Методическая разработкаЗначение навыка чтения с листа и проблемы, вызванные его отсутствием

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области  «Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л.В. Собинова»








Бубнова А.В.
Значение навыка чтения нот с листа и проблемы, вызванные его отсутствием

Методическая разработка











Ярославль, 2015


Вступление


В настоящее время проблема плохого владения навыком чтения нот с листа очень актуальна, несмотря на то, что этот вопрос довольно часто освещается в методической литературе. Все чаще появляются новые разработки, статьи и даже специальные нотные сборники. Однако мы можем видеть, что общий уровень владения навыком среди студентов-пианистов довольно низкий и мало кто сможет похвастаться умением свободно и хорошо читать с листа.
После изучения существующего материала по проблеме, я пришла к выводу, что на успешность чтения нот с листа, несомненно, влияет начальное обучение. Обширный материал по формированию навыка на начальном этапе обучения представлен в работах Ф.Д.Брянской («Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста») и Н.П.Корыхаловой («За вторым роялем». Глава X). Но после изучения этих методик, я поняла, что применять их на практике в классе специального фортепиано музыкальной школы довольно трудно, т.к. мы ограничены временем, отведенным на занятия с учеником. Для студентов же, эти методики не подходят, т.к. они рассчитаны именно на работу с детьми не имеющих каких-либо навыков. Поэтому мне захотелось, по возможности, выявить и систематизировать основные направления работы, которые будут органично вплетены в процесс обучения школьников, а также будут применимы для студентов. Данная методическая разработка это начальный этап работы над вопросом формирования и развития навыка чтения с листа. В ней освещаются вопросы значимости навыка чтения с листа и проблемы, возникающие у учащихся, не владеющих этим умением на достаточном уровне.


