Конспект урока по литературному чтению на тему: Золотая рыбка К.Бальмонт (3 класс)



Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе на тему:
«Золотая рыбка» К. Бальмонта»
УМК «Планета знаний».
Смирнова Ольга Александровна
учитель начальных классов
г.Ярославль
Тема урока: “Золотая рыбка” К. Бальмонта.
Цели урока: ввести учащихся в поэтический мир К. Д. Бальмонта, познакомить со стихотворением «Золотая рыбка».
Задачи: продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафора, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
продолжить отработку навыков выразительного чтения;
воспитывать художественный вкус учащихся.
Оборудование: учебник Э.Э. Кац « Литературное чтение», 3 класс, часть3; портрет К.Д. Бальмонта; карточки с именами русских поэтов, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
У. Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где обязательно откроем для себя много нового и интересного.
Актуализация знаний.
У. Давайте вспомним стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились в течение года. На доске вы видите карточки с их именами.
(на доске размещены карточки с именами русских поэтов: Ф.Тютчев, А. Пушкин, А. Фет, И. Бунин, К. Бальмонт.)«Угадай стихи».
Учитель читает первые строчки из стихотворения, дети продолжают.
слайд №2
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
И. А. Бунин «Листопад»
слайд №3
Чародейкою зимою околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой…
Ф.И. ТЮТЧЕВ «Чародейкою зимою…»
слайд №4
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче… погляди в окно…
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
слайд №5
Еще светло перед окном, в разрыве облак солнце блещет,
И воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса,
Как будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса.
А.А. ФЕТ «Весенний дождь»
У. Спасибо, вы молодцы! Что общего в этих стихах?
- Эти стихи о природе
- В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы.
- Они о Родине
- Поэты восхищаются природой родного края
(По ходу игры карточки с угаданными поэтами убираются. По окончании игры остается карточка с именем К. Бальмонт)Формулирование темы урока. Подготовка к восприятию стихотворения.
– Итак, чье имя осталось на доске? (К. Бальмонт)
Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)
У. Да, урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, поэту серебряного века.
У. Какие задачи поставим перед собой на уроке?
- на уроке мы познакомимся с лирическим стихотворением, будем говорить о его поэтических особенностях, обмениваться мнениями.
IV. Знакомство с творчеством поэта.
Слово о поэте. (Компьютерная презентация)
СЛАЙД №6
Бальмонт  родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека. Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт провёл в деревне.
СЛАЙД №7
Эти места на всю жизнь остались в жизни поэта . «В родных местах, - рассказывал Бальмонт в одном из писем, - цветут купавы на затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом тем поэтом, которым я был, которым буду, которым я умру».
СЛАЙД №8
Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой, музыкальной, прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой Баха, Шопена, Глинки.
Мать веселия полна,
Шутками прекрасна,
С ней всегда была весна
Для зимы опасна.
Только вздумаешь взгрустнуть,-
У нее лекарство:
Мысль послать в лучистый путь,
В радостное царство.
Ты чего там приуныл?
Морщить лоб свой рано.
И смеётся, смех тот мил,
Плещет фортепиано…
СЛАЙД №9
Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.
Учитель: К сожалению, усадебный дом в Гумнищах не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.
Работа над стихотворением «Золотая рыбка»
ЭТАП 1.
Стихотворение звучит на СЛАЙД - ФИЛЬМЕ
ЭТАП 2. Анализ стихотворения.
Открыть учебник на с. 40; читаем по строфам и нумеруем их (простой карандаш)
У. Куда мы попали вместе с лирическим героем стихотворения? НА БАЛ
У. В какое время года и суток происходил бал? Найдите строки, содержащие ответ на этот вопрос. (ответы детей)
Ответ на этот вопрос содержится в 3 – ей строфе, прочитаем эти строки
У. Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?
ТАНЦУЮТ
У. А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.
( музыканты пели, … когда люди поют, звучит музыка
пела, пела ! повтор! скрипка, играет скрипка, слышна музыка
от рыбки … музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается)
У. Как вы думаете, о чем же поет музыка?
(пришла весна, все рады, в сердцах любовь)
У. Как чувствуют себя гости замка? (ответы детей)
У. да, им весело, радостно, легко. Может, быть, гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.
СЛАЙД №10
У. Чтобы передать свое настроение, выразить свои чувства, поэты используют выразительно – художественные средства. К ним относятся ЭПИТЕТЫ.
Эпитеты – это красочные определения. Найдем эпитеты к словам:
… бал
….рыбка
бабочки…
…. качели
У. Выполним задание №5 по учебнику: СЛАЙД №11
Найди в этом стихотворении олицетворения.
Весна смеется,
Ветерок качал качели ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
Пела скрипка
Гнулись травы
Взор ко взору шепчет
Опьяненные весной, бабочки ночные
Пруд качал
Запишите 2-3 олицетворения в рабочей тетради: с.25 №4.
Проверка.
Бабочки, словно вырезные СРАВНЕНИЕ
У. Итак, какие средства выразительности мы нашли?
ЭПАП 3.
У. Что мы видим? Какие образы создал поэт? Бал, ночные бабочки, ветерок, луна, звезды. А еще рыбка!
Где она живет? В какое время суток появляется?
Выполним задание №4 в учебнике:
Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей? Строфы 6,7
В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Похожи ли эти две рыбки?
У. Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта помогает людям быть счастливыми, помогает любить.
У. А видел ли кто – нибудь золотую рыбку на балу?
Что говорится об этом в стихотворении? Строфа 5
(Хоть не видели ее музыканты бала…)
У. Итак, рыбку никто не видел.
Она невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.
ФИЗМИНУТКА
У. А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:
«Пруд качал в себе звезду»
СЛАЙД №12
Д. – Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла.
Д – Вода движется, и кажется, что звезда качается.
Д – Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.
СЛАЙД №12 - по щелчку
У. Почему же никто не видел рыбку?
(Пруд качает звезду.)
У. Как вы думаете, в каких строчках содержится основная мысль стихотворения «Золотая рыбка»? (7, 8-я строфы). Прочтение.
У. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.
У. Сделаем вывод:
Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной!
ЭТАП 4.
Выразительное чтение стихотворения.
Как бы вы прочитали его?
(тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова)
Прочитывают 2- 3 уч-ся, сразу оцениваю.
Рефлексия. Подведем итог урока.
1) СЛАЙД №13
2). У. Мы слышали, что стихи К. Бальмонта музыкальны, на них написано 150 романсов. Стихотворение «Золотая рыбка», тоже привлекло композиторов.
Послушаем песню на стихи Бальмонта «Золотая рыбка».
Звучит песня.
Домашнее задание: с. 40 -научиться читать стихотворение
выразительно;
Выполнить задание №3, №5, №6 в рабочей тетради на с. 24 – 26
СЛАЙД №14
У. Наш урок закончен. Всем спасибо. Пусть у всех будет хорошо на душе, всем желаю весеннего настроения!