Педагогический проект Формирование эстетического пространства в общеобразовательной школе, направленное на развитие художественно-эстетических качеств учащихся


Педагогический проект
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТ УЧАЩИХСЯ»
«Формирование эстетического пространства в общеобразовательной школе, направленное на развитие художественно-эстетических качеств учащихся»
Определение проблемы
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Современные исследования определяют интерьер класса как одно из важнейших средств эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися. Дизайн интерьера школьных помещений должен быть создан в соответствии с современными требованиями. Так как кабинет является неотъемлемой частью учебного процесса, он должен отвечать задачам предмета.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития обучающихся в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
В результате анализа пространства образовательного учреждения на соответствие требованиям ФГОС к художественно-эстетическому воспитанию детей, были выявлены следующие проблемы: недостаточная укомплектованность или отсутствие натур.фонда, наглядного материала, недостаточное количество методической и учебной литературы для обучающихся по данному направлению, а также, в результате анкетирования родителей, учителей-предметников, учащихся, было выявлено, что предметы художественно-эстетического цикла не являются важными и необходимыми для развития. В то же время уровень культуры у обучающихся находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает потребность в организации художественно-эстетического пространства в общеобразовательном учреждении и развитие художественно-эстетической культуры у всех участников образовательного процесса.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам:
должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности;
должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей;
должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обоснование проекта
Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой, информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия становится школьный кабинет. Школьный учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность учеников.
Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации образования. Так, валеологические параметры оценки кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса.
В то же время в требованиях к средствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в образовательных стандартах. Однако реализация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариативность объектов, из которых предлагается свободно выбирать, и владение выбирающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие – вариативность объектов – зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы.
Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации оснащения кабинета – это прерогатива самого учителя.
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным.
Реализация проекта направлена на формирование эстетического пространства в общеобразовательной школе, благоустройство кабинета ИЗО, создание повышенной комфортности и атмосферы творчества в учебном процессе, способствующей развитию художественно-эстетических качеств, развития культуры учащихся.
Реализация основана на соблюдении принципов художественно-эстетического воспитания в процессе деятельности с детьми и родителями.
В результате работы над проектом будут созданы наглядно-информационная среда; предметно-пространственная среда; мобильная рабочая зона для занятий рисунком, живописью и декоративно-прикладным искусством; организована работа с обучающимися по формированию художественно-эстетической культуры.
Цель проекта: способствовать воспитанию художественно-эстетической культуры учащихся среднего звена МБОУ «Гимназии №1» г. Новосибирска, посредством формирования эстетического пространства в общеобразовательной школе. 
Задачи проекта:
Организация комфортной, эстетически соответствующей образовательной предметно-пространственной среды:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Оборудование рабочего места учителя, приспособленное для быстрой смены деятельности.
Систематизация дидактического и методического материала.
Организация работы с учениками, направленной на формирование художественно-эстетической культуры.
Методы реализации проекта
Формирование художественно-эстетического пространства в образовательной школе невозможно без воздействия на факторы, обуславливающие развитие художественно-эстетической культуры у всех участников образовательного процесса.
Изучив все комплексы возможных факторов, мы определили план работы, необходимый для достижения цели нашего проекта. Его реализацию можно разделить на несколько составляющих, в зависимости от реализуемых задач.
При проектировании предметно-развивающей среды необходимо выделять следующие основные составляющие:
пространство;
время;
предметное окружение.
Сроки реализации проекта: май 2017-июнь 2018гг.
Основные этапы работы над проектом
Этапы Формы работы
1 этап – теоретический Изучение теории через знакомство со специальной литературой по дизайну интерьера, методическими рекомендациями по оформлению кабинета изобразительного искусства.
2 этап – практический Проектирование оформления кабинета и реализация.
3 этап – обобщающий Анализ результативности: влияния созданной среды на повышение уровня мотивации к предметам художественно-эстетического цикла.