Значение навыка чтения нот с листа и проблемы, вызванные его отсутствием
Навык чтения с листа имеет большое значение как для профессионала, так и для любителя. Вот что пишет о его важности для музыканта-специалиста профессор Санкт-Петербургской консерватории Н.П.Корыхалова в своей книге «За вторым роялем»: «Хорошо читающему с листа легче быстро набрать репертуар концертный, педагогический, учебный. Особенно важен этот навык концертмейстеру. Потребная при чтении быстрота реакции, необходимость мгновенно найти нужное движение положительно сказываются на развитии техники. Наконец, умение читать с листа облегчает «вхождение» в произведение, позволяет получить о нем наиболее полное представление, когда на первой стадии работы над ним складывается, как уже говорилось, рабочая гипотеза трактовки»(7, 490). Доцент музыкально-педагогического института им. Гнесиных М.Э.Фейгин также считал этот навык очень значимым: «Учить чтению нотного текста – значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта»(12, 144).
Безусловно, все понимают, что для пианиста, который собирается продолжить свое обучение в ВУЗе, уметь читать с листа необходимо, ведь это один из параметров, по которому будет оцениваться его профессиональная пригодность. Ему придется столкнуться с этой необходимостью на работе, особенно в качестве концертмейстера.
Однако, несмотря на большое внимание к этой проблеме и богатый методический материал, умением свободно читать с листа могут похвастаться отнюдь не все музыканты. И ситуация с каждым годом не только не улучшается, но и ухудшается!
Почему же, несмотря на важность этого вопроса и его подробное освещение в методической литературе, на практике мы сталкиваемся с тем, что уровень чтения с листа падает? К сожалению, часто теория остается теорией, а практика практикой. Педагоги по специальности в музыкальных школах просто физически не успевают работать даже над программой по специальности. Многие из них стремятся как можно лучше отработать с учениками заданную программу, чтобы обеспечить успешность выступлений на академических концертах и зачетах. И времени на чтение с листа совсем не остается и никто этим не занимается. По собственным наблюдениям могу отметить, что в ДМШ обычно чтение с листа либо не упоминается вовсе, либо возникает в виде формального зачета.
Кроме того, существует еще одна причина того, что педагоги не уделяют внимания этому навыку. Почему-то так сложилось, что, не оспаривая нужность умения читать с листа, у преподавателей есть разные точки зрения по поводу этой проблемы. Многие педагоги считают, что это природное умение – либо читаешь, либо нет. Однако с этим сложно согласиться. Достаточно провести аналогию с обучением чтению текста и скоростью чтения слов. Без тренировки и непрестанного чтения ни один человек не научился бы читать. Я думаю, что практически 100% людей, имеющих школьное образование, плохо ли, хорошо ли, но все же достаточно бегло умеют читать текст. А буквы, как и ноты, те же графические символы. Причем букв даже больше! Так что же мешает нам научить бегло читать ноты?
Другие педагоги считают, что научить можно всех, а результат, конечно, зависит от способностей. И надо обучать навыку чтения с листа, но в этом процессе не участвуют, советуя просто «больше играть и постоянно тренироваться». Бесспорно, практический опыт первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевает столь необходимым для профессионала умением. Лишь малая доля педагогов действительно работает над проблемой.
Интересен тот факт, что даже при введении специального предмета «чтение с листа» многие преподаватели его недооценивают и заменяют часами специальности или концертмейстерского класса (в училище и ВУЗе). Ведь главное, по мнению педагога, – специальность! С этим нельзя не согласиться, но это и не совсем так. Об этом будет упомянуто чуть позже.
В свете описанных выше событий, возникает вполне закономерный вопрос – а всегда ли существовала проблема обучения чтению нот с листа? Давайте обратимся к истории. Вполне возможно, что у проблемы есть предпосылки.
Н.П.Корыхалова и бывший преподаватель Ленинградской консерватории Ф.Д.Брянская, рассмотрев путь развития фортепианного исполнительства, связывают ухудшение уровня чтения с листа с несколькими причинами. Одной из них можно считать то обстоятельство, что с течением времени изменилась модель музыканта: представление о том, суммой каких знаний, умений, навыков он должен владеть. В эпоху клавирного исполнительства учили прежде всего музицировать, то есть понимать музыкальный язык, уметь на нем разговаривать, читать и писать. Юные музыканты хорошо разбирались в структуре музыкальной речи, без затруднения читали с листа, импровизировали, сочиняли. Вундеркинды, выступая перед публикой, демонстрировали, среди других своих достижений, умение свободно играть все, что им ставили на пюпитр. В процессе занятий сохранялся теснейший контакт с нотным текстом. Ученик играл по нотам новые для него произведения, переписывал их, записывал музыку, сочинявшуюся им самим. В дальнейшем, по мере развития виртуозного исполнительства, произошло разделение функций между композитором и исполнителем. Соответственно, изменились и акценты в обучении. Больше времени стало уходить на выработку технического мастерства, на отделку выносимых на концертную эстраду сочинений. Но, тем не менее, и в XIX веке, когда происходили все эти перемены, чтению с листа уделялось особое внимание.
Другая причина, вызвавшая ухудшение умения читать с листа, связана с постепенно установившейся манерой играть публично наизусть. Еще во времена Бетховена на концертах было принято играть по нотам. Это рассматривалось как знак уважения к публике: композитор выносил на ее суд свои сочинения во вполне законченном и записанном виде. Когда ученик Бетховена Карл Черни тринадцатилетним мальчиком играл у князя Лихновского по выбору хозяина дома фортепианные опусы своего учителя наизусть, Бетховен выказал при этом недовольство: так можно разучиться читать с листа, к тому же игра без нот идет во вред правильному интонированию музыки...
Необходимость обязательного исполнения концертных программ на память со временем привела к тому, что профессор Московской консерватории С.Е.Фейнберг назвал «гипертрофированным разучиванием»(7, 492), то есть бесконечной работой над выносимыми на эстраду произведениями не только ради технически безупречного исполнения, но и для того, чтобы не дай бог! чего не забыть... Возможно, концертирующему пианисту и следует работать именно так, но того же требуют в музыкальных школах. Чтобы закрепить музыку в памяти, ученик бесконечно повторяет ее, не глядя в ноты. Мало того, что картина нотного текста тускнеет в его сознании, на чтение с листа времени просто не остается.
