Казахстан в системе Гулага. Политические репрессии


Школа №28 имени А. МолдагуловойУчитель Аманкелдиева Индира КеримкуловнаПредмет история Казахстана
Класс 11 «А» Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Дата 25.02.2016 г
Тема урока « Казахстан в системе ГУЛАГа. Политические репрессии1920-1940гг. в СССР и Казахстане»
Цель урока Дать представление о политических процессах в 20 – 30 годы
Задачи урока - формировать представление о негативной сущности сложных политических
процессов Советской власти 20-30 годов. Научить учащихся разбираться всложных политических процессах, содействовать выработке собственной
оценки происходящих событий.
- Продолжить формирование умений самостоятельной учебной
деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками.
- воспитывать у учащихся отношение к свободе как высшемудостижению человеческого духа и современной культуры.

Критерии успеха знают:
содержание и значение реформ понимают: влияние принятых реформ на социально – экономическое развитие Казахстана умеют: анализировать, обрабатывать информацию, критически мыслить
Тип урока комбинированный
Форма урока урок - конференция
Оборудование Интерактивная доска, презентация, видеоролики, карта Республики Казахстан, слайды к уроку; тексты документов, учебник, портреты, стикеры, маркеры,тестыМодули Обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование информационно – коммуникативных технологий преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей, обучение одаренных и талантливых, новые подходы в обучении.
Этапы урока Ход урока Время
I
Организационный момент Вступительное слово учителя. У каждого времени свои вопросы.
Каждое поколение ищет на них ответы – и в прошлом тоже…
Сегодняшний урок - тому подтверждение. 1 м
II
Проверка домашнего задания Тесты из 10 вопросов
Тесты закрытого типа
1.В годы массовых репрессии особенно пострадали
а) деятели сферы архитектуры
в) казахская творческая интеллигенция
с) деятели искусства
д) работники сельского хозяйства
е) работники тяжелой промышленности.
2.В 1937 году с Дальнего Востока были переселены
А) корейцы
в) китайцы
с) японцы
д) вьетнамцы
е) немцы
3. В каких ситуациях в Казахстан прибыло представителей 102 наций и народностей
а) освоение целины
в) в годы войны
с) в годы коллективизации
д) в годы индустриализации
е) все перечисленное
4. Когда Казахстан отмечает день памяти жертв политических репресий?
А) 31 марта
в) 2 марта
с) 5 марта
д) 21 марта
е) 30 марта
5. В каком лагере сидели дети и жены репрессированных интеллегенцийа) Гулаг
в) Степлагс) Алжир
д) Карлаге) все перечисленное.
6. Национальные лидеры, высказываюшие колониальную суть политики и власти, обвинены как
а) террористы
в) националисты
с) шовинисты
д) инакомыслящие
е) космополиты
Тесты открытого типа
1.В период 30-30-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали - Внесудебные органы «тройки»
2. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику согласно Конституции
1936 года.
3. Выездная сессия Верховного суда РСФСР по сфабрикованному делу строителей «красной столицы» провела процесс группы талантливых инженеров - Буддаси, Голдгором, Тынышпаевым.
4. В апреле 1930 года коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы - ЖусупбекаАймауытова.
Ответы: 1 в, 2д, 3а, 4е, 5с, 6д, 7 органы тройки, 8 1936, 9 Буддаси, Голгор, Тынышпаев, 10 Жусупбек АймауытовБанк слов
Репрессия – карательная мера государства против своих граждан, нарушавшие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.
НКВД - народный комиссариат внутренних дел. Создан в 1934 году.
ГПУ- государственное политическое управление
Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Создан в 1927 году
Диктатура -  форма осуществления власти, при которой правитель, осуществляет своё правление прямым, директивным путём.
Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников.
Депортация-насильственное переселение группы людей или народов в виде наказания.
Говорят цифры
1 декабря 1934 год
44 - Сколько депутатов было избрано в декабре 1937 г. в Верховный Совет СССР от Казахской ССР?
лет заключения -в апреле 1930 г. осудили к расстрелу с заменой на10 лет заключения, в результате он скончался в Соловецком лагере в 1935 г.? - М. Дулатов.
