Методическая разработка подготовки и проведения итогового урока –конференции по производственной практике Методические рекомендации преподавателям


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИгосударственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Методическая разработка подготовки и проведения итогового урока –конференции по производственной практике
Методические рекомендации преподавателям
Выполнила: Липокурова Ю.К.
мастер п/о ГБОУ СПО «БТЖТ»
Белово
2014

Рекомендованы методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Беловским техникумом железнодорожного транспорта (ГБОУ СПО БТЖТ) протокол № ___от «____»__________ 20___ г. __________ А.Р Анохина
Составитель: Ю.К. Липокурова
Рецензент:
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей учреждений среднего профессионального образования: в методических рекомендациях показана особенность проведения урока – конференции по итогам производственной практике, выполнения мультимедийной презентации отчета по итогам производственной практике, цели и задачи, порядок выполнения, даны требования к техническому оформлению и практические советы по подготовке электронной презентации.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………
1.Методические рекомендации  по подготовке и проведению урока – конференции ……
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………
Приложения 1. Макет отчета по ПП
Приложения 2. Методическая разработка урока –конференции ……
Введение
Качество подготовки рабочих в учреждении среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т.д. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий активных и интерактивных методов в процессе обучения. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы заключаются в том, что образовательное учреждение должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Преимущества компетентностного подхода очевидны и имеется возможность проследить основные признаки интерактивного обучения: межличностное диалогическое взаимодействие «преподаватель-обучающийся», «обучающийся- обучающийся», работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения. Центральное место занимает не отдельный обучающийся, а группа взаимодействующих участников, которые стимулируют и активизируют друг друга. Одной из интересных форм обучения является урок – конференция - (от латинского confero — собирать в одно место) — собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем. Можно отметить несколько видов конференции:
Научная конференция - большое собрание, совещание представителей разных учреждений, стран, групп.
Видеоконференция — общение с обменом звуко - и видеоинформацией.
Пресс-конференция — организованная встреча журналистов с представителями компаний, организаций или отдельными персонами и т.д.
Отличие конференций от обычных уроков в том, что обучающиеся новые знания приобретают из литературы с которой работали в процессе подготовки к конференции, из итогового отчета по производственной практике, такой урок базируется на дополнительной литературе по предмету, на журнальных, серьезных газетных научных статьях, используются интернет источники. Преподаватель, мастер производственного обучения часто сталкивается с трудностями, незнания содержания метода, неумение применять его на практике, непонимание места метода в структуре занятия, неверие в эффективность применения методов в процессе обучения, все это говорит о так называемом «человеческом факторе». Успех зависит от желания преподавателя, мастера производственного обучения совершенствоваться.
  
