять произведения музыки и живописи.
Воспитывать чувство любви к природе, искусству.
Музыка для исполнения: "Песенка о море" сл. и муз. Н. Мухамеджановой
Межпредметные связи: изобразительное искусство, география, литература
Проблема: что роднит музыку и живопись?
Тип урока: получение новых знаний
Форма проведения урока: урок-творческая мастерская
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация
Музыкальный материал : Музыкальный материал: М.Чюрленис Симфоническая сюита «Море»
Понятия: марина, пейзаж, симфоническая картина
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод интерактивной работы в группах, метод опроса, метод «синквейн», прием постановки проблемных вопросов, применение ИКТ, прием «словесный портрет», прием «собери пазл», арт-терапия.«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи,
ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения…
Но живопись превосходит музыку и повелевает ею,
потому что не умирает сразу же после своего
возникновения, как несчастная музыка».
Леонардо да Винчи
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись, и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»                                                 (М.  Чюрлёнис)
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие
Мотивация и актуализация учебной деятельности.
Презентация
Ребята, как мы с вами неоднократно говорили, музыка тесно связана с другими видами искусства. Какими? (живопись, литература, театр, кино)
Совершенно верно. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь.
Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, посмотрите на картину, и постарайтесь ответить на вопрос: Что всегда привлекало внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов?
Слайд Пейзажи
И. Шишкин. «Рожь» Ф.ГлинкаГустая рожь стоит стеной!
Леса вкруг нивы как карнизы,
И всё окинул вечер сизый
Полупрозрачной пеленой...
Рожь…рожь…
Дорога полевая ведет неведомо куда…
Над полем, низко провисая,
Лениво стынут провода…
А.Колерская. Зимний пейзаж И.БелоусовВсюду снег; кругом всё тихо;
Зимним сном природа спит,
И сквозь туч — седых и хмурых —
Тускло солнышко глядит.
И.Айвазовский. Девятый вал А.С.ПушкинВзыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

Как можно назвать все эти произведения живописи и поэзии? Пейзаж
Что всегда вдохновляло художников и поэтов к творчеству? Природа
Правильно. Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили.
Есть что-то общее в этих таких разных произведениях – живописном и поэтическом пейзаже нам и предстоит выяснить в течение урока.
Пояснение нового материала
Презентация
Слайд 1-
Учитель: Ребята, тему сегодняшнего урока вы определите сами. Сейчас вы будете работать в парах. Вам розданы карточки с названиями нот, на обратной стороне карточек написаны части слов. Вам необходимо составить предложение, поставив правильно каждую нотку, так, как они стоят в гамме.
до – «Музы» ре – «кальная» ми – «живо» фа – «пись» соль – « и живопис» ля – «ная» си – «музы» до – «ка».
Что у нас вышло? Итак, (запись на экране) тема сегодняшнего урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Какие задачи мы можем поставить для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?
( Существует ли что-то общее в музыке и живописи? « Можем ли мы услышать  живопись», «Можем ли мы увидеть музыку»)Учитель: Вспомните из уроков изобразительного искусства, что такое живопись? Искусство изображать действительность красками. А как вы думаете, что такое музыкальная живопись?Дети: Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.Учитель: А что значит живописная музыка?Дети: Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. (если дети затрудняются ответить на эти вопросы, то можно предложить найти ответ в конце урока).
слайд Учитель: Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ моря.звучит шум прибоя, на его фоне учитель читает: «Могучее море. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обводит твои волны, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…»
слайд Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису. В своём творчестве он объединил два вида искусства – музыку и живопись. Своими картинами он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Посмотрите , пожалуйста, картины Микалоюса Чюрлёниса.
Слайд
Что вы видите на этой картине? Какой образ рисует нам картина? Как вы думаете, с какого места можно увидеть такую картину?
На одной картине, на одном пространстве – три разных картины. Вид на побережье с высоты птичьего полета. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье. Это одна картина. Вторая – глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Наконец, третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек. И вот по всему экрану идут желтые капли моря. Почему на море желтые вкрапления? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». Янтарь – это окаменевшая смола прибалтийских сосен, полудрагоценный прозрачный камень теплого желтого цвета ( показать янтарь) 
Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького  на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Но пока остановимся и выйдем на сушу…
слайд
Опишите, что вы видите на этой картине. (описывают) Поэт Вячеслав Куприянов, вдохновленный этой картиной написал:
Море людей и рыб,отражающее облака,преображающее их в зыбь,и безжалостное для челнока.Море, как оклик "О"! плачет, скрывая след,а где-то там далекосмолкла земля в ответ.
Верит земля и ждет -все уйдет на покой,и море вперед идет,грезящее землей,чтоб человек вдругна суше найти смогокаменелый струг,переживший поток.1962
С какого места можно увидеть эту картину? Давайте зайдём во вторую картину. Здесь тишина. Море на время утихомирилось, и в этой паузе между штормами словно появилось возможность подумать о прошлом и о том, что будет; о вечном и о том, что безвозвратно исчезло, смытое морскими волнами. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Осторожно покинем картину…
слайдРассмотрите третью картину. Она для самых смелых. Какой образ передает вам картина? Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными вонами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.Давайте еще раз вглядимся.слайдЧюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка. Например, симфоническая поэма «Море». Что такое поэма? Поэма – это повествовательное произведение в стихах, это из области литературы. Но почему музыка называется поэмой? Для ответа на этот вопрос мы не просто послушаем поэму, а соберем пазл.
