Технологическая карта урока математики на темуОтношения: на сколько больше, на сколько меньше (1 класс)


Тема урока: « Отношения: на сколько больше, на сколько меньше».
Урок изучения нового материала.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;
-уметь формулировать правило сравнения чисел.
- интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока;
-закрепить табличные навыки;
- формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая: - развивать алгоритмическое и логическое мышление, внимание, память;
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Структура урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2.Устный счёт.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи урока.
4. Освоение нового знания. Введение алгоритма.
5. Физкультминутка.
6. Пробное учебное действие. Первичное закрепление материала
7. Закрепление изученного материала.
8. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
1.-Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы - хороший, дружный …
Всё получится у нас!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
-А мы продолжаем путешествие в удивительную страну под названием математика.
2. Работа с пословицей.
На слайде пословица:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
-Ребята, перед вами пословица. Давайте её прочитаем.
-А как вы её понимаете?
Когда так говорят?
-Молодцы! Вы знаете, что математика – точная наука, вот поэтому так важно хорошо подумать, прежде чем что-то сделать.
Стоя.
-Да!
-Класс!
Дети садятся.
Ребята читают вместе пословицу.
-Это значит, прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать. Регулятивные: саморегуляция.
Личностные УУД:
смыслообразующие.
Вступить в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.
II. Актуализация знаний
1. –Какие числа встретились в пословице?
-Какое число меньше?
-Какое число больше?
- На сколько надо увеличить число 1, чтобы получить 7?
- Что значит увеличить?

-На сколько надо уменьшить число 7, чтобы получить 1?
-Что значит уменьшить?
2. Работа с таблицей.
4 2 5 3 6 7
Увеличить на 2 5 4 4 3 2
Уменьшить на 3 1 4 3 5 6
- А теперь поработаем с таблицей. Составьте числовые выражения, используя слова увеличить на или уменьшить на и найдите их значение.
-Ребята, всё, что мы повторили, поможет нам сделать новое открытие.
-В пословице встретились числа 7 и 1.
-Число 1.
-Число 7.
-На 6.
-Это значит прибавить.
-На 6.
-Это значит вычесть.
- Четыре увеличить на 2 получится 6.
-Четыре уменьшить на 3 равно 1.и т. д.
Познавательные УУД:
логическое мышление-анализ, установление причинно-следственных связей, умение ориентироваться в своей
системе знаний.
Коммуникатив-
ные УУД (формирование слушать и понимать других, планирование учебного сотрудничества).
Создание проблемной ситуации.
Постановка задачи урока.
На слайде вразброс 5 кругов и 3 треугольника.
- Какие перед вами фигуры?
- Посмотрите внимательно, эти фигуры расположены в беспорядке (хаотично). А вы можете сказать, каких фигур больше?
- Как будем сравнивать?
-Хорошо, давайте соединим.
У вас на столах лежат карточки с такими же фигурами, одна на двоих. Возьмите их и положите перед собой. Сейчас мы будем работать в парах.
Давайте вспомним правила работы в паре.
(Потом эти правила дублируются на слайде.)
- Соединяем фигуры парами. (На доске действия проделываются на слайде).
-А как ещё можно сравнить фигуры? А вычеркнуть можем?
- Что будем вычёркивать?
-Cколько кругов вычеркнем?
- Давайте вычеркнем. (На слайде вычёркиваю 3 круга).
-Так на сколько кругов больше, чем треугольников?
- На сколько треугольников меньше, чем кругов?
-А если мы вычёркивали фигуры, то каким действием мы пользовались?
- А вы можете назвать правило и прядок действий при сравнении чисел? (Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого).
-Значит, чего мы не знаем?
На слайде появляются слова:
-узнать…
-научиться…
-Что мы должны узнать?
-Чего мы не умеем?
- Тогда чему мы должны научиться?
-Один великий математик сказал: «Лучший способ изучить что- либо - это открыть самому»
-Какие действия нам помогут в этом? Что мы будем делать?
- Перед нами круги и треугольники.
Выслушиваются ответы детей.
- Можно соединить парами.
Ребята вспоминают правила.
Ребята соединяют фигуры парами.
-Можем.
-Круги.
-3 или столько же, сколько треугольников.
Ребята повторяют действия в листах.
- На 2.
-Тоже на 2.
-Вычитанием.
- Нет, не можем.
- Не знаем правила и порядка действий при сравнении чисел
( алгоритм).
-Правило и порядок действий при сравнении чисел.
-Не умеем сравнивать числа – применять правило и алгоритм.
-Научиться применять правило и алгоритм.
-Рассуждать, думать, считать, решать. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в материализованной форме.
Познавательные УУД: постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: прогнозирование, целеполагание.
Освоение нового знания и введение алгоритма.
Тема нашего урока «Отношения: на сколько больше, на сколько меньше». (Тема представлена на слайде).
- Сейчас мы познакомимся с правилом, по которому будем определять, на сколько одно число больше или меньше другого. (Правило предъявляется на слайде).
- Как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Мы ставили с вами задачу узнать правило. Узнали мы правило?
- А теперь мы должны узнать порядок выполнения действий при сравнении чисел.
На слайде числа 7 и 5.
-Какие числа перед вами?
-Какое число большее?
-Давайте его запишем. Открываем рабочие тетради и записываем число 7. ( Учитель пишет на доске, а ребята в тетрадях).
Высвечивается первый пункт алгоритма.
1. Нахожу, какое из чисел большее.
-А дальше что мы должны сделать?
- Молодцы!
Высвечивается 2-ой пункт алгоритма.
2. Вспоминаю правило.
Записываем в тетради: 7-5
-Что делаем дальше?
Высвечивается 3-ий пункт алгоритма.
3. Выполняю действие.
В тетради появляется запись: 7-5=2.
-Чему равно значение выражения?
-На сколько же 7 больше 5?
Читаю числовое равенство и делаю акцент на предлог на. (7 больше 5 на 2).
- А на сколько 5 меньше 7?
- Какой сделаем вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос
«На сколько больше (меньше)?»?
- Выполнив вычитание, т.е., записав равенство 7-5=2, мы отвечаем сразу на два вопроса: «На сколько7 больше 5?» и «На сколько 5 меньше 7?».
-Мы ставили с вами задачу узнать порядок действий при сравнении чисел. Узнали мы его?
- А теперь будем учиться применять правило и алгоритм на конкретных числах.
-У каждого на парте лежат карточки с
№ 2 -порядок выполнения действий при сравнении чисел. Вы теперь будете ими пользоваться при сравнении чисел.
Ребята вместе читают правило вслух.
Ребята с помощью учителя воспроизводят правило.
-Узнали.
-7 и 5.
-7.
Дети читают его вслух.
-Вспомнить правило.
Ребята вместе проговаривают правило.
-Выполняем действие.
-2.
-На 2.
Проговаривают, как читать числовое равенство.
-На 2.
-Вычитание.
-Да. Познавательные УУД:
умение наблюдать, вести поиск, выделять нужную информацию, строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
cотрудничество в поиске и выборе ответа, способность строить понятные для собеседника высказывания.
Познавательные УУД: умения делать умозаключения.
Физкультминутка
для глаз. Регулятивные УУД (саморегуляция)
Первичное закрепление материала. Работаем по учебнику:
- № 71: Запиши выражением, на сколько одно число больше или меньше другого.
Найди знечение этих выражений.

