Доклад О технологиях физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.


О технологиях физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.

Материал подготовил:
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Лицей-интерната № 1 г. Иркутска
Чепелевич Виктор Николаевич
Я не знаю большей красоты, чем здоровье.
Г. Гейне

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье.
Физическое – определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное – определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их нрава умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. Это один из решающих факторов процесса физического развития индивида.
В силу ряда социально-экономических причин в стране в настоящее время сложилась критическая ситуация: большинство детей не могут быть признаны «практически здоровыми». Однако это не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических факторов, таких, как стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса и т.д.В первый период развития (от 0 до 18 лет) происходят наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма (в частности рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается в 3-4 раза, вес – в 20-30 раз, жизненная емкость легких – в 5-10 раз, ударный объем сердца – в 20-30 раз и более, показатели силовых способностей – в 50 раз и более). Целенаправленное воздействие на естественные свойства организма, стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, физических упражнений, а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды называют физическим воспитанием в узком смысле. Результат его выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).
В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности (трудовой, военной и т.д.). В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер человеческой деятельности, направленная к тому, чтобы развивать физические способности человека и укреплять его здоровье.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни.
Составная часть физической культуры – спорт как организация, подготовка и проведение соревнований по различным видам физических способностей человека.
Спорт – многогранное общественное явление. В своем жизненном воплощении спорт – это и неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку, и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности.Основоположником научной системы физического воспитания в России был П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909).
Занятия физической культурой (познавательные и практические) входят в учебные планы всех образовательных учреждений – от детского сада до старшей школы.
В практике работы социально-воспитательных учреждений ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:
– показатели соматического здоровья (медицинские данные);
– общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;
– овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;
– осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
– развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
– развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
– потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т.д.
Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни ребенка.
К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. По данным В.Ф. Базарного, к ним относятся:
комплекс факторов закрытых помещений:
возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, – или обедненной природными сенсорными стимулами среды обитания;
возрастающее воздействие жестких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающе-светового и т.д.;
информационно-психогенные факторы:
возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения);
комплекс факторов телесной атонии:
возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощенных позно-тонических спастических состояний организма;
комплекс духовно-психических факторов:
угасание духовного потенциала в общении между педагогами и детьми;
потери смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.
Понятие «здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.
ЗОЖ – это:
поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;
индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;
система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;
модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний; таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения;
система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:
1. Наследственность (биологические факторы) – определяет здоровье на 20%
Условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%
Деятельность системы здравоохранения – на 10%
4. Образ жизни человека – на 50%
Педагогическая валеология – «это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания». Или: «это теория и методика воспитания здорового человека, мотивации к здоровью, формирование научного понимания сущности ЗОЖ, выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности».
Классификационная характеристика
Уровень и характер применения: охватывает все уровни – от метатехнологий (реализация социальной политики – Закона об охране здоровья граждан) до многочисленных микротехнологий оздоровления, тренировок и т.д.
Философская основа: 1) материалистическая + 2) природосообразная; на локальном и микроуровнях могут тяготеть к идеализму.
Методологический подход: гуманистический, диагностический, деятельностный.
Ведущие факторы развития: 1) биогенные + 2) социогенные.
Научная концепция освоения опыта: 1) деятельностная + 2) интериоризаторская.
Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера физического развития (СФР).
Характер содержания и структуры: валеологические, проникающие.
Вид социально-педагогической деятельности: 1) воспитательная + 2) медико-педагогическая.
Тип управления социально-воспитательным процессом: 1) системы малых групп + 2) репетитор
Организационные формы: 1) клубные + 2) дифференциация + 3) индивидуализация.
Преобладающие средства: наглядные, практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: 1) личностное ориентирование + 2) коллективное и индивидуальное взаимодействие + 3) самовоспитание.
Преобладающие методы: 1) объяснительные, иллюстративные + 2) свободного выбора + игровые + программные.
Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: углубление социально-воспитательных функций.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
Сверхцель: сделать российскую школу школой здоровья.
Главная цель: формирование здорового образа жизни ребенка (ЗОЖ).
Оздоровительные задачи:
Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.
Оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
Предупреждение и устранение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.
Закаливание организма и развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье.
Образовательные задачи:
Овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования.
Формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях.
Развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений.
Борьба с дидактогенными факторами, вредными для здоровья.
Задачи физического воспитания по развитию личностных качеств:
Развитие потребностей в здоровом образе жизни.
Развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств.
Формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании).
Мониторинг здоровья детей: слежение за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознания ценности здоровья.
Концептуальные положения
Приоритет здоровья над другими ценностями.
Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
Принцип профилактики здоровья детей.
Принцип природосообразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку.
Разнообразие методов и средств физического воспитания.
Использование оздоровительных сил природы, закаливание.
Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).
Отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Литература
Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (часть I). – Сергиев Посад, 1993. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Программа экспресс-динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся (часть II). – Сергиев Посад, 1994. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса (часть III). – Сергиев Посад, 1995. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (часть IV). – Сергиев Посад, 1996. – Серия «Педагогика здорового ребенка».
Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. Методология оздоровления детей и подростков. Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни. – М., 1994.
Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей // Гигиена и санитария. – 1990. – № 4.
Брегг П.С. Формула совершенства. – М., 1993.
Бычкова Л. Физкультура как урок самопознания // Первое сентября. – 2003. – 14 января.
Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю. – М.: Просвещение, 1988.
Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи). – СПб.: Союз, 2002.
Иванов П.К. Детка. - М., 1983.
Иванченко В. Тайны русского закаливания. – М., 1991.
Колбанов В.В., Зайцев В.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5.11.97.
Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. – М., 1992.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей / Под ред. В.Я. Сюнькова. – М., 1995.
Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1988.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. – М., 1990.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб., 1998.
Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. – 2000. - №№ 1, 3, 4.
Селевко Г.К. и др. Мониторинг здоровья школьников. – Ярославль: ГАЦ, 1998.
Скрипалев В.С. Стадион в квартире. – М., 1982.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М., 1996.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб.: RETPOC, 1997.
Физическое воспитание в условиях микрорайона сельской малокомплектной школы / Под ред. М.П. Гурьяновой, Н.И. Целищевой (о Г.П. и Е.В. Воронковых). – М., 1991.
Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000.