4. 15 июля 1938 г. - открыл первую сессию Верховного Совета КазССР 5.15 июля 1938 г. - Жамбыл Жабаев.
Исторический портрет
Филип Исаевич ГолощекинВладимир Ильич Ленин (Ульянов)
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)
Никита Сергеевич Хрущев
Сергей Миронович Киров
10 м
1 м
III
Повторение раннее пройденного материала Инсценировка.
Раздается стук в дверь, заходит ученик.
Ученик. Можно?
Учитель. Ты почему опоздал?
Ученик молчит. В классе шепот.
Учитель. Ты почему молчишь? Где ты был?
В ответ молчание. Ученик опускает голову еще ниже.
Раздается реплика:
-Сегодня ночью арестовали его отца.
Раздается вторая реплика:
- Он сын врага народа!
Учитель. Проходи, садись!
Ученик идет на свое рабочее место. Рядом сидящий ученик не пускает
его на это место. Ученик идет на другое свободное место, оно тут же
занимается другим учеником. Обескураженный опоздавший стоит, понимая,
что места в классе ему нет…
Учитель. Мы не погрешим против истины, если скажем, что такие
ситуации в 30-е годы прошлого столетия были частыми.
(Обращается к опоздавшему ученику.) Что ты почувствовал на месте своего героя?
Ответ. Мне стало страшно!
Учитель (вопрос к аудитории). А чем объясняется ваше поведение?
Ответы:
- Сейчас мне за себя стыдно, но я боялся сидеть рядом с ним. А вдруг от
меня отвернутся все остальные!
- Я был как все!
- Мне его жаль, но поступить иначе я не мог, ведь он сын врага народа!
Учитель. Всего лишь минутное возвращение к событиям тех трагических лет. Как страшно! Кровавые судьбы не только отцов, но и детей, вычеркнутых из жизни за «преступления отцов».
Устно
Ярлык «Враг народа»?
«Инакомыслящие»
Причина репрессий
3. Органы
Какие органы к ним относились? Назовите их.
1. Наркомат внутренних дел.
Создан в 1934 г. Объединял под своим руководством органы
госбезопасности, милицию, пограничные и внутренние войска, ГУЛАГ.
2. Верховный суд СССР.
Высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему.
Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей
инстанцией для всех других судов государства.
3. Главное политическое управление.
Создано 6 февраля 1922 г. после упразднения ВЧК, функции которого
были переданы созданному при НКВД ГПУ. В 1923 г. ГПУ преобразовывается
в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) и
выводится из состава НКВД.
4. «Тройки» ГПУ.
Особые совещания, куда входили секретарь райкома, работник НКВД и
судья. Суды проходили в течение 10-15 минут, выносились, как правило,
смертные приговоры.
5. Верховный суд РСФСР.
Высший судебный орган РСФСР по гражданским, уголовным,
административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
6. Верховный суд КАЗССР
7. Особое совещание НКВД
Внесудебный орган.
Формула «ПОПС»
Позиция – я считаю, что
Объяснение - потому, что
Пример – я могу доказать это на примере
Следствие – исходя из этого я делаю вывод
10 м
IV
Усвоение нового материала Вводное слово учителя
Интересный факт. В декабре 1927 года состоялся 15 съезд
ВКП. Из Сталинграда в подарок съезду прислали стальную метлу, чтобы
«выметать» оппозицию. Н.С. Хрущев вспоминал: «Рыков взял эту метлу и
сказал: "Я эту метлу передаю тов. Сталину, пусть он выметает ею нашихврагов"».
Карательные органы в руках Сталина были той метлой, с помощью
которой он боролся с инакомыслием.
Сегодняшний урок мы проведем в форме пресс-конференции.
Это даст нам возможность глубже понять то время, раскрыть психологию
людей, понять, как и почему происходило бесправие.
Историю делают люди. И наша задача в ходе работы пресс-конференции доказать, что правда должна восторжествовать, какой бы горькой она ни была.
Учащиеся задают вопросы корреспондентам различных СМИ.
1Вопрос корреспонденту газеты «Аргументы и факты».
Почему сталинский режим установился в нашей стране? Каковы его объективные и субъективные причины?