Пользуясь алгоритмом, один ученик у доски, а остальные в рабочих тетрадях выполняют № 71.
Познавательные УУД :
умение соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
Возврат к пробному действию и устранение затруднения. -А сейчас давайте вернёмся к заданию, в котором у нас возникло затруднение. Это задание с кругами и треугольниками. (Вернуться к слайду). Возьмите карточки. Сейчас опять будем работать в парах.
В чём заключалось наше затруднение?
- А теперь можем мы это сделать?
- Сколько у нас кругов?
-Сколько треугольников?
-Какие два числа будем сравнивать?
-Запишите в карточках на свободной строке, пользуясь порядком выполнения действий при сравнении чисел,числовое равенство, которое покажет, на сколько кругов больше. Чем треугольников, а треугольников меньше, чем кругов, т.е. сравните эти числа.
Запись проверяется.
- Не могли составить числовое равенство для сравнения фигур.
-Да.
-5.
-3.
-3 и 5.
Запись: 5-3=2 Познавательные УУД: решение проблемы.
Закрепление изученного.
Самостоятельная работа. - Мы научились применять правило и порядок выполнения действий при сравнении чисел? Сейчас мы это проверим.
Работа в карточках по рядам.
Задание: сравнить пары чисел.
1 ряд:
На сколько8 больше 4?
На сколько 4 меньше 6?
2 ряд:
На сколько 9 больше 7?
На сколько 5 меньше 8?
3 ряд:
На сколько 9 больше 2?
На сколько 4 меньше 5?
После выполнения задания ребята по рядам называют числовые равенства и сверяют их с равенствами на слайде. -Да.
Записи:
1 ряд: 8-4=4
6-4=2
2 ряд: 9-7=2
8-5=3
3 ряд: 9-2=7
5-4=1 РегулятивныеУУД: взаимоконтроль, самопроверка по образцу.
Итог урока. Рефлексия.
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
Я узнал…
Я научился…
- Сейчас у нас зима. Мы украсим с вами зимний пейзаж снеговиками. У вас на столах в конвертах лежат по 3 снеговика.
Если вы всё поняли и можете объяснить другим, как сравнивать числа. То выбираете снеговика с зелёным ведром на голове.
Если всё поняли, но есть небольшие затруднения, то – с красным ведром.
Если ничего не поняли, то с синим ведром.
 
Спасибо всем за работу на уроке! Дети высказываются
Ребята выбирают снеговиков и прикркепляют к листус зимним пейзажем на доску. Регулятивные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.