Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Полет в космос

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ПОЛЕТ В КОСМОС»
Цель: закрепить знания детей.
Задачи: образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звуко - буквенный анализ, отвечать полным ответом;
развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;
воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности. Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов, мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; карточки со словами;  учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
- Давайте с ними поздороваемся.  Эмоциональный настрой.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
 Беседа о времени года.
–Какое сейчас время года? – Время года весна. – Весна какая? – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. – Какие весенние месяцы вы знаете? – Март, апрель, май. – Какой сейчас месяц? – Сейчас месяц апрель. 2.  Основная часть.
Воспитатель. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики.) Правильно. Почему этот праздник так называется? (Это праздник космонавтов.) Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники. Кто такие космонавты? (Ответы детей.) До того, как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами. Как вы думаете, почему человек хотел полететь в космос? (Ответы детей.) Педагог обобщает ответы детей, рассказывает: «С древности люди, наблюдая за небом и звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, чтобы наблюдать за звездами. Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты. Какие планеты вы знаете? (Луна, Меркурий, Венера, Марс и др.) Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах, похожи ли жители планет на землян. Чтобы узнать это, надо долететь до планет. На самолете можно полететь в космос?» (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям отобрать из предложенных картинок те, на которых изображены космические летательные аппараты (ракета, космический спутник). Воспитатель рассказывает, что изобрели эти летательные аппараты великие русские ученые: ракету Константин Эдуардович Циолковский, а космический спутник – Сергей Павлович Королев.
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами отправимся в космическое путешествие. В пути нас ожидает много интересных заданий.
За каждое выполненное задание мы будем получать звезду и в конце занятия мы узнаем, какая книга будет вашим первым помощником в школе.
Кто же первым полетел в космос? (Собаки – Белка и Стрелка, затем человек – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.)
Прежде чем отправиться в полёт, космонавты проходят специальную подготовку. (У космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым.) А мы с вами проведём речевую подготовку.
Игра «Назови противоположные по смыслу слова»
Вам надо подобрать противоположные по смыслу слова, которые начинаются со звуков [м], [м']. Если звук в слове мягкий, то дети поднимают зеленую карточку, если твердый – синюю. За правильный ответ дети получают «посадочный талон».
Война – мир, ссориться – мириться, быстро – медленно, твердый – мягкий, взрослый – младенец, свет – мрак, глупый – мудрый, большой – маленький, много – мало, глубоко – мелко, прозрачный – мутный.
Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку. До Луны не может птица долететь и прилуниться. Но зато умеет это делать быстрая (ракета)
Правильно, ребята, мы полетим на ракете. У нас три ракеты. Я раздаю вам посадочные талоны. На первой ракете полетят те, у кого в талоне слово, состоящее из одного слога. На второй из двух, на третьей из трёх.
Дом, Марс, лес, хвост, дождь.
Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. 
Молодцы, все справились с заданием, за это получаем первую звезду с буквой (А). Заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое? Наши ракеты не могут взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слов.
Что такое предложение? (Составление предложения – В добрый путь, ребята!)
Составьте схему предложения.
За это задание вы получаете вторую звезду. (З).
Наши ракеты теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)
На нашем пути планеты. Какие планеты вы знаете? (Луна, Меркурий, Венера, Марс и др.) Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему. Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая. Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета. Земля – есть вода, кислород, растения и животные. Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками. Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты. Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами. Уран – «лежачая планета». Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете. Плутон – самая дальняя планета.
На первой планете разместились слова. Можно назвать их предложениями? Почему?
Составление схем предложений.
корабль, на, летит, космический, луна
мы, земля, живём, планета, на
девять, вокруг, вращается, солнце, планет
– Составьте предложения с этими словами. (Составление предложений и схем) Молодцы, справились с заданием. За это вам третья звезда (Б).

Физкультминутка. Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь. Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
Что вы знаете о звездах? (Звёзды - это раскалённые газовые шары. Солнце -это звезда. Не все звёзды белые, хотя увидеть на ночном небе это трудно. Звёзды бывают ещё и красными, жёлтыми или голубыми.
Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд? (Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).
Гимнастика для глаз
Давайте нарисуем звезду глазами
Подберите родственные слова к слову звезда.
– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
– Что такое родственные слова?
Слова родные друг другу, у них общий смысл.
– Как понимаете слово звездопад? – Какое это слово простое или сложное? – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.  – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (Б). А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что. Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора – Это чёрная (дыра)
 Преодолеть её мы сможем только, выполнив задание. Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадку вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки? На какие группы делятся согласные звуки? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?
Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света,
А зовут объект (комета) Проверка (один рассказывает, другие проверяют).
Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2 ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.
Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду. (У)
- Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них буква. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.
Задание назвать слова, начинающиеся со звука [к], [с] на космическую тему. (Космос, комета, космонавт, космодром, Солнце, Сатурн, скафандр, спутник, скопление)
За знание космических слов следующая звезда с буквой. (К)
 Игра «Составь слова из букв». (название книги)
Вот мы и закончили наше путешествие, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какая книга будет вам помогать изучать грамоту в школе. (АЗБУКА)
Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились И на Землю приземлились. 3. Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками!
За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть в пути?
Какое из них показалось вам самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
Кто занимался хорошо?












Заголовок 1 Заголовок 415