Методическая разработка на тему Начальный этап работы с гимнастической палкой на уроках сценической речи


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Иркутское театральное училище»
Методическая разработка Арно Н.С.
по предмету «Сценическая речь»
Тема: «Начальный этап работы с гимнастической палкой
на уроках сценической речи».
Иркутск 2013
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Жан Жак Руссо. Упражнения рождают мастерство.
Публий Корнелий Тацит.
Ясность - главное достоинство речи.
Аристотель.
Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.
Пифагор.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь.
Для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.
А.П. Чехов
Процесс воспитания речи в театральном учебном заведении заключает в себе разного рода подходы к освоению техники звучащего слова. Это и культура речи, и дыхание, и голосоведение, и художественное, живое слово. Все эти понятия преследуют одну цель: овладение живой, образной, выразительной, эмоциональной, доходчивой речью.
Внимание к содержательности сценической речи, передаче оттенков мыслей и чувств, к яркой эмоциональности составляет предмет особой заботы актеров, режиссеров, педагогов, т.к. со сцены должна звучать русская речь во всей чистоте, выразительности, глубине, силе.
Уметь просто и красиво говорить -искусство у которого есть свои законы: четкая, ясная дикция, орфоэпические нормы языка, среднее межреберное диафрагматическое дыхание, свободный, полетный, объемный голос;| мысль, ум, воля, эмоции. Но все это не получается сразу, как по мановению волшебной палочки. Сначала надо изучить свои возможности; понять, что ничего не приходит само собой, все достигается только трудом.
На первом этапе работы над речью, из-за того, что невозможно работать над дикцией, артикуляцией, орфоэпией и голосом без дыхания, целесообразно, мне кажется, начать работу с тренировки мышц вдоха и выдоха.
К сожалению, у молодых людей, принятых в училище, в большинстве своем, наблюдается полное отсутствие физической подготовки, а это значит, что диафрагма, ягодичные, межреберные мышцы и брюшной пресс работают плохо, но зато очень развито ключичное дыхание даже у мальчиков. На самом начальном этапе, с моей точки зрения, хорошо заняться организацией и укреплением дыхательной мускулатуры. Для этого я использую силовой тренинг на полу, в котором задействованы все нужные дыхательные мышцы. В это время ведется такая же работа на уроках сценического движения и танца. Когда подготовительный период освоен и дыхательные мышцы начали работать можно приступать к упражнениям, вырабатывающим фонационное дыхание. Этих тренингов огромное количество. Разных -прямых и косвенных, с преобладанием физкультуры или игры, с предметами и без них. Мне очень симпатичны в работе над координацией дыхания, голоса и движения упражнения с палками. И об этом-то я хочу написать.
Палки могут быть разные: длиной 50 см (их должно быть по две у каждого студента); гимнастические палки длиной в 1 м; длиной до плеча каждому студенту; диаметр у всех палок -приблизительно 3 см. Они должны быть сделаны из древесины тяжелых пород, чтобы палка ощущалась в руках и не вылетала бы из них, как перышко.
Работа с палками очень разнообразна и вмещает в себя все разделы техники сценической речи. В данной работе я предлагаю несколько самых простых упражнений с гимнастическими палками. Все эти упражнения первого, начального периода призваны скоординировать физически -пластическую работу с дыханием. Этот этап еще нужен для того, чтобы человек привык к палке, перестал ее боятся и начал бы руководить всеми манипуляциями с палкой. Отношение к палке должно быть, как у начальника с подчиненными, т.е. «Я» -начальник, «она» -подчиненный. Следовательно, внутренний посыл - «утверждение своей правоты», «приказ выполнить то или иное задание». Кроме того, работа с палкой требует свободы в пространстве, для того, чтобы ненароком кого-нибудь не ударить.
Упражнения с палкой требуют большой концентрации внимания, собранного, направленного выдоха, координации выдоха, голоса, слова с движениями, развивают воображение и фантазию.
Упражнение 1
Исходное положение: стоя; ноги на ширине стопы одна от другой; опущенные вниз руки держат палку перед собой; ладони на ней.
Исполнение: при наклоне головы -выдох -сброс; на счет раз- руки с палкой поднимаются над головой -вдох через нос; на счет -два, три, четыре -руки с палкой опускаются за спиной, по лопаткам, вниз -выдох, фиксированный; раз -руки вверх, над головой -вдох; два, три, четыре -руки с палкой опускаются вниз перед собой - фиксированный выдох. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 2
Исходное положение: то же, что и в первом упражнении.
