Конспект урока литературы по творчеству Вампилова «Дар чувствовать, понимать…»

Урок литературы в 6 классе по теме «Дар чувствовать, понимать» (по пьесе А. В. Вампилова «Свидание»).
Цель урока:
Привлечь внимание учащихся к творчеству А. В. Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;
Актуализировать знания учащихся об особенностях драматического произведения;
Учить анализировать драматическое произведение;
Совершенствовать навыки выразительного чтения текста по ролям;
Воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям, понимание того, что поведение не должно зависеть от ситуации.
Оборудование: карточки с текстом пьесы А. Вампилова «Свидание», мультимедийное оборудование.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
ХОД УРОКА.
Оргмомент. Положительный настрой на занятие.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела
Постановка целей и задач:
- В этом году исполняется 70 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти одного из самых интересных драматургов нашего времени, для которого тема любви, взаимопонимания, верности, сердечной чуткости была, пожалуй, главной. Мы не можем не знать этого замечательного человека еще и потому, что родился он в поселке Кутулик Иркутской области Человек, которого знает весь мир, - наш земляк – Александр Валентинович Вампилов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством этого выдающегося человека, на примере одной из его пьес – «Свидание».
Жизнь и творчество А. Вампилова (выступление заранее подготовленного ученика):
Александр Валентинович Вампилов – потомственный сибиряк. Он родился в небольшом поселке Кутулик в 1937 году, ровно через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина. Отец мальчика был учителем литературы и назвал сына именем великого поэта. Он словно чувствовал, что его судьба будет необыкновенной. Вскоре после рождения сына Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и в 1938 году расстрелян в Иркутске. Воспитывала четверых детей мать, Копылова Анастасия Прокопьевна, учительница математики, человек чуткий и глубоко интеллигентный. Сегодня имя драматурга А.Вампилова известно всему миру. В юности зачитывался Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, любил рыбную ловлю, охоту. После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты “Советская молодежь”. Увлекся драматургией, стал писать пьесы. В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр “Современник” пьесу “Нравоучение с гитарой”, которая впоследствии была названа “Старший сын”. При жизни Вампилова были поставлены всего две пьесы - “Прощание в июне” и “Старший сын”. Шли годы, и не обо всем можно было писать прямо, открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес. Он ушел из жизни за 2 дня до своего 35-летия 17 августа 1972 года, утонул в Байкале. Из воспоминаний Владимира Жемчужникова, друга А.Вампилова: “Лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно-топляк, сразу перевернулась и стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Саша не доплыл до каменистого берегового откоса всего несколько метров”.
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет
- Каким вы видите А.Вампилова на экране? (Энергичным, живым, молодым, улыбчивым, привлекательным).
Подготовка к восприятию. Работа над эпиграфом.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю вам слова самого А.Вампилова, которые он когда-то записал в своем блокноте, потаенно, для себя: «Я люблю людей, с которыми все может случиться».
-Как вы думаете, почему именно такие люди были интересны писателю? (Такие люди вообще всем интересны, потому, что их жизнь наполнена приключениями, событиями, встречами)
Повторение изученного: работа по теории литературы (особенности драматического произведения).
- Перед нами небольшое произведение - пьеса А.Вампилова «Свидание». - К какому роду литературы оно относится? Аргументируйте ответ. (Это драматическое произведение, т.к. предназначено оно для игры на сцене. Действие, отношение к героям драматург раскрывает через слова).  - Что является средствами характеристики действующих лиц в драматическом произведении? (диалоги и монологи).
- Что такое ремарки? Какую роль они выполняют в пьесе? (авторские замечания, помогают понять душевное состояние героев, могут дать сведения о возрасте, внешнем облике, месте действия).
Знакомство с пьесой «Свидание»:
чтение по ролям заранее подготовленных учеников.
Анализ произведения. Беседа:
- Ну что ж, перейдем непосредственно к самому произведению. Работа над названием пьесы. Начнем с названия пьесы. «Свидание». - Как вы понимаете значение этого слова? Может ли быть свидание по телефону, в письме? (нет) Далее следует подзаголовок: Сцена из нерыцарских времен. У А.С.Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. - Что же хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок? (Сценка вполне могла произойти в наши дни).  - Наше время: рыцарское или нерыцарское? (Во все времена есть люди, способные защитить слабого, пожертвовать собой ради любимой женщины, способные на подвиг. Но ситуация, описанная в пьесе, на рыцарскую не похожа). - Почему Вампилов, описывая одну ситуацию, говорит о нерыцарских временах? (такие ситуации повторяются все чаще)