У вас на столах лежат рисунки. Выберите и разложите рисунки в таком порядке, который отражал бы развитие и изменения музыки, которые вы услышите. (слушание) М.Чюрлёнис Симфоническая поэма «Море» 7:22Учитель: Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.(объяснение детей)Учитель: Мы познакомились с картинами, посвящёнными морю. Вы любите море? А каким вы представляете себе море? Давайте отразим море из ваших представлений в песне, которую разучили на прошлом уроке.
Разогреем связки, распоемся. Распевка «Море мое»Исполнение песни "Песенка о море" сл. и муз. Н. Мухамеджановой
Учитель: Ребята, каким в природе бывает море? (грозным, ласковым)
Учитель: Давайте попробуем спеть фрагмент песни , как грозное море.
Учитель: А теперь споем, как ласковое летнее море, в котором так приятно искупаться.
Физкультминутка.
Ребята, давайте немножко разомнемся. Предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется раз…».
Я произношу «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – на месте морская фигура замри». Вы должны застыть в такое позе, которая напоминала бы что-то морское.
Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующим. Многие живописцы, вдохновленные стихией моря, написали замечательные живописные шедевры. Их оказалось настолько много, что для них определили жанр изобразительного искусства. Как называется жанр живописи, в котором изображено море? Марина
(Показ слайдов с картинами моря)
Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью красок таким, каким вы его услышите. Во время прослушивания представьте картину природы, которую передает это произведение.
Прослушивание М.Чюрленис . Симфоническая сюита «Море».
Вы что-то увидели, почувствовали?
Опишите ваши ощущения, желания. Как вы считаете, спокойное море каким цветом лучше изобразить? А грозное, бурное море каким цветом?
Учитель: На вашу работу отведено 7 минут, пожалуйста, приступайте
Вывесить готовые работы на доску
Учитель: Какие вы все молодцы. Замечательная выставка получится. Объясните, почему вы нарисовали море таким.(объяснение детей)Учитель: Ребята, мы увидели, что вы замечательные художники, а сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу, научиться писать оригинальные стихи. Для этого я напомню вам о понятии синквейн, с которым вы познакомились на уроках литературы.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Слайд 17 Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное (что? кто?), выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных (какой?), выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола (что делает?), описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая основной смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 16 Например: Что? Музыка
Какая? Мелодичная Сказочная
Что делает? Волнует Бодрит Исцеляет
Впечатление звуками передает впечатления
Что? Искусство
Тема синквейна Музыка моря
Учитель: Чтобы вам легче было освоить синквейн, можете воспользоваться подсказкой, и будет замечательно, если вы придумаете что-то свое.
Варианты: живописная, исцеляет, симфоническая, удивляет, волнующая, бурная, вдохновляет, впечатляет, оживляет картину, превращает, фантазия Учитель: Превосходно. Замечательные синквейны получились.
Закрепление полученных знаний.
Мы замечательно поработали. С творчеством какого композитора мы познакомились сегодня? Микалоюса Чюрлёниса.
Чем отличается его творчество от творчества других композиторов? Чюрленис писал музыку и картины
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы сегодня делали на уроке? Ответьте мне, начиная с фразы «Сегодня я…»
С какими понятиями познакомились? Живописная музыка, музыкальная живопись, синквейн, янтарь, марина, поэма
Итог урока
Подводя итог уроку, я хочу предложить вам ответить на вопросы:
Можно ли музыку увидеть? Как можно увидеть музыку?
Можно ли картину услышать? Как можно услышать живопись?
Что роднит два вида искусства, музыку и изобразительное искусство?
Оценивание:
Ребята, вы сегодня все были молодцами, вы все умеете, многое знаете, и я хочу оценить вашу работу на уроке.
Рефлексия
Ребята, вам понравился урок?
Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание: написать письмо композитору, где в графе «кому» указать век, страну, фамилию, имя композитора, в письме опишите свои впечатления от его творчества
Учитель:  хочется закончить урок словами известного поэта Терентия Травника
Теперь уж давнею зимоюНа благодатный звёздный светШли странники, их было трое –Художник, Музыкант, Поэт.
Земная жизнь летит годамиИ промедления в том нет,Но сохраняют миг желанийХудожник, Музыкант, Поэт.
Ведут нас верною тропоюТри «да» сквозь непролазность «нет»По знакам, данным им судьбою –Художник, Музыкант, Поэт. ..
...Вот так, от века и до векаНесут служенья горний свет…Три ангела? Три человека?Художник, Музыкант, Поэт…
30 января 2014
На резерв времени:
Игра «Верите ли вы  что?»