Исполнение: наклон головы -выдох -сброс; раз -руки с палкой вверх -вдох; два, три, четыре -левая рука на уровне груди, уходит направо, а правая рука остается вверху и вместе с корпусом, который наклоняется вперед, идет вперед -выдох; раз -обе руки с палкой поднимаются вверх -вдох; два, три, четыре -правая рука с палкой к левой стороне корпуса, левая рука вместе с корпусом - вперед -выдох. Все с самого начала. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 3
Исходное положение то же, что и в предыдущих двух.
Исполнение: наклон головы - сброс; раз - руки с палкой идут вверх - вдох; два, три, четыре - левая рука идет направо в области груди, правая рука остается наверху и вместе с корпусом наклоняется налево - выдох; раз - руки с палкой идут вверх - вдох; два, три, четыре - правая рука идет, в области груди, налево, левая рука вместе с корпусом наклоняется направо - выдох; руки с палкой идут вверх — вдох; все с самого начала повторяется 6-8 раз.
Упражнение 4
Исходное положение то же, что и в предыдущих упражнениях.
Исполнение: наклон головы -сброс; раз -руки с палкой вверх и за спину на уровень лопаток- вдох; четыре поворота -скручивания- выдох; раз -руки вверх и опять на лопатки -вдох; четыре поворота - скручивания -выдох. Все повторяется 6-8 раз.
Упражнение 5
Исходное положение то же, что и раньше, но палка, взятая за середину, в одной руке (у правшей в правой, у левшей в левой).
Исполнение: наклон головы -сброс; раз -рука вместе с палкой поднимается на уровень груди -вдох; отпустить палку (она полетит вниз), одновременно с этим присесть -упасть на свои пятки, отпружинить от них, оказавшись в полуприсяде, схватить рукой, нахлестом сверху, палку, почти около пола -медленно подняться, сделав выдох. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 6
Баланс палки на пальцах (на одном или двух). Правши начинают с правой руки, левши +с левой. Кисть с палкой на пальцах находится на уровне диафрагмы, на расстоянии от глаз приблизительно 30-ти см. Глаза смотрят на верхний кончик палки, при этом подбородок подниматься не должен. Держать палку сначала фиксированным выдохом, затем звуком «у», дальше и текстами, отдавая этими текстами палке приказ «стоять». Потом то же самое проделать с левой -правой рукой.
Упражнение 7
Укачивание палки.
Исходное положение: стоя, одна нога чуть впереди другой, руки внизу с палкой, взятой в ладони, обращенные вверх.
Исполнение: наклон головы -сброс; поднять на счет раз руки с палкой на уровень груди (руки мягко вытянутые вперед) -вдох; на счет семь -покатать по рукам к груди и обратно к кистям палку, покачать ее -выдох; раз расслабить, отвалить живот -вдох; качание на семь -выдох. Повтор 6-8 раз.
Упражнение 8
Косьба.
Исходное положение: вся группа становится в круг друг за другом, палка берется в руки как коса.
Исполнение: скрутиться в круг -сброс; скрутиться (замах косой) из круга -вдох; скручивание в круг (скашивание воображаемой травы) + -вязкий выдох. Сначала просто выдох, затем можно отрабатывать звуки «Щ», «С», «3», звукосочетания, скороговорки.
Упражнение 9
Подметание листвы сухой метлой -палкой. Все то же самое, что и в косьбе, только без скручивания. Сначала просто фиксированный выдох, потом со звуками «Ш», «Ж», звукосочетаниями, скороговорками с ними же.
Упражнение 10
Исходное положение: сидя на полу, ноги, согнутые в коленях, стоят на палке, руки держат палку сверху на небольшом расстоянии от ступней.
Исполнение: сброс; поднять ноги и руки с палкой вверх -вдох; в этом положении выдох (сначала только выдох) до 10, через некоторое время звукосочетания, содержащие взрывные согласные, скороговорки со взрывными согласными.
Упражнение 11
Академическая гребля.
Исходное положение: сидя на полу, ноги вытянуты и лежат на полу, палка -на бедерной части ног, руки держат палку по бокам, рядом с телом.
Исполнение: наклон корпуса вперед, руки +с палкой -к ступням - сброс; корпус отклоняется назад, в самое неудобное положение, руки переносят палку на высоте груди к ней -вдох; руки с палкой, как бы выдавливая из легких воздух, идут близко к телу вниз и около ног к ступням -выдох и все повторяется. Звуки «ф», «л», ль», «х», звукосочетания с этими согласными, скороговорки с ними же. Но сначала только выдох.
Упражнение 12
Перебросы палки по парам, друг другу; по кругу, соседу; одну палку через круг. Сначала только выдох, простые сочетания согласные сгласными или местоимения, усложненные
звукосочетания, скороговорки, стихи. (В полете должен быть ударный гласный звук).