Ответ: С конца 20-х годов в стране совпали два процесса. С одной
стороны, развернулась гигантская промышленная стройка, изменился уклад
жизни десятков миллионов городских и сельских жителей, возросла роль
политики, проводимой центральными органами власти.
С другой – все решительнее преодолевались огромные трудности на этом пути, все беспощаднее подавлялось вольное или невольное сопротивление.
Второй тотальный кризис власти, наступивший в конце 20-х годов,
свидетельствовал, что вокруг партийных и государственных органов росло
недоверие, отчужденность, враждебность. В ответ – политика подавления,
насилия, массового террора.
2 Вопрос корреспонденту «Казахстанской Правды».
Почему Казахстан стал краем лагерей?
Ответ: с.196
3Вопрос корреспонденту «Хабар».
Что представлял собой архипелаг ГУЛАГ? Какую роль он сыграл в экономике страны, «в буднях великих строек»?
Ответ: с. 197
4 Вопрос корреспонденту газеты «Страна и мир».
Карлаг с. 198
Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей, подчинявшийся ГУЛАГу и находившийся на территории Карагандинской области.Был создан в 1930 году на территории трех районов Карагандинской области. В документах он назывался совхозом НКВД «Гигант». В 1931 году, 19 декабря, на базе совхоза был организован Карлаг.
ЗА ЧАШКУ БАЛАНДЫ И ПАЙКУ ХЛЕБА- Во время освоения (колонизации) национальных окраин СССР нужна была дешевая рабочая сила. За чашку баланды (жидкого супа, непригодного для нормального человека) и пайку хлеба сотни тысяч заключенных создавали национальное богатство страны. Всего в Карлаге существовало 29 отделений.- Позже, после войны, пополнили состав заключенных «врагов народа» арестованными на присоединенных территориях эмигрантами, пленными советскими военнослужащими, отсидевшими в гитлеровских лагерях. Огромную часть заключенных Карлага составляли политические - «враги народа», жертвы 58-й статьи уголовного кодекса РСФСР. Путем ротаций - то есть одних привозили, часть болела, часть увозили в другие лагеря, часть умирала - за 28 лет существования Карлага через него прошло 999 тысяч человек. ТЫСЯЧИ РАССТРЕЛЯННЫХ- Есть данные, что в Карагандинской области и в Карлаге по приговорам «тройки» и 58-й статье с 1932 по 1951 год органами НКВД было расстреляно около пяти тысяч человек.
  УНИЧТОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО НАРОДА Большинство заключенных составляли люди обычные, которые никогда не занимались политикой. Они никогда не читали газет, честно работали на государство. В Карлаге сидели люди знаменитые, известные ученые, художники и врачи. Но у них есть и будут свои исследователи. Их фамилии останутся в истории. А фамилии простых людей забудутся вместе со временем. Это собственная власть уничтожала собственный народ. То преступление, которое совершил Сталин, еще более тяжкое, чем преступление Гитлера, - КОПАЛИ ГЛУБОКУЮ ЯМУ...Умирало по несколько человек в сутки. Копали яму глубокую и широкую, чтобы вместилось не меньше 20–25 человек. Бросали голых, куда голова, куда ноги, куда руки...Это были скелеты, обтянутые кожей. Невозможно было столько выкопать могил, сколько в сутки умирало людей. Ведь условия были ужасные. Голод, холод, вши, клопы и непосильный труд».Просмотр видеооликаДЕТГОРОДОК
 «Мамочкино кладбище», место захоронения детей узников Карагандинского лагеря. Поселок Долинка Карагандинской области, сентябрь 2006 года.
Недалеко от Долинки, позже в советское время это был совхоз «Карагандинский», на центральной усадьбе его находились огромная женская зона ЦПО и детгородок, где содержались дети заключенных матерей до двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать ребенка.Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.Сейчас там свалка, но кое-какие следы захоронения остались. Хоронили заключенных и детей «пачками», без гробов, вместо памятника столбики с дощечками – на них номер, а то и вовсе без ничего.
