Презентация по математике по теме: Литр. Сколько литров? (4 класс)

Конспект урока по математике в 4 классе. Программа ПНШ
Тема урока «Литр. Сколько литров?»
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Дидактические: - Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра; - Обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы. 2.Развивающие: - Учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; - Актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; - Учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; - Развивать логико – математическую речь. 3.Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе; - Развивать внимание.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные
создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;
Метапредметные
формировать интерес к новому учебному материалу;
учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов
развивать коммуникативные навыки
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: поллитровая и литровая банки, двухлитровая кастрюля, чашка, миски, фонограмма физкультминутки. Тип урока: сообщение новых знаний. Форма урока: урок - практикум


Этапы работы
Содержание этапа
Время

1.
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу;
-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы: словесные.
Добрый день! Я рада видеть вас на уроке математики!
(Слайд 2)
Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Математика!
Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
(Слайд 3)
Ребята, подумайте, на какую оценку вы хотели бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях.
Ребята у вас на партах лежат «Словарики настроений» , найдите в
списке прилагательные , которые описывают ваше настроение и объясните свой выбор.

3 мин.

2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно решать задачи на нахождение вместимости.
Цели, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схемы, краткие записи и др. модели) на нахождение вместимости, выявить затруднения в деятельности учащихся.
Методы организации работы: фронтальный опрос.
Методы стимулирования: похвала.
Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.
Дома вы должны были решить 2 задачи на нахождение вместимости. Задача № 298. Вместимость какого предмета вы определяли? (Кастрюли) Что было известно о вместимости кастрюли? (15 стаканов) Вместимость кастрюли в каких единицах измерения надо было определить? (В чашках) Что было известно о соотношении чашек и стаканов? (4 чашки=5 стаканов) Все справились с задачей? Что помогло в решении задачи? (Построение модели)
1 ученик идет к доске и строит модель и записывает решение задачи.
15:5=3 (раза)
4х3=12 (ч.)
Ответ: 12 чашек.
Задача № 299. О вместимости чего говорится в задаче? (Куба) Что знаем о сторонах куба? (Одинаковые) Прочитайте 1 вопрос задачи. Как на него ответили? (60:2=30см) Прочитайте 2 вопрос. Как на него ответили? (60:3=20 см) Прочитайте 3 вопрос. Как на него ответили? (60:4=15 см)
Поставьте себе отметку карандашом на полях, а мне покажете смайликом.
5 мин.

3.
А)
Изучение нового учебного материала.
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о понятии «вместимость».
Цель, которую ставит перед собой учитель:
организовать работу по повторению сведений о понятии «вместимость», создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Метод: беседа.
С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке математики? (Вместимость)
Что такое вместимость? (Вместимость-это объем жидкости, которая заполняет данный сосуд.)
На прошлом уроке мы решали задачи на нахождение вместимости с помощью каких предметов? (Чашки, стаканы, банки, вёдра.)
2 мин.

Б)
Определение темы и постановка целей урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
сформулировать тему и цели урока.
Цель, которую ставит перед собой учитель: подвести учащихся к формулировке темы и определению целей урока.
Метод: беседа.
создание проблемной ситуации
Совместное открытие новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить представление о единице вместимости – литре.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение знаний о «литре».
Методы: иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником.
Ребята, у меня на доске на карточках записаны слова: весы, длина, сантиметр, масса, линейка, вместимость, килограмм. Разбейте эти слова на группы и объясните свой выбор.
(1 группа – масса, весы, килограмм. 2 группа – длина, линейка, сантиметр.)
Масса измеряется с помощью весов, единица измерения массы – килограмм. Длину измеряем линейкой, единица измерения – сантиметр. Почему слово вместимость не отнесли ни к одной группе? (Не знаем единиц измерения).
Что вы видите на столе? (вода в кувшине, в кастрюле, в миске)
Как вы думаете, где больше воды, а где меньше?
Почему? (ответы детей)
Предлагаю вам разделиться на группы и измерить количество воды в каждой ёмкости определёнными мерками.
(Дети разделены на 3 группы. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы кастрюля 2 литра, у третьей группы банка миска. В каждой ёмкости налито 1л воды. Одна группа измеряет воду литровой банкой, другая – поллитровой банкой, а третья – кружечкой.)
Б) самостоятельная работа в группах
Учитель: - Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению.
Учитель:- Давайте проверим, как вы измерили.(учитель записывает данные на доске)
1 группа 1 мерка
2 группа 2 мерки
3 группа 7 мерок
Учитель: - У кого воды больше?
-У третьей группы 7 мерок, значит у них воды больше.
-Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.
- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.
Учитель:- Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости
- Это литр
Учитель:- Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. Аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?
-Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было.
Нужна специальная единица измерения емкости)– Что значит специальная – стандартная, принятая в математике.– Может быть вы догадались, о какой единице измерения емкости идет речь (Высказывания учащихся) Как мы можем проверить свои предположения? Что на уроке нам помогает? (Учебник)
(Слайд 4)
– Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое литр. Научиться решать задачи с новой единицей измерения – литр.)