Методические рекомендации  по подготовке и проведению урока – конференции.
Подготовка урока – конференции начинается с проведения организационного собрания ее участников, на котором утверждается тема урока – конференции и происходит распределение обязанностей. Работа над отчетами, презентациями может быть организованна различными способами, но наиболее целесообразно разбить обучающихся на группы с похожими темами отчетов по производственной практике по 3 человека: один готовит текст презентации; второй готовит мультимедийную презентацию; третий выступает перед аудиторией.
Урок - конференция проводится со всей учебной группой в часы, отведенные для дисциплины по расписанию. На конференции можно выносить вопросы, связанные с применением изучаемого теоретического материала, обобщением и систематизацией знаний, и др. Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки к ней обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы, могут применять полученные знания для решения конкретных задач, поставленных перед ними. Проведение урока - конференции способствует выявлению склонностей и способностей обучающихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям. На уроке - конференции, как и на уроке, работа группы в целом сочетается с индивидуальной работой обучающихся. Конференция готовит обучающихся к проведению более сложных форм учебных занятий - лекций и семинаров. Форма проведения урока способствует не только формированию навыков научной деятельности у участников конференции, но и формированию познавательного интереса обучающихся, установлению межпредметных связей, а присутствие иллюстративных материалов заинтересовывает слушателей или так называемых «пассивных» участников конференции. Руководящая роль сохраняется за преподавателем, мастером производственного обучения. Он организует выступление обучающихся с презентациями и предлагает заслушать экспертные суждения из аудитории по содержанию полученной информации, вносит дополнения и исправления к презентациям, если это не сделано во время обсуждения. Результаты конференции обобщает экспертная комиссия, оценивает работу участников в целом и отдельных докладчиков. Во время конференции обучающиеся выступают с презентациями, которые готовят самостоятельно (дома), а на уроке - конференции их только защищают по плану мультимедийной презентации. По ходу урока обучающиеся ведут записи по содержанию полученной информации, и самое главное, взаимно информируют друг друга.
План урока - конференция по итогам производственной практике (практического) занятия представлен (в приложении № 3).
Методическое обоснование урока – конференции.
На момент проведения урока - конференции обучающиеся должны владеть профессиональными компетенциями: ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда, ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки, ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки, практическим опытом по приготовлению сладких блюд и приготовлению напитков; умениями: проверять органолептическим способом качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов; определять их соответствие технологическим требованиям к простым сладким блюдам и напиткам; выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления сладких блюд и напитков; использовать различные технологии приготовления и оформления сладких блюд и напитков; оценивать качество готовых блюд; знаниями: классификации и ассортимента, пищевой ценности, требования к качеству сладких блюд и напитков; правил выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении сладких блюд и напитков; последовательности выполнения технологических операций при приготовлении сладких блюд и напитков; правил проведения бракеража; способов сервировки и вариантами оформления, правилами охлаждения и хранения сладких блюд и напитков; температурного режима хранения сладких блюд и напитков, температуру подачи; требований к качеству сладких блюд и напитков; видов необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правил их безопасного использования.
Тема урока: Зашита отчета по производственной практике. МДК7.1. Технология приготовления сладких блюд и напитков.
Тема урока: конференция, (защита отчетов в форме: презентации).
Цели урока:
целью проведения конференции является развитие познавательной активности обучающихся,
повышение интереса к профессии,
развитие умения анализировать,
делать выводы,
принимать самостоятельные решения.
Задачи урока:
формирование потребности изучения предметов профессиональной подготовки;
осознание обучающимися необходимости получения качественных знаний;
углубление знаний обучающихся;
стимулирование творческой активности обучающихся, развитие их коммуникативной и профессиональной компетенции.
Дидактическое обеспечение занятия:
электронные презентации;
отчеты по производственной практике;
оценочная ведомость (4 штуки;
итоговая оценочная ведомость (4 штуки).
Материально - техническое оснащение:
мультимедийный комплекс,
папка с презентациями, отчетами обучающихся по итогам производственной практике, (файлы отчетов приложение № 1 презентаций)
Вид занятия: урок - конференция.
Методы проведения занятия: наглядно – демонстрационный.
Сценарий проведения урока-конференции
1. Условия и порядок проведения конференции (3мин.)
1.1. Конференция состоится 28 июня 2014 года в 13 00 в ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта», учебный кабинет №1 «технологии кулинарного производства»
1.2. К участию в конференции приглашаются обучающиеся группы П-12 подготовившие отчет и презентацию, согласно предъявляемым требованиям.
2. Выступление с презентацией до 7 минут, обсуждение до 3 минут.
2.1. Защита выступлений обучающихся с мультимедийными презентациями, будет оцениваться экспертной комиссией по 5-ти бальной системе в оценочную ведомость (приложение № 4). После сложения баллов оценочной ведомости (приложение № 4), итоговой оценочной ведомости (приложение № 5) выявляется команда из3-х человек – победители конференции.
3. Состав экспертной комиссии:
Председатель: Дорошенко Н.И. – председатель ПЦК;
Члены жюри:
Липокурова Ю.К.
Исакова З.Л.
Головко И.К.
4. Критерии оценки выступлений обучающихся:
Логичность построения выступления;
Грамотность и выразительность речи;
Умение аргументированно отвечать на вопросы;
Слайды представлены в логической последовательности;
Эстетика оформления;
Соблюдение регламента выступления;
5. Подведение итогов конференции. (10 мин).
5.1. Победители конференции определяются по наибольшей сумме баллов.
5.2. Обсуждение конференции.
5.3. Вручение дипломов за лучшие электронные презентации и грамот за участие в конференции.
5.4. Отметить благодарственными письмами руководителей обучающихся, чьи работы признаны лучшими:
1.-------
2.-------
3.-------
5.5. Дискуссия по итогу конференции: Ключевое слово – «Победа»