Упражнение 13
Баланс на палке. Это упражнение, из всех предложенных, самое трудно исполняемое. Оно требует большой концентрации внимания; зависит от того в каком состоянии находится вестибулярный аппарат; осанка, настраивает их. Для выполнения этого упражнения надо выпрямить спину, руки -в стороны - как балансир у канатоходца, на палку сначала установить одну ногу (палка - посередине стопы, стопа вдоль палки), колени немного присогнуты, затем выбрать на стене, прямо перед собой, точку, уцепиться за нее глазами и установить вторую ногу впереди или сзади первой тоже вдоль палки. Вдохом и выдохом (главное) держать себя на палке. Сначала это упражнение выполняется только с дыханием (выдох на каждом занятии удлиняется). Когда выдыхать уже умеют стабильно и легко до 10, можно делать озвученный выдох. Лучше всего взять звук «у», т.к. он самый собранный и направленный на зубы. По мере того, как осваивается это упражнение -что очень нелегко, т.к. палка круглая и сконцентрировать внимание и удерживать центр тяжести на очень неустойчивой поверхности не совсем просто -можно вводить слоги, звукосочетания, слова, чистоговорки, стихи. Внутреннее действие (словесное), направленное к палке -приказ «держи!», «помогай!», «не крутись!». Это упражнение осваивается дольше остальных, но оно необыкновенно полезное: сконцентрированное внимание, собранный, направленный, озвученный выдох и удержание себя на неустойчивой поверхности тоже немаловажно.
Вот очень простые (как может показаться) упражнения (единственное сложное упражнение на палке), которые, как мне кажется, организуют и осанку, и внимание, и дыхание и голосоведение, и дикцию. Надо только обращать внимание студентов на то, что палка длинная (она, как будто, упирается в мягкое небо и поднимает его), а когда она крутится перед глазами, то еще влияет и на позицию голосовую; чтобы вдох выполнялся носом, интонация была бы утвердительной и направленной к палке (как к партнеру). Длину выдоха можно регулировать, начиная с относительно короткого постепенно увеличивать. Эти упражнения можно делать всей группой, т.к. палка находится около человека постоянно и в обеих руках, что тоже немаловажно, почти во всех упражнениях. Они не сложные, но приносят много пользы в организации процесса дыхания, голосоведения и речи. Существуют и другие упражнения с палкой, которые осваиваются гораздо медленнее, т.к. они более сложные. Поэтому в конце каждого урока технически осваиваются элементы работы с палкой как с тростью. Здесь есть целый набор полезных для речи элементов: перекатывание палки через кисть, повороты ее пальцами, повороты кистями рук, подбрасывание палки вверх, перебрасывание из одной руки в другую, подхватывание, летящей вниз, палки, скольжение по шее, плечу и руке, скольжение, поднятой вертикально вверх, палки по ладони, обнимающей ее, вниз, обороты вокруг корпуса, плеча, бедер, шеи.
Обычно к середине второго семестра студентами приобретается необходимый навык и уже можно брать в работу как парные упражнения на основе пословиц, поговорок, скороговорок (предварительно составленные парами в сюжетные рассказы), так и групповые упражнения на основе стихов русских поэтов. Чем старше становятся учащиеся, тем, эта работа должна становиться сложнее. И сложность эта должна двигаться в сторону яркости, выразительности, художественности, где палка должна стать неотъемлемым художественным компонентом, а техника дыхания, голосоведения, произнесения превратится в компонент необходимый, но незаметный.
Хотелось бы еще раз сказать о том, что надо следить за тем, чтобы вдох осуществлялся носом, за задержкой дыхания после выдоха, за озвучиванием палки, как партнера, за утвердительной интонацией произносимого, хватанием согласными за все движения палки, за организацией и координацией темпа, исполняемого упражнения, и его ритмической основой, за снятием напряжения с речевых органов, за освобождением рук, шеи, плеч; осанка должна становиться все более свободной и органичной. Слово постепенно должно становиться крупным, действенным, емким.
Любой предмет взятый в работу на уроках сценической речи, в данном случае гимнастическая палка, становится своеобразным провокатором для постепенного вырабатывания навыков профессионального владения всем арсеналом технических средств сценической речи.
Список литературы
Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие. СПб., 1996 г.
Васильев Ю. Тренинг сценической дикции. СПб., 1996 г.
Галандеев В. Учение Станиславского о сценическом слове. Л., 1990 г.
Козлянинова И.*, Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992 г. ' !Ласковая Е. Голосоречевой тренинг. М, 2006 г.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993 г.
Тарасов В. Чувство речи. Учебное пособие. СПб., 1997 г.
Осовская М. Московский говор в жизни и на сцене. М. 2003 г.