С развитием звукозаписи, а также передачей музыки по радио и телевидению появилась возможность знакомиться с тем или иным произведением, минуя нотный текст, слушая музыку во все более совершенной по техническим характеристикам акустической форме. И учащиеся обращаются к звукозаписям вместо того, чтобы, как это было до появления последних, познавать за роялем не только фортепианную, но и оперную, симфоническую, камерную литературу. Сравнительно редко можно встретить в учебных заведениях студентов, которые систематически играют в четыре руки.
Чем же «опасно» неумение читать с листа и какие проблемы возникают при отсутствии этого навыка?
У пианистов-любителей мы отбиваем желание играть и любить музыку, т.к. она ассоциируется у них с мучениями по разучиванию нотного текста. А пианисты-профессионалы оказываются просто профнепригодными!
По окончании средних специальных и высших учебных заведений концертирующими солистами становится очень небольшой процент студентов. Остальным предстоит работать педагогами и концертмейстерами. Так на практике получается, что самыми нужными для молодого специалиста предметами становятся педагогическая практика, методика, концертмейстерское мастерство и как его главная часть – чтение с листа. Но большинство бывших студентов этим навыком не владеет, сталкиваясь на работе с большими трудностями. И если уровень сложности партии концертмейстера детской музыкальной школы или хореографического кружка может оказаться подвластным для чтения с листа без особых проблем, то при попадании выпускника-пианиста в класс вокала, скрипки и др. в ВУЗе или училище, как правило, возникают очень большие трудности. И, конечно, очень немногие могут осилить работу в оперном театре, где взять домой и поучить, посмотреть партию просто физически невозможно! При этом я не упоминаю о чтении хоровых партитур, которые пианисты, как правило, видят первый раз только попав на работу в хоровой коллектив
Кроме проблем при поступлении на работу, студента-пианиста, не владеющего навыком чтения с листа, ждут проблемы и в классе по специальности! Почему? Чтобы ответить на этот вопрос вспомним, что представляет собой первый этап работы над музыкальным произведением, «этап предварительного ознакомления с произведением». Вот что пишет об этом А.П.Щапов в своем методическом пособии «Фортепианная педагогика»: «Перед началом работы над новой, ранее не знакомой (и никогда не слышанной) пьесой необходимо в достаточной мере почувствовать ее характер, схватить ее основное содержание и постараться словесно определить заключенные в ней выразительные и изобразительные моменты. Предварительное проигрывание пьесы на инструменте обычно носит несколько приблизительный характер. Самое главное здесь схватить общий характер музыки и общую логику ее развития, причем можно допускать, например, и упрощение фигурации, и уменьшение в некоторых местах числа голосов, и пропуск некоторых мелодических деталей (например, мелизмов) и т. п.»(14, 82). Разве это не почти те же задачи, что стоят перед исполнителем при чтении с листа? Так получается, что первый этап работы над произведением – это прочтение его с листа!
Не владея навыком игры с листа, пианист пропускает этот важный этап работы над произведением, и оно получается не охвачено целиком. Исполнитель не имеет представления ни о форме, ни о настоящем темпе произведения, характере, наиболее удобном варианте аппликатуры. Он не охватил целое и неизвестно сможет ли охватить его в конце работы над произведением, т.к. конечной цели он точно не представляет.
Все мы прекрасно знаем, что часто проблемы в чтении с листа связаны с проблемами восприятия нотной записи и владением языком фортепианной музыки с необходимой полнотой. Часто накопление опыта, в процессе которого формируются и закрепляются в сознании «модели» музыкальной речи, протекает во многом стихийно, вне строго продуманной системы. В итоге нередко образуются пробелы, набор усвоенных типов и средств весьма ограничен, а сами эти средства усваиваются непрочно, представление о них в значительной мере расплывчато, неопределенно. От этого существенно ограничивается возможность предугадывания, что отрицательно сказывается на беглости и связности чтения. Кроме того, можно говорить и о том, что нередко происходит разрыв между теоретическими знаниями и их применением на практике. К сожалению, знания по сольфеджио и гармонии редко переносятся учениками в класс по специальности и связываются с нотным текстом.
Таким образом, одна из задач методики обучения игре на фортепиано и, в частности, методике обучения игре с листа сводится к тому, чтобы максимально обеспечить субъективную сторону предсказуемости, то есть стимулировать планомерное накопление в сознании пианиста устойчивых (но в то же время способных расширяться, обогащаться и взаимодействовать) моделей, или «формул», фортепианной музыки, охватывающих возможно более широко различные стилистические направления. Здесь нельзя не вспомнить интересный и правильный в этом плане метод раннего изучения гармонии в классе по специальности, разработанный и используемый профессором Санкт-Петербургской консерватории С.М.Мальцевым.
Разбирать произведение это значит играть его в посильном (обычно медленном) темпе, по фрагментам или подряд, останавливаясь и поправляясь, нередко правой и левой рукой отдельно. Целевая установка при этом разобраться в музыке.
В отличие от разбора, чтение с листа предполагает исполнение непрерывное, без остановок и поправок, в должном темпе, со всеми оттенками. Целевая установка тут другая: сыграть с первого раза пьесу так, как будто она уже освоена и выучена, воссоздать ее в художественной целостности, проинтерпретировать, осуществить, если угодно, артистический акт.
Чтение музыкального произведения с листа и его разбор, на первый взгляд, два разных процесса с разной целевой установкой. Однако мы можем выделить несколько общих для обоих видов работы моментов: восприятие нотной записи и умение видеть музыкальные формулы, модели музыкальной речи. Не понимая гармонического развития в произведении, мы не сможем ни бегло прочитать текст, ни выучить прочно его наизусть, ни правильно разобраться в мелодической линии и других компонентах музыкального текста. Поэтому получается, что процессы чтения с листа и разбора тесно связаны и имеют общую основу. Без нее у ученика неизбежно возникают проблемы и в изучении программы по специальности и при чтении нот с листа. Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности, так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо – проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Не способный охватить целиком произведение на первом этапе его изучения учащийся не может выработать в себе еще и навык самостоятельной работы и целиком зависит от педагога, т. к. он не в состоянии сам выбрать подходящую аппликатуру, заметить в тексте динамику, агогику, представить характер музыки и образный строй. Вследствие чего прочно привязывает себя к антихудожественной схеме «сначала ноты – потом музыка и образ».




















