Конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса Пернатые изобретатели


Тема урока: Пернатые изобретатели.
Цели урока Минимум и максимум
По 1-й линии развития (объяснять мир):
Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц, их приспособлениями к полёту.
Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц;
По 2-й линии развития:
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам Минимум: птица, перо.
Максимум: теплокровные животные.
Оборудование: -мультимедийный проектор, набор перьев в конвертах, бумажные птички в конвертах (по числу учащихся), вода, ножницы
Учебник окружающего мира «Обитатели Земли» 3 класс, авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.104-109
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.50
Методические рекомендации для учителя «Обитатели Земли» 3 класс, авторы: А.А. Вахрушев, О. А. Родыгина, с. 162-171
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
Самостоятельно выбирать цель деятельности
Действовать по плану
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
Проверять и оценивать результаты работы
Составлять план действий
2. Коммуникативные УУД:
Понимать точку зрения другого
Объяснять свою позицию
Извлекать информацию, данную в неявном виде
3. Личностные УУД:
Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
4. Познавательные УУД:
Сравнивать и группировать факты и явления
Определять причины явлений и событий
Делать выводы на основе обобщения знаний
Определять, какая информация нужна для решения задачи
Ход урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап. Мотивация.  Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
  Окружающий нас мирИнтересно познаватьЕго тайны и загадкиМы готовы разгадать!
Проблемная ситуация и актуализация знаний. Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока детьми. Сегодня мы продолжаем разговор о живых участниках круговорота веществ. Предлагаю вашему вниманию зоологическую викторину:
Животные, состоящие из одной клетки.
Сухопутные членистоногие с 6-ю ногами и крыльями.
Животные с 8-мь конечностями плетут паутину.
Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуёй. Дышат с помощь жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру.
Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. Откладывают икру.
Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца.
- А другие группы животных есть?
- Отгадайте загадки и вы узнаете какую группу животных мы будем изучать на уроке.
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда.
И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Скажи ты мне, какой чудак
И днё и ночью носит фрак?
- О ком мы будем говорить на уроке?
- Кто такие птицы?
- А разве только птицы умеют летать?
- Почему вам сложно?
- Какую цель перед собой поставите?
Оцените свои знании о птицах на начало урока.
- Почитайте, как звучит тема урока в учебнике?
- Что значит изобретатель?
Прочитайте диалог Миши и Лены. Какой возникает вопрос?
Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы лететь? - Простейшие.
- Насекомые.
- Паукообразные.
- Рыбы.
- Земноводные.
- Пресмыкающиеся.
- да
- Гусь.
- Страус.
- Пингвин.
- О птицах.
- животные, которые летают…
- нет, насекомые, летучая мышь…
- Пернатые изобретатели.
- Мы эту тему не изучали.
- познакомиться с особенностями строения птиц, образом их жизни, условиями обитания и приспособлением к полёту.
- Пернатые изобретатели.
- Придумывает что-то новое, неизвестное.
(читают)
- Какие приспособления нужны птицам для полёта?
- У них должны быть крылья, они должны быть сильными и лёгкими.
Поиск
решения проблемы и самостоятельное применение знаний.
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому?
В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч т.к. не умеют летать.
- Опираясь на текст учебника, составьте список приспособлений, которые помогают птицам лететь. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
- Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь?
- Какой должен быть скелет?
Демонстрация: если кости будут устроены, как несколько листов бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие? А лёгкие?
- А если они будут устроены так? (Один лист бумаги скрутить трубкой и показать). Такие кости будут крепкие, лёгкие? Какие кости у птиц?
- Есть ли у птиц зубы?
- Как развиты мышцы у птиц?
- Какие передние конечности у птиц?
- Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где её добыть?
– Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце), чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами?
- Благодаря работе сердца и лёгких обмен веществ у птиц идёт очень быстро. Как вы думаете, какая температура тела птиц?
- Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучшее греет? Почему?
- Какой покров у птиц?