 Везли их по жарким степям в наглухо закрытых телячьих вагонах, где для всего вагона стояла одна туалетная бочка. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Уже в вагонах люди стали умирать и покойников везли в месте с живыми до места назначения. И опять из вновь прибывших были отобраны наиболее крепкие парни и девушки для строительства дороги Караганда - Балхаш. Дневная норма (даже зимой) на каждого строителя была - 8 тонн грунта. Инструмент - тачка, лом, кирка, совковая лопата. Не выполнившим норму урезали паек. И люди падали замертво. Могилы им не копали, а клали прямо в железнодорожную насыпь и засыпали грунтом, Так, что дорога эта от Акмолы до Балхаша буквально на костях стоит.
Итак, 52 тысячи крестьянских семей были привезены летом, и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области и брошены под открытым небом на произвол судьбы - ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Селились люди в наскоро вырытых ямах, которые копали себе сами, укрывая их ветхим тряпьем, чтобы можно было самим в них укрыться от знойного солнца и иссушающего степного ветра. И этим необыкновенно жарким летом 1931 года от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А остальные, начиная с 10-летних детей и заканчивая стариками, были, мобилизованы на сооружение земляных бараков.
 
Бараки к зиме достроить не успели, и в Ноябре, когда уже выпал снег и трещали морозы, началось заселение в недостроенные, не утепленные и не отапливаемые бараки, в которых не было порой даже крыши. В бараки, площадью 50 кв. м. заселяли по 100 и более человек. И зимой 31-32 гг. прошла волна массовой смертности. Г лавными губителями людей были холод, голод, повальный тиф, цинга.  В результате чего в поселках - обсервациях вымерло более половины от общего количества крестьян. Впрочем, учета умирающих никто не вел. Были лишь при комендатурах похоронные команды, которые собирали покойников на телеги и сваливали их во рвы, вырытые на окраинах поселков.
Поздней осенью 1932 года взамен погибших спецпереселенцев в Осакаровский район, где повымерзли почти все, пришло пополнение – несколько эшелонов репрессированных кубанцев. А в 1933 году, когда почти на всю страну обрушился голод, по спецпереселенцам прошла новая волна смертей.
Что же сказать о планах первых пятилеток? Конечно, они были выполнены. Первоцелинники - спецпереселенцы освоили тысячи и тысячи гектаров целинных земель, к середине 30-х годов на территории Карагандинской области и Осакаровского района создали 25 экономически крепких колхозов и разработали первые шахты Карагандинского угольного бассейна.
 Но если попытаться подвести итоги и назвать число загубленных здесь в 1931-1933 годах крестьян - спецпереселенцев то, исходя из того, что из каждых четырех человек здесь выжил только один, окажется, что в наскоро отрытых на окраинах спецпоселков рвах и под железнодорожной насыпью от Акмолы до Балхаша, вот уже шестьдесят с лишним лет покоится прах примерно четырехсот тысяч крестьян и их детей.Степлаг с. 198-199
Степлаг (Степной лагерь), Особлаг (Особый лагерь) № 4 — лагерь для заключенных в системе ГУЛАГ, располагавшийся в г. Джезказган Карагандинской области Казахстана. Численность заключенных на начало 1954 — 21 090 человек. В 1954Степлаг стал местом крупнейшего в истории ГУЛАГ восстания (Кенгирское восстание заключенных), подавленного с применением танков. В 1956 (по другим данным 1958 Степлаг был ликвидирован, но его узники остались на принудительном поселении и должны были регулярно отмечаться в милиции.Алжир с.199
Акмолинский лагерь жён изменников Родины (А. Л. Ж. И. Р.) — разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ (1938—1953). Крупнейший советский женский лагерь, один из 3 «островов» «Архипелага ГУЛАГ 
 Второе название, бытовавшее в народе - «26 точка». Данное название связано с тем, что лагерь находился в 26-ом посёлке трудопоселений. Состав заключенных, большая часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486, то есть  члены семей изменников Родины(ЧСИР).
 Открытие лагеря прошло в начале 1938 на базе 26-го поселка трудопоселений как исправительно-трудовой лагерь «Р-17». В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было окружено  рядами колючей проволоки, по периметру  расставлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озера, в котором росли камыши. Зимой камышами отапливали бараки.
 10 января 1938 года в лагерь поступили первые этапы. Процедура ареста происходила, по определенной схеме. Жен арестовывали позднее мужа, поскольку вынести приговор жене могли только после осуждения мужа. Иногда в число ЧСИР входили и ближайшие родственники – сестры, родители, дети. Так, например, в одном лагере могли находиться   мать и дочь. 