- Итак, благодаря писателю, мы словно подсмотрели одну из уличных сценок. - Что же произошло на улице в самый обычный день? (кратко сюжет). Анализ действующих лиц. Героями пьесы являются сапожник, студент и девушка. - Что вы можете рассказать о каждом из этих действующих лиц? Сапожник - бородатый, благообразный старичок с задатками интеллигентности, он с чувством юмора, в хорошем настроении. Студент производит впечатление остроумного, веселого, находчивого парня. - Но что в поведении студента вас насторожило, не понравилось?
( торгуется со старым человеком, фраза «Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте. (У студента не было основания оскорблять сапожника, он его совсем не знает). - Как вы думаете, мог ли такой человек понравиться девушке? (почему бы и нет. Красивый, образованный, веселый). Так и случилось. Иначе бы девушка не согласилась прийти на свидание.
-Как состоялось знакомство? (по телефону, разговаривали довольно долго, 3 месяца). - Как вел себя студент во время телефонных разговоров? Что же случилось? Почему свидание не состоялось?
 -Как вы объясните причину случившегося? (причина в грубости студента).Попробуем разобраться. -Как вы думаете, зачем драматургу понадобился такой сюжетный ход: он перед свиданием спешит починить башмаки, она по воле автора здесь же ломает каблук? ( на назначенном свидании каждый бы старался казаться как можно лучше, а здесь каждый был таким, какой он есть на самом деле) . Вернемся к этому моменту: девушка ломает каблук. С каким чувством она это обнаруживает? (с отчаянием) Жалко обувь? (нет, она спешит на свидание, а тут) Вот и встретились, наши герои, не подозревая, кто есть кто, не подозревая, что сейчас им предстоит пройти испытание, которое приготовил для них автор. - Как повели себя герои? Попробуем понять каждого и передать это в чтении по ролям. Но чтобы точнее передать характер действующих лиц, поработаем с ремарками, сопровождающими диалог. Ремарки к речи юноши попробуют сделать девочки, а к словам девушки-мальчики. Необходимо подобрать ремарки, которые помогут разобраться в ситуации и выразительно прочитать текст по ролям. Чтение по ролям сцены спора.
Анализ сцены спора.  - В чем суть спора действующих лиц и на чьей вы стороне? (нельзя оправдать поучительный, высокомерный тон студента, отсутствие чуткости. Ведь ему доверили: решается судьба, зависит счастье.)  - Каким предстает в споре каждый из героев? (юноша поучает, наступает, насмешки его обидны и неуместны, в конце концов он грубит девушке; девушка умоляет, просит, уговаривает и только в ответ на хамство юноши произносит слово хам. А разве она не права?) В тексте Вампилов использует выражение элементарная вежливость.  - Как вы понимаете это выражение?  - Был ли выход из создавшейся ситуации? В русском языке есть много способов выразить вежливость даже в случае отказа. - Какие слова мог бы использовать студент, чтобы не обидеть девушку и при этом отказать ей в просьбе?
Творческое задание. Попробуйте изменить сюжет в момент развития действия или кульминации и привести героев к счастливому финалу.
Обобщение по тексту пьесы.  - Так состоялось свидание, первое свидание? (состоялось, но не таким, каким его себе представляли герои)  - Каков же итог? (девушка разочарована, юноша ей нравился, иначе она бы не согласилась бы на свидание, произошло крушение надежд) - А он? (и юноша разочарован, ведь он не чувствует собственной вины) Но он сожалеет о случившемся, ведь все могло быть по другому. - А вы заметили, что автор оставляет финал открытым? Он приглашает нас в соавторы. И мы, исходя из своего жизненного опыта, представлений о том, что хорошо, что плохо, что нравственно и безнравственно, додумываем эту историю.
Итог урока:
- Так о каком даре говорил А. Вампилов в своей пьесе?
- Какой жизненный урок вы извлекли для себя из сегодняшней нашей беседы?
10. Рефлексия.
В музее посетители пишут отзывы о выставке, и мы с вами тоже напишем свои впечатления об уроке.
- Подчеркните те слова, которые характеризуют наш сегодняшний урок.
(Листы на столах у каждого ребенка).








У
Р
О
К

удивительный
рабочий
обдуманный
качественный (хороший)

удачный
развивающий
образцовый (идеальный, примерный)
классный

успешный
разумный
обучающий
компетентный (грамотный)

уникальный (редкий)
рациональный (целесообразный)
основательный (серьёзный)
культурный (просвещённый)

универсальный (всесторонний)
результативный
оригинальный (своеобразный)
коллективный (общий)

уравновешенный (спокойный)
радостный
оценивающий
компактный (плотный)

унылый (грустный)
расплывчатый (неясный)
обыденный (будничный, обыкновенный)
кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)
Рутинный (шаблонный, стандартный)
однообразный (монотонный)
косный (консервативный, затхлый)

 













13PAGE 15


13PAGE 14815




15