2) Работа по учебнику стр.88.
– Прочитаем № 300 стр. 88 до картинок.– О чем беседовала Маша и Миша?– Что же такое ЛИТР? (Единица вместимости). Ребята, у слова литр поставлена звездочка, что это значит? (Посмотреть в словарике).
Прочитаем определение термина «литр» в словаре на стр. 118.
Прочитайте вопрос ниже картинок
Учитель:- Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?
-Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.
-В литровых пачках продают молоко и кефир.
-Папа на заправке покупает бензин в литрах.


3 мин.

В)
Сообщение темы урока
Совместное открытие новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить представление о единице вместимости – литре.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение знаний о «литре».
Методы: иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником.
Прочитайте вопрос ниже картинок.
(Слайд 5)
А знаете ли вы откуда произошло слово «литр»?
(Слайд 6)
Термин «литр» введён в честь француза Клода Эмиля Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.
7 мин.

4.
Физминутка.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.
Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
(Слайд 7)
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
1 мин.

5.
Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по применению умения решать задачи на нахождение вместимости, выраженной в литрах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, работа с учебником.
Решение задач.
№ 301.
– О чем задача? (О соке)– В чем был сок? (В пакетах)– Одинаковые ли были пакеты? (Литровые, двухлитровые)– Сколько упаковок с литровыми пакетами? (3)– По сколько штук было в каждой упаковке? (По 12 пакетов)– Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами? (2) – По сколько пакетов было в этих упаковках? (По 8 пакетов)Запишем краткое условие задачи. (Ученик работает у доски)
Литровых – 3 упаковки по 12 п.            Двухлитровых – 2 упаковки  по 8 п.
  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]? л

– Чтобы узнать общую вместимость всех привезенных пакетов сока, что нужно знать? (Сколько литровых пакетов и  двухлитровых)
Как вычислить число литровых пакетов (12 . 3 =  36 (п.))
Как вычислить число двухлитровых пакетов (8 . 2 = 16 (п.)).
Как после этого можно вычислить общую вместимость: (1 . 36 + 2 . 16 = 68 (л)).
Запись решения задачи самостоятельно.
Самопроверка по слайду 8.
Оцените свою работу. (Показ смайлика)
№ 302
Самостоятельное чтение задачи.– О чем задача? (О молоке)– О каких трех величинах говориться в задаче? (Цена, количество, стоимость)– Какие числовые данные известны? Расставим их в таблице. Ученик работает у доски.
Цена
Количество
Стоимость

15 руб./л
? л
? (100 руб.)

Как найти количество товара, если известны стоимость и цена? (Надо стоимость разделить на цену)
Решение запишите самостоятельно.
Самопроверка по слайду 9.
Оцените свою работу. (Показ смайлика)
10мин.

6.
Физминутка для глаз.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять усталость и напряжение с глаз.
Смотрит вправо – никого
Смотрит влево – никого.    
Раз-два, раз-два –                
Закружилась голова.            
Глазки закрывали,               
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,             
Вверх посмотрим, да-да-да.    
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза, 
Отдыхать пришла пора.               
1 мин.

7.
Самостоятельная работа.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться применять полученные знания.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на применение нового знания.
Метод: разноуровневая самостоятельная работа.
(Слайд 10)
Задача для 1 уровня.
В трех одинаковых бидонах 93 литра молока. Сколько литров молока в пяти бидонах такой же вместимости?
Задача для 2 уровня.
В бочке на 24 л кваса больше, чем в бидоне. Сколько литров кваса в бидоне, если в бочке его в 5 раз больше, чем в бидоне?
(Каждую задачу решают на обратной стороне доски ученики). Проверка.
Самооценка.
7 мин.

8.
Подведение итогов урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.
Метод: беседа.
(Слайд 12)
Какие цели мы ставили в начале урока?
– Мы достигли этих целей?– Поднимите руку, кто запомнил, что такое литр?
Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание?– Какие трудности возникали?– Кто на уроке был самый активный? – Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока?
Выставление отметок активно работавшим ученикам на уроке.
3 мин.

9.
Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо эмоционального состояния.
(Слайд 13)
С каким настроением вы уйдете с урока?
(Учащиеся показывают смайлики)
1 мин.

10.
Задание на дом.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
№ 303.
2 мин.

11.
Резервный материал.
(Слайд 11)
Задача на смекалку.
Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой. Не переставляя стаканы, сделай так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались.




var bid = 'lAPf5UGvzVMReKvjgAdR';
var sid = '5815';
var async = 1;
type="text/javascript" src="https://v.advcoder.ru/news.js"
var bid = '2YLITVU67hvTuBrbQ77D';
var sid = '5815';
var async = 1;
type="text/javascript" src="https://v.advcoder.ru/news.js"“ђ Заголовок 115