Конспект учебного занятия Изготовление обрядовой народной куклы осеннего календарного цикла Крупеничка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества





Методическая разработка занятия
«Изготовление обрядовой народной куклы
осеннего календарного цикла «Крупеничка»
творческого объединения «Мастерица»
2 год обучения




Разработала:
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Ганина Г.И.








с.Гагино
Тема «Изготовление обрядовой народной куклы
осеннего календарного цикла «Крупеничка»

Цель: освоить технику выполнения обрядовой народной куклы осеннего календарного цикла «Крупеничка»»
Задачи: Образовательные: овладеть начальными трудовыми навыками и умениями при изготовлении русской обрядовой куклы Крупенички;
Развивающие: способствовать развитию эстетического отношения действительности в народном искусстве, способствовать развитию самостоятельности, творческого отношения к изготовляемому объекту труда.
Воспитательные: способствовать воспитанию путем сотворчества и восприятия истоков культуры своего народа, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к истории русского народа, его быту, обычаям, традициям.

Методы: Словесный метод: беседа, рассказ. Наглядный метод. Репродуктивный метод работы. Практическая работа по подбору подручного материала для изготовления куклы. Игровой метод. Метод практических упражнений (самостоятельная работа).
Форма занятия: Учебное занятие.
Вид занятия: занятие – сказка.
Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, методическая карта «Кукла «Крупеничка»: последовательность изготовления; квадрат холщёвой ткани 20х20 см, крупа, нижняя рубашка (полоска кружевной ткани по объему получившегося мешочка внахлёст от талии), верхняя рубашка, душегрея (она же рукава), повойник, косынка длинная до 40 см и мягкая, фартук, нитки.


План занятия

Организационный этап: Приветствие учащихся, сообщение темы занятия, проверка посещаемости и готовности к занятию.
Подготовительный этап: Повторение и закрепление пройденного материала.
Знакомство с историей и традициями создания куклы «Крупеничка», её ролью в жизни людей, просмотр сказки «Крупеничка».
3. Основной этап: Изготовление куклы «Крупеничка».
Итоговый этап: Домашнее задание, подведение итогов занятия.

Ход занятия

Организационный этап:
Презентация 1 «Кукла Крупеничка» (слайд 1)
- Добрый день, ребята. Я рада, что мы снова с вами встретились. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости (представление гостей). Тема нашего занятия «Изготовление обрядовой народной куклы осеннего календарного цикла «Крупеничка»» (На протяжении всего занятия звучит русская народная музык)
(слайд 2) Давайте проверим, всё ли у нас готово к занятию, наличие материалов и инструментов. У каждого из вас есть 7 лоскутов ткани, нитки, ножницы, крупа – это всё, что нам нужно для сегодняшнего занятия. При работе с ножницами надо быть осторожными и соблюдать правила. Какие? Назовите их.





2. Подготовительный этап:
(слайд 3)Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первую горсть собранной гречихи засыпали в мешочек, оформляли его в виде куколки и бережно хранили ровно год, до следующего урожая, в красном углу избы под иконами. Перед следующим севом из куклы брали горсть прошлогодней крупы, и с горстью этой крупы новому урожаю старались передать силы кормилицы земли.
(слайд 4) По традиции, из остатков крупы варили кашу для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
(слайд 5)После уборочной страды куклу опять наполняли отборной крупой нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда
(слайд 6) И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме. Значения круп в Зерновушке: гречиха 
· сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном рис 
· самое дорогое зерно, на праздник перловка 
· на сытость овес 
· на силу. Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
3. Основной этап:
Ребята, сегодня занятие у нас необычное, я сегодня расскажу вам сказку, которая называется «Крупеничка». Просмотр сказки.
Сказка о Крупеничке
Презентация 2 «Сказка Крупеничка» (Слайд 1-3)
(Слайд 4)У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка.
(Слайд 5) Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой. (Слайд 6) Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички. (Слайд7) -Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас- девица как девица: таких везде много, как наша. А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету.
(Слайд 8) Старые и молодые , бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце. В народе даже песенка про нее сложилась: Крупеничка, красная девица, Голубка ты наша, радость- сердце, Живи, цвети, молодейся, Будь всем добрым людям на радость! (Слайд 9) Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая. -Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану? (Слайд 10) Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий- коричневый, как сосновый ствол. Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.  (Слайд 11) Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой- спелая земляника так и заманивает глубже в чащу.
(Слайд 12) А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет.
(Слайд 13) И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку-
(Слайд 14) и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
(Слайд 15) Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает: -Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
(Слайд 16) Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок- низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке: - Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон? Посмотрела на него Варварушка и спрашивает: -А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут? - А зовут меня Одолень-трава.
(Слайд 17) Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная: - Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку! Выслушал ее старичок и ласково ответил:
(Слайд 18) -Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей! Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох.
(Слайд 19) С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
(Слайд 20) Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка.
(Слайд 21) Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи.
(Слайд 22) Огляделся он по сторонам- нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
(Слайд 23) -Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
(Слайд 24) Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает. -Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые! И мамушка Варварушка ему поддакивает: -Кушайте, красавицы: веселее будете , румянее станете!
(Слайд 25) Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение: -Кушайте, кушайте на здоровье! Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются. -Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
(Слайд 26) Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже: -Кушайте, милые, кушайте!
(Слайд 27) Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников.. И всем стало вдруг весело.
(Слайд 28) Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы,
(Слайд 29) а он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
(Слайд 30) Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко,
(Слайд 31) а старичок махнул и над нею рукавом- вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох. -Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
(Слайд 32) Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали. Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
(Слайд 33) Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный- и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена- не оторвешь.
(Слайд 34) Спросил ее старичок: -Укажи мне , где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная? -А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, -поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
(Слайд 35) Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю не сеянную и сказал: - Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
(Слайд 36) Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
(Слайд 37) А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:
Крупеничка, красная девица. Кормилка ты наша, радость-сердце. Цвети, выцветай, молодейся, Мудрее, курчавей завивайся, Будь всем добрым людям в угоду!
(Слайд 38) Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали,
(Слайд 39) чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!
- Итак, приступим. Сегодня мы с вами будем мастерить эту русскую обрядовую куклу Крупеничку. В основе куклы – маленькая киса с гречей. В старину кисой называли мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов. Возьмите в руки мешочек, выверните его. Перед вами блюдо с гречкой. Куклу мы будем изготавливать по старинной традиционной технологии, точно так же, как когда-то делали её наши прапрабабушки.
Ребята, работать мы с вами будем по методической карте.
1 Нам понадобятся: квадрат холщёвой ткани 20х20 см, крупа по вашему выбору, нижняя рубашка (полоска кружевной ткани по объему получившегося мешочка внахлёст от талии), верхняя рубашка, душегрея (она же рукава), повойник, косынка длинная до 40 см и мягкая, фартук.