В лагере существовали специальные условие, в частности была запрещена всяческая переписка, получение посылок. Существовал специальный запрет на работу по специальности, но большинство женщин с «нужными» лагерю профессиями все же трудились по специальности. Большинство больных людей, детей и стариков работали на швейных и вышивальных фабриках.
Музыканты, поэты, учителя были заняты на сельскохозяйственных полях, а также в качестве подсобных рабочих на стройке.
 Первые годы существования в  лагере, были самыми тяжелыми для заключенных. Теснота, тяжелая работа, непривычный быт - все это делало жизнь особенно мучительной. 
В 1953 году 17-е акмолинское лагерное отделение Карлага было закрыто.
5 Вопрос корреспонденту радио.
Были ли факты сопротивленияполитике сталинского режима?
Ответ. Да, были. И единичные выступления, и массовые сопротивления,
но очень мало. Дипломат Раскольников, написавший открытое письмо Сталинув 1939 году, в котором беспощадно разоблачал репрессивный режим. Г.К.
Орджоникидзе, нарком тяжелой промышленности, покончил с собой, потому
что «дольше не может так жить».
Восстания заключенных Горлага (Норильск) 1953 г. Заключенные
работали на строительстве Норильского горно-металлургического комбината.
Рабочий день начинался в 7 часов утра и заканчивался в 21 час.
Работали без выходных, в любое ненастье, никакие болезни и жалобы не
признавались. В восстании участвовало 30 тыс. человек. Это было первое самоекрупное движение неповиновения, которое было жестоко подавлено.
Дополняет ученик – участник конференции. Вы не сказали еще о том,
что диктатуре сопротивлялись все слои общества: ученые, военные,
колхозники, рабочие. В 20 - 30-е гг. некоторые партийные работники пыталисьпредать гласности предложение Ленина о необходимости снять Сталина с постаГенсека, но поплатились за это жизнью. Прокурор Акулов был расстрелян зато, что требовал усилить надзор за работой НКВД. Были уничтожены 74прокурора, не давших санкций на незаконные аресты.
Не могли примириться со сталинским режимом и многие деятели
культуры и науки. Они не были политиками, не вели политических дискуссий,но выражали свой протест в поэтической, художественной форме. ПоэтМандельштам написал стихи про «кремлевского горца, душегуба». Поэт был уничтожен, профессор Бекмаханов якобы извратил национальную историю.
Учитель. Репрессивная машина продолжала ломать человеческие судьбы
не только в 30 - 40-е годы, но и позднее.
6 Вопрос корреспонденту «Северный Казахстан».
Как именнонарушались права граждан в нашей республике? К каким результатамприводили эти нарушения?
Ответ: В сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б) был назначен Ф.И. Голощекин, именно с его именем связаны репрессии 30-40 годов в Казахстане. Поиск «врагов народа», нетерпимость к инакомыслию и инакодействию, укрепление культа личности И. Сталина, а в Казахстане - еще и Голощекина стали результатом физического уничтожения национальной интеллигенции, руководящего состава республики.
В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных националистов» - бывшие деятели Алаш-Орды - 4297 чел. Для развязывания уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства - от шельмования имен в средствах массовой информации до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы были видные деятели науки и культуры - А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфул-ллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. другие. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилеев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные (А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.), отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш-Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
Другая группа представителей национальной интеллигенции -около 40 чел. - была арестована в сентябре-октябре 1930 года. Вскоре 15 из них (М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, X.Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально-Черноземную область России. В этой обстановке И. Сталин его соратники решили разом покончить с вероятной оппозицией не только в центре, но и в национальных республиках. Как свидетельствуют дела так называемых «национал-фашистов», репрессированных в 1937-1938 гг., в число сфабрикованных дел попали и те, кто в свое время отстаивал интересы Казахстана, открыто выражал протест по поводу массовой гибели казахского населения в 1931-1933 гг. Показательные судебные процессы 1937 года проводились в Урджарском, Пресновском и других районах республики. Большой резонанс получил судебный процесс над А. Асылбе-ковым, Н. Нурсеитовым, М. Гатаулиным и другими руководителями Карагандинской области, состоявшийся в ноябре 1937 года. Однако судьбы основной массы «врагов народа» решались тайно, на заседаниях Военной коллегии Верховного Суда СССР, на Особых совещаниях НКВД и в так называемых «тройках» и «двойках».