Заключение

Данная методическая разработка является лишь началом моей работы над темой «Формирование и развитие навыка чтения с листа». На этом этапе были рассмотрены проблемы, возникающие при отсутствии навыка чтения с листа, исторические причины снижения уровня владения этим умением, а также его значение и мнения педагогов, которые сложились по этой проблеме.
Надеюсь, данная разработка поможет обратить внимание педагогов и учащихся на необходимость формирования и развития навыка чтения с листа.
Список использованной литературы

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978
Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., 2011
Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкаль-ным произведением. Психологический анализ. – М., 2008
Геталова О. А. Обученье без мученья! Учебное пособие на материале детских песен. – СПб.,2011
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961
Гриффина И. И, Тарасова Н.А. Я учусь играть с листа: учебное пособие. – СПб.,2011
Корыхалова Н. П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. – СПб., 2006
Курнавина О. А., Румянцев А.Г. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. – СПб.,2007
Методические материалы в помощь педагогам-пианистам музыкальных школ. – М.,1970
Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа// О работе концертмейстера. – М.,1974
Цатурян К. А. Чтение с листа// Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. А .Г. Каузовой и А. И. Николаевой – М., 2001
Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984
Чистова Н. В. Азы концертмейстерства. – Мартюш, 2011
Щапов А. П. Фортепианная педагогика. – М., 1960
Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка – маленькому музыканту. Альбомы 1-5. – СПб.,2004-2005
Юрова Т.В. Начальное обучение на фортепиано в классе педагогической практики. Методическая разработка. – Воронеж,1993
Юрова Т. В. Лекции по методике обучения игре на фортепиано.









13PAGE 15


13PAGE 14215