Задача: организация комфортной, эстетически соответствующей образовательной предметно-пространственной среды:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Задача: оборудование рабочего места учителя, приспособленное для быстрой смены деятельности.
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Создание инициативной группы по работе над проектом. Май 2017 Руководитель проекта
2 Анализ состояния учебного кабинета изобразительного искусства. Июнь 2017 Инициативная группа
3 Разработка плана мероприятий по реализации проекта с учетом поставленной задачи. Июнь 2017 Инициативная группа
4 Изучение вопроса интерьера учебных кабинетов с учетом санитарных норм. Анализ оптимальных вариантов с учетом потребностей учителя. Июль-Август 2017 Инициативная группа
5 Разработка проекта и его реализация.
Приобретение мебели, материалов и оборудования для оснащения кабинета с учетом основных параметров на основе правил организации эстетически-привлекательной среды. Сентябрь- Декабрь 2017 Инициативная группа
Продолжение таблицы
Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.
Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним.
Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина.
Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека. Соблюдение правил техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований. Инициативная группа
Продолжение таблицы
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Инициативная группа
6 Оборудование рабочего места учителя в соответствии с планом проекта. Сентябрь 2017 Инициативная группа
Задача: систематизация дидактического и методического материала.
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, интерактивных плакатов. Август- Декабрь 2017 Инициативная группа
2 Дополнение натур. фонда.
Готовые художественные образцы декоративно-прикладной деятельности, изобразительного искусства, конструирования. Август- Декабрь 2017 Инициативная группа
3 Оформление мини-библиотеки в кабинете и зоны отдыха, читательского уголка. Январь 2018 Инициативная группа
Продолжение таблицы
4 Дополнение видеотеки, составление каталогов материалов. Август- Декабрь 2017 Инициативная группа
Задача: организация работы с учениками, направленной на формирование художественно-эстетической культуры.
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Организация дополнительных занятий, кружков и факультативов. Январь-Май 2018 Инициативная группа
2 Проведение открытых мастер-классов, творческих мастерских руководителей кабинета и обучающихся. Январь-Май 2018 Инициативная группа
3 Участие в семинарах и конкурсах с целью распространения опыта. Январь-Май 2018 Инициативная группа
4 Организация выставочной зоны в кабинете. Декабрь 2017-Январь 2018 Инициативная группа
Оценка качества:
Анализ определения уровня комфортности учебного кабинета и оценка визуального и эмоционального восприятия школьного помещения будет оцениваться по сравнительному анализу данных мониторинга, качеству выполненного оформления и используемых для этого материалов с учетом и последующим внесением дизайнерских предложений по изменению интерьера.
Проведению анализа работы будут помогать проведенные анкетирования, опросы:
«Кабинеты глазами учеников».
«Визуальное восприятие школьных кабинетов».
«Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека».
Демонстрация результатов проекта будет проведена на методических объединениях, для анализа мнений педагогического коллектива.
Практическая значимость результатов
Проект направлен на развитие творческой активности школьников. В нашем проекте предполагается, что обустраивать учебное пространство будут педагоги вместе с учащимися. Классные комнаты являются местом, в котором ученики находятся продолжительное время, поэтому их оборудование и оформление должно отвечать не только эстетическим, но и педагогическим требованиям, иметь различный художественный облик.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению.
В результате реализации проекта, школьный кабинет, в котором проходят занятия, будет мобильным, даст возможность комфортно заниматься различными видами изобразительной деятельности, кабинет будет декорирован с использованием законов цвета, и санитарно-гигиенических норм, а также художественных объектов или их аналогов.
 Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.
Риски и затруднения:
Недостаточный объем теоретических сведений по дизайну школьных кабинетов.
Недостаточное количество материальных средств.
Сопротивление со стороны педагогов.
Список литературы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.
Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / Под ред. З.А.Каменского. СПб.: Питер, 2000.
Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. Библиотека «Программы воспитания и обучения». -М.: Мозаика -Синтез, 2009 г.. 352 с.