7 Вопрос корреспонденту «Асошейдет пресс».
Как были восстановлены имена безвинно осужденных?
Ответ: с.200
После выхода в свет Закона РК "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" от 14 апреля 1993 года начался новый этап процесса реабилитации безвинно осужденных. Данный закон предусматривает восстановление в гражданских правах жертв реп-рессий, устранение иных последствий произвола со стороны государства, обеспечение компенсации материального и морального ущерба. Ученик: В Казахстане проживает более 60 тысяч человек, выживших в сталинских репрессиях, из них 3200-акмолинцы. По всей стране выпущены "Книги скорби" и "Книги памяти", в которых опубликованы списки осужденных к высшей мере наказания, данные на лиц, репрессированных по политическим мотивам. Живые цветы несут многие казахстанцы к подножиям гранита и бетона обелисков в местах массовых казней и бывших лагерей. Учитель: Продолжается работа по реабилитации невинно пострадавших соотечественников в суровые годы лихолетья. Это важный политический вопрос, от решения которого зависит авторитет и имидж страны в глазах широкой общественности. Немало предстоит еще сделать для того, чтобы благодарные потомки могли с гордостью сказать - уроки истории не прошли даром и наше молодое суверенное государство стало действительно правовым, а его законы стоят на страже прав и интересов граждан.Ученик: В 1999 году во всех областях Казахстана сооружены мемориалы. 31 мая повсеместно к местам памятных знаков и монументов в "узловых" точках гигантской сети сталинского ГУЛАГа и местам массового упокоения его жертв пережившие репрессии, их дети, общественность съезжаются на траурный митинг. У мемориалов проходят церемонии возложения венков и цветов. В том числе и по Акмолинской области открыты в печально памятных местах мемориальные комплексы и памятники жертвам репрессий.Учитель:  закончить наш урок мне бы хотелось, так
20 м
V
Закрепление нового материала Обратная связь 321
3момента, которые вам запомнились
2 понятия
1 вопрос 8 м
VI
Подведение итогов Учитель: закончить наш урок мне бы хотелось, так
Всем,кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
5 м
VII
Домашнее задание §42 с.196-200 №4
1 м
Приложение №1
Тесты из 10 вопросов
Тесты закрытого типа
1.В годы массовых репрессии особенно пострадали
а) деятели сферы архитектуры
в) казахская творческая интеллигенция
с) деятели искусства
д) работники сельского хозяйства
е) работники тяжелой промышленности.
2.В 1937 году с Дальнего Востока были переселены
А) вьетнамцы
в) китайцы
с) японцы
д) корейцы
е) немцы
3. В каких ситуациях в Казахстан прибыло представителей 102 наций и народностей
а) освоение целины
в) в годы войны
с) в годы коллективизации
д) в годы индустриализации
е) все перечисленное
4. Когда Казахстан отмечает день памяти жертв политических репресий?
А) 30 марта
в) 2 марта
с) 5 марта
д) 21 марта
е) 31 марта
5. В каком лагере сидели дети и жены репрессированных интеллегенцийа) Гулаг
в) Степлагс) Алжир
д) Карлаге) все перечисленное.
6. Национальные лидеры, высказываюшие колониальную суть политики и власти, обвинены как
а) террористы
в) националисты
с) шовинисты
д) инакомыслящие
е) космополиты
Тесты открытого типа
7.В период 30-30-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали - Внесудебные органы «тройки»
8. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику согласно Конституции
1936 года.
9. Выездная сессия Верховного суда РСФСР по сфабрикованному делу строителей «красной столицы» провела процесс группы талантливых инженеров - Буддаси, Голдгором, Тынышпаевым.
10. В апреле 1930 года коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы - ЖусупбекаАймауытова.
Приложение №2
1709420188595
1592580166370
Приложение №3


4053840202565
-25971570485193484527940

9671051879602997835167005