Практическая работа в парах:
Дети получают перья, рассматривание структуры строения пера через увеличительное стекло.
- Как бы вы описали перо? Что оно из себя представляет?
- Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным. Возьмите перья со своего стола и попробуйте сами сделать также. Хотите узнать, почему это так происходит?Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.
- Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они называются пуховые. Для чего они служат?
- Найдите у себя на столах перья немного больше, это покровные перья. Почему покровные?
- Маховые перья – самые большие. Почему они так называются, в какой части тела они находятся?
- Есть ещё и рулевые перья. Они находятся в хвосте.
Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц?
- Мы всё узнали о птицах?
- О чём ещё хотелось бы узнать?
- О размножении птиц прочитают ….. на с. 106, а мы поработаем в рабочей тетради, выполните задание № 1, 3 на с. 49
- Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полёта, чтобы оторваться от земли.
Вывешиваются списки с перечнем приспособлений.
- Тело должно быть компактное, небольшое, обтекаемой формы, без резких границ.
- Лёгкий, но прочный скелет, кости полые, наполненные воздухом.
- Вместо зубов – лёгкий клюв.
- Хорошо развиты полётные мышцы, от них зависит, как полетит птица.
- Передняя конечность – крыло. Крылья бывают маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит скорость полёта птиц, наверно, какой полёт птиц. Главное, что крылья дают возможность птицам летать.
- Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные расстояния, бывает, что и далеко. Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во время полёта. Энергию они получают с пищей, поэтому много едят.
- Она должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая.
- Температура тела у птиц высокая, + 40%. Птицы – теплокровные животные.
- Шерсть, мех и перья задерживают тёплый воздух у тела и не пропускают холодный воздух.
- Перья у птиц лёгкие, прочные, упругие, тёплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полёта.
Мы видим, что оно состоит из прочного ствола и опахала (показывает перо птицы). Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке
Дети рассматривают перья с помощью луп.
- пуховые - они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.
- Эти перья покрывают всё тело птицы и создают контур тела.
- Крупные перья в крыльях птиц называют маховыми.
– Значит, хвост является рулём для птицы.
- Перья позволяют опираться на воздух в полёте, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы.
Выводы: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать .Нет
О размножении птиц.
Проверка на экране.
Физкультминутка. Цель – реализация двигательной активности. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложим назад.
- В чём сходство обмена веществ у птиц и человека?
- Что общего у птиц и пресмыкающихся?
- О размножении птиц расскажет…..
- На какие еще группы можно разделить птиц?
- Как вы думаете, с чем это связано?
- Назовите других осёдлых птиц, которых вы можете встретить в нашей местности. - Птицы и люди – теплокровные организмы. У них обмен веществ идёт достаточно интенсивно.
- Птицы так же как пресмыкающиеся откладывают яйца.
- Осёдлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелётные птицы: кукушка. Мухоловка, стриж улетают в тёплые края; свиристель прилетает на зиму с севера.
- С наступлением холодов пищи становится всё меньше и меньше.
- Голубь, ворона, галка, сорока, клёст.
Итог урока. - Восстановите текст, используя слова-помощники.
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Что вы открыли для себя на уроке?
- Какое настроение у вас после урока?
- Дайте оценку уроку.
Оцените свои знания на конец урока. Птицы — пернатые изобретатели.Каждая деталь в строении птицы приспособлена для полета. Её скелет состоит из легких трубчатых костей. Вместо зубов - легкий клюв. Полетные _________________ развиты ________________чем остальные. Главное изобретение птиц – это конечно, перья.Один или два раза в год у птиц наступает период линьки. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух. Для полета нужна энергия. Энергия запасается в виде жировых отложений. 
Рефлексия. Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Жаворонки – вестники весны, тепла, солнца. Кому на уроке сегодня было тепло, интересно, и всё на уроке получилось, повесьте птичек на веточки, у кого были трудности, оставьте птичек у себя, я уверенна на следующем уроке у нас всё получится!