Каким должен быть состав группы участников конференции?
Как можно оценить каждую команду из 3-х человек выступающих с презентацией?
Правильно ли вели себя обучающиеся во время конференции?
Соответствует ли конференция реальной жизни?
Что можно изменить в конференции, чтобы достичь лучшего результата?
Заключение
В предлагаемых рекомендациях изложены основные подходы к их организации, раскрыты требования, исходящие из нормативных документов, к их количеству и объему, проведения урока – конференции, отмечена форма и несколько видов конференции.
Методические указания разрабатываются преподавателем, мастером производственного обучения для обучающихся как инструкции, руководства по выполнению презентации (Приложение 3) по итогам отчета производственной практики. Их назначение – управлять познавательной деятельностью обучающихся, организовывать в строгой логической последовательности предстоящие обучающимися выполнение мультимедийных презентаций по итогам производственной практики, защиту на уроке - конференции.
Представленные методические рекомендации содержат четкую последовательность действий преподавателя, мастера производственного обучения по созданию методических указаний для обучающихся по выполнению мультимедийных презентаций и практической защиты на уроке – конференции, заставляют его обращаться при ранее полученных теоретических знаниях, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах.
Разработанные рекомендации могут быть использованы любым преподавателем, мастером производственного обучения учебных дисциплин или профессиональных модулей для собственных разработок в сфере организации и проведения урока - конференции по итогам отчетов производственной практике для обучающихся.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Авт.-сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
Приложение 1
Макет отчета по ПП
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
по ПМ 7. __________________________
260807.01 Повар, кондитер
Обучающегося_____________________________________________________
группы № ____________
за период с «______» ____________201_ г. по «______» ___________201_ г.
Количество часов _______
Задание на производственную практику_______________________________
__________________________________________________________________
Руководитель от образовательного учреждения: _________________________________________________(должность Ф.И.О.)
Дата выдачи задания____________________________________________________________
Место прохождения практики:________________________________________
__________________________________________________________________
Белово
2013
Отчет
Производственная практика направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии
(шифр и название профессии)
Результат овладения общих и профессиональных компетенций
Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности.
Код Наименование результата обучения
ПК 7.1 Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2 Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3 Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Отчет
на тему
_______________________________________________________________________________________________________
Алгоритм выполняемой работы
№ Алгоритм выполняемой работы Применяемый инструмент Оборудование, приспособления
1 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В качестве приложения к отчету практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике

Оценка по результатам прохождения практики
______________________________
Фамилия, имя, отчество руководителя практики от организации _________________ Должность Ф.И.О.
Фамилия, имя, отчество руководителя практики от образовательного учреждения ________________ Мастер п/о ГБОУ СПО «БТЖТ» О.Н. МаханькоСтарший мастер
________________ З.Л. Исакова
Зам. директора по УПР ГБОУ СПО «БТЖТ»
________________ М.М.Пономаренко
Подпись руководителя практики на предприятии
(Ф.И.О.) _________________________________
М.П.
Приложение 2
Методическая разработка урока – конференции
Приложение 3
План урока - конференция.
Тема урока: ПМ. 7 «Приготовление сладких блюд и напитков».
Цели урока:
развитие познавательной активности обучающихся,
повышение интереса к профессии,
развитие умения анализировать,
делать выводы,
принимать самостоятельные решения.
Задачи урока:
формирование потребности изучения предметов профессиональной подготовки;
осознание обучающимися необходимости получения качественных знаний;
углубление знаний обучающихся;
стимулирование творческой активности обучающихся и студентов, развитие их коммуникативной и профессиональной компетенции.
Тип урока: урок – конференция.
Дидактическое обеспечение занятия:
электронные презентации;
отчеты по производственной практике;
оценочная ведомость (4 штуки;
итоговая оценочная ведомость (4 штуки).
Материально - техническое оснащение:
мультимедийный комплекс,
папка с презентациями, отчетами обучающихся по итогам производственной практике, (файлы отчетов приложение № 2 презентаций)
Приложение 4
Требования к оформлению мультимедийной презентации.
Объем презентации 5-7 слайдов (минимум текста);
Первый слайд – «Титульный» (указывается название работы и фамилия, имя обучающегося, профессия, группа).
Приложение 5
Оценочная ведомость
Критерии оценки
Ф.И.
обучающегося
Логичность построения выступления Грамотность и выразительность речи Умение аргументи-
ровано отвечать на вопросы Слайды представлены в логической
последовательности Эстетика оформления Соблюдение регламента выступления Итого
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Приложение 6
Итоговая оценочная ведомость
Максимальное количество баллов «5 - баллов»
№ п/п Ф.И. обучающегося Эксперт № 1
Эксперт № 2
Эксперт № 3
Эксперт № 4
Итого
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.