Презентация 1 «Кукла Крупеничка»
Слайд 7,8,9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 10 2 Сшитый мешочек заполняем крупой по вашему выбору.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 11 3 Мешок сверху завязывается или сшивается (для более ровного оформления лицевой стороны). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 12 4 Надевается нижняя рубашка до полу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 13 5 Верхняя рубашка надевается не смыкаясь спереди см 3 и на 3-5 мм выше нижней рубашки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 14 6 Надеваем повойник (лучше из трикотажной ткани, чтобы хорошо облегал голову).Пово
·йник, повой, повоец (от повивать) старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные под другой головной убор (под платок). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физкультминутка:
Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Давайте встанем в круг.
А какое сейчас время года? (осень). А осень – это время сбора урожая.
Идём по кругу и повторяем за мной движения. Праздник урожая
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай! Т. Бокова
Молодцы, ребята. А теперь, ребята, рассаживаемся по местам и продолжаем наше занятие.
Слайд 15 7 Душегрея (её также называли и душегрейка) теплая легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Душегрея высотой 7 см, длина в зависимости от толщины ткани (чем тоньше ткань, тем полоска длиннее). С обеих сторон скручиваем рукавчики. Если определена лицевая сторона и изнаночная, то скручиваем рукава лицевой стороной наружу от куклы, если нет, то как скручивать неважно. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 16 8 Надеваем душегрею так, чтобы края скрученных рукавов оказывались снаружи, на уровне плеч и выше верхней рубашки на 2 см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 17 9 Завязываем душегрею длинной ниткой и ею же привязываем фартук. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 18 10 Фартук прикладываем так, чтобы снизу было видно нижнюю и верхнюю рубашки примерно на 3 мм. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 19 11 Привязываем фартук ниткой, которая осталась от душегреи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 20 12 Расправляем и оформляем фартук по высоте. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Слайд 21 13 Повязываем платок. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итоговый этап:
Слайд 22 А теперь, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Кто знает ответ, поднимайте руки.
Кроссворд
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
По горизонтали 1. Как называли мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов? (киса)
2. Теплая легкая женская одежда, без рукавов и воротника, на бретельках. (душегрея)
3. Ребята, какую крупу клали раньше в куклу «Крупеничку»? (гречиха)
4. Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные под другой головной убор (под платок). (повойник)
5. Что мы повязали кукле «Крупеничке» в последнюю очередь? (фартук)
По вертикали Какая куколка помогает иметь в доме достаток? (Крупеничка)
И будьте здоровы
· живите богато!  
Домашнее задание.

– Ребята, к следующему занятию постарайтесь узнать, изготавливали ли ваши прабабушки кукол «Крупеничек»?

Слайд 23 А наше занятие подошло к концу. Сегодня мы научились изготавливать куклу «Крупеничка» по старинной традиционной технологии и узнали много нового. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда. Ребята, а ваших куколок «Крупеничек» вы храните у себя дома. Ведь она поможет иметь в доме .. Что? (Ответы детей) Правильно эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме. Я рада, что у вас всё получилось.
Наше занятие окончено. До свидания.


























Заголовок 1 Заголовок 315