Николаева А. В., Николаев Н. А. Эстетическое воспитание. Семья. Этикет. Культура.: Молодая гвардия, 2009 г., 248 с.
Поляков О. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию учащихся. 5-11 класс. -М.: корифей, 2009 г., 112 с.
Обремок С.М. Общие основы проектирования. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. – 48с.
Приложение 1
2.6. Кабинет изобразительного искусства2.6.1. Санитарно-гигиенические требования
2.6.8. Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства
2.6.8.1. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и учителя.
2.6.8.2. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
2.6.8.3. Боковая стена кабинета, свободная от мебели, должна использоваться для экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными.
2.6.8.4. Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие и инструктивные стенды:
рабочие стенды должны содержать материал, используемый при изучении определенной темы программы;
инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и включать больше текстового материала.
2.6.8.5. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами.
2.6.8.6. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо учитывать:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Требования к оформлению кабинета ИЗО
В кабинете ИЗО желательно иметь: материалы Госстандарта образования РК «ИЗО»; Требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования); Результаты выставок и конкурсов, интеллектуального марафона, олимпиад, выполнения учащимися многоуровневых творческих заданий; Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальными занятиями с одаренными учащимися, консультации и др.
Оборудование кабинета ИЗО и технические средства обучения (ТСО)
Кабинет желательно оснастить следующими приспособлениями и предметами мебели:
стол преподавателя;
детские столы соответствующие возрастным особенностям учащихся, покрытые клеёнчатыми скатертями;
планшеты с мягким покрытием для иллюстративного материала;
секционные шкафы для хранения наглядных пособий и ТСО;
доска, которая может монтироваться на стене подсобки, где могут храниться ТСО, учебно-наглядные пособия и фонохрестоматии.
сейф, где хранятся видеоматериалы и аудиохрестоматии, таблицы и весь иллюстративный материал;
экран, шторное устройство.
Комплект ТСО: телевизор, компьютер, или интерактивная доска, видеомагнитофон.
Наглядный и демонстрационный материал:
Художественно-иллюстративный материал: произведения художников РК и народов мира.
Комплект портретов: художники Казахстана.
Комплект портретов: русские и советские художники.
Комплект портретов: западноевропейские художники.
Работы детей прикладного характера, готовые художественные образцы декоративно-прикладной деятельности, изобразительного искусства, конструирования.
Размещение и хранение учебного оборудования и книг:
Учебники по всем классам хранятся в отдельном шкафу, учащиеся, в зависимости от изучаемой темы, смогут воспользоваться ими.
Научно-методическая литература, расставленная в определенном порядке, хранится в шкафу.
Энциклопедическая, справочная, художественная литература по творчеству художников хранится в шкафу.
Раздаточный материал распределен по темам, каждый комплект пронумерован и хранится в специальном приспособлении (коробке, папке, в файлах и т.д.).
Имеется список всех комплектов.
Дидактические материалы по предмету:
Программы Госстандарта.
Тестовые задания по параллелям 1-6 классы.
Карточки.
Раздаточный материал, способствующий развитию творческой одаренности учащихся.
Учебно-методический комплекс:
Учебники, рекомендованные в 2017- 2018 учебном году:
Методические рекомендации к Госстандарту РК «ИЗО».
Методическая литература по ИЗО.
Материалы по методической теме:
Теоретический материал.
Практические наработки учителя.
Выступления на школьном и городском МО, семинарах.
Разработки открытых уроков, мероприятий.
Анализы открытых уроков и мероприятий своих и посещённых.
Результативность по предмету и внеклассной деятельности.
Весь материал хранится в отдельной папке – портфолио.
Библиотека:
Художественная литература - русская, советская, зарубежная, казахская.
Литература по творчеству художников.
Художественная энциклопедия.
Сценарии внеклассных мероприятий.
Литература о творчестве художников.
Искусствоведческая периодика.
Рефераты, научные проекты, эссе, стихи, высказывания великих о музыке и искусстве.
Творческие работы учащихся.
Все материалы кабинета должны быть представлены в каталогах.