Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне

Открытый урок
Преподавателя Аверьяновой Лидии Александровны
Дата проведения: 28.04.2014г.
Тема урока: «Работа над штрихами».
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: Совершенствование навыков исполнения штрихов «legato» и «staccato».
Задачи урока:
1.Образовательная: отрабатывать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato»; научиться правильному меховедению в заданных пьесах.
2. Развивающая: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
3. Воспитательная: прививать любовь к музыкальной культуре; воспитание внимания, усидчивости.
Методы: проблемный; практический, репродуктивный.

План урока:
1. Организационный этап:
приветствие; психологический настрой учащегося;
сообщение темы урока и его задач.
2. Основная часть урока:
работа над гаммой F – dur; арпеджио; аккордами.
работа над штрихом «legato» в современной русской народной песне «Грушица».
работа над штрихом «staccato» в «Менуэте» Боккерини.
3. Заключительный этап:
Рефлексия.
Домашнее задание.
Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.
Оборудование:
Баян, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, планшетный компьютер.

Содержание урока:
1. Организационный этап.
Урок проводится с учащимся 4 класса по классу аккордеона Сирадегяном Захаром.

2. Основная часть урока.
Учитель: С чего обычно начинается наш урок?
Ученик: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов.
Учитель: А что такое гамма?
Ученик: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.
Учитель: Правильно. Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму F – dur в две октавы штрихами «legato» и «staccato». (Работа над гаммой – штрихи, смена движения меха).
Учитель: А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды?
Ученик: При исполнении гамм, арпеджио и аккордов совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на инструменте.
Учитель: Правильно. Теперь играем арпеджио и аккорды в две октавы разными штрихами.
(Работа над арпеджио и аккордами – следить за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна; за мягкостью и свободой руки, сменой движения меха).

Современная русская народная песня «Грушица».
Учитель: Как ты думаешь, что такое современная русская народная песня?
Ученик: Это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор – это сам народ. А современная, потому что эту песню поют сейчас, дома, за праздничным столом.
Учитель: А теперь послушаем запись сов.нар. песни «Грушица».
Тебе понравилось? Видишь как напевно, плавно исполнено. Вот и мы с тобой будем учиться так играть. Наша с тобой задача – добиться штриха «legato». «legato» - что обозначает этот штрих?
Ученик: Плавное, связанное исполнение.
Учитель: Правильно. Надо играть плавно, связанно все нотки, а чтобы этого добиться надо соблюдать правильную аппликатуру.
(Работа по фразам над штрихом «legato». Следить за мягкой свободной рукой, сменой движения меха).

«Менуэт» Боккерини
Учитель: Что такое «Менуэт»?
Ученик: Менуэт – это танец.
Учитель: Правильно. Менуэт – старинный народный французский танец, названный так вследствие своих маленьких па. С середины XVII в. – бальный, широко распространился в Европе. И сейчас мы его послушаем.
Прослушивание записи менуэта Боккерини.
Учитель: Как видишь – это легкий, воздушный танец и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом «staccato» (остро, отрывисто), то нужного характера пьесы не получится. Штрих «staccato» состоит из трёх основных частей:
Замах пальца;
Удар пальцы;
Отскок от клавиатуры;
Работа по фразам над штрихом «staccato». Следить за правильной сменой движения меха.
3. Подведение итогов и результатов занятия.
Учитель: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнил? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?
Задание на дом.









15