Урок русского языка Изменение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (3 класс)

Конспект урока русского языка /3 класс/
Тема "Изменение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени"
Пояснительная записка к уроку
Учитель: Юрочкина Виктория Анатольевна
Предмет: русский язык
Тема: "Изменение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени"
Класс: 3
Продолжительность урока : 40 минут
По тематическому планированию урок №7 в разделе "Глагол"
Оборудование: индивидуальные карточки для организации группового взаимодействия; блок-схема для систематизации знаний по теме «Глагол»; демонстрационная таблица для обобщения результатов исследования; индивидуальные таблицы для наблюдения за изменением глаголов (прошедшего, настоящего и будущего времени); музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Подснежник»; текст – описание для релаксации, диаграмма Эйлера Венна; отрывок из сочинения на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»; фигурки человека для рефлексии эмоционального состояния; опорные слова для рефлексии личных достижений на уроке.
Цель: Ознакомление с особенностями изменений глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Задачи:
создать условия, при которых у учащихся формируются исследовательские навыки;
развивать рефлексивные способности учащихся, анализируя результаты своей деятельности на уроке в результате группового взаимодействия;
формировать толерантное отношение к окружающему миру - людям, животным, растениям.

Этапы урока

Содержательный материал




Время

Деятельность учителя
Деятельность учеников

1. Организационный момент.






1 мин.

Взаимное приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку,
эмоциональный настрой.



- Ребята, я, очень рада видеть ваши лица, вижу, что у вас хорошее настроение! Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.





Свободные высказывания, рассуждения учащихся.





2. Мотивационный компонент урока.
формирование устойчивой учебной мотивации.










3 мин.
Начать урок я его хочу со слов Якова Козловского:
«Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят».
- О чем эти строки, что автор хотел сказать нам, написав их? - Слово – это очень мощное оружие в руках человека. Словом можно вылечить, а можно и убить. Поэтому за своими словами, своей речью надо следить, об этом и рассказывают пословицы и поговорки о слове. Вот одна из них «Сначала думай, а потом говори». Объясните  ее смысл, пусть она будет девизом нашего урока. Запишите в тетрадь, обозначьте изученные орфограммы.












Свободные высказывания, рассуждения учащихся.


Учащиеся объясняют смысл пословицы.

Учащиеся записывают пословицу в тетрадь, комментируют написание изученных орфограмм - фронтальная работа.

3. Деление на группы.
















5 мин.
В этой пословице есть необыкновенная  часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:     
                Что без меня предметы? Лишь названья.
                А я приду – все в действие придет.
- О какой части речи мы будем говорить на уроке?
Назовите глаголы, которые встретились в пословице.

- Работать сегодня мы будем в группах. О чём мы должны помнить, работая в группах? Какие правила будем соблюдать? (Воспитательный аспект).

-А кто в какой группе будет работать вам предстоит определить самостоятельно. У каждого из вас есть карточка с глаголом. Подумайте по какому признаку вы можете объединиться в группы.


- Итак, у нас образовалось три группы: настоящее время, прошедшее время, будущее время.







Учащиеся определяют часть речи, называют глаголы, которые встретились в пословице, доказывают постановкой к ним вопроса «Что делай?»

Учащиеся повторяют правила работы в группах, используя рифмованные строки.

Учащиеся, перечитывая предложенные им глаголы, определяют основание классификации - время! Разбиваются по этому признаку на три группы.



4. Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

















6 мин.
-Предлагаю вам вспомнить о глаголе, как о части речи. Для этого вам необходимо заполнить блок-схему. Приложение 1.
- Для проверки, обменяйтесь своими работами между группами и проверьте их. Если у вас замечания или дополнения к работе ваших товарищей? Каковы результаты групповой работы?




-Молодцы! Я вижу, что работая в группах все справились с этой работой. Для чего мы выполняли предложенное задание? Какова была цель данной работы?

Учащиеся, пользуясь предложенной блок-схемой, систематизируют свои знания о глаголе - как о части речи.




Группы обмениваются заполненными блок-схемами, проверяют, высказывают свое мнения по результатам проверки.


Учащиеся подводят промежуточный итог работы на данном этапе работы
«Эта работа помогла нам вспомнить все, что мы уже знали о глаголе».




5. Определение темы урока. Целеполагание.








2 мин.
- Итак, мы с вами вспомнили все, что уже знаем о глаголе? Разделились на группы (не случайно!). Попытайтесь сформулировать тему нашего урока! О чем мы сегодня будем говорить, рассуждать?
- Вы верно рассуждаете! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим как изменяется глагол в зависимости от категории времени, в котором он используется.
- Какую учебную цель поставим перед собой?
- Многие ваши предположения верны, сегодня мы должны будем выяснить, как изменяются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, а результаты своих исследований будем заносить в таблицу. Приложение 2.
Время глагола
Изменяется


По числам
По лицам
По родам

Настоящее




Прошедшее




Будущее






Учащиеся пытаются сформулировать тему урока - время глагола, его изменения.


Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь определить цель урока.


В каждой группе имеется данная таблица, члены групп знакомятся с ней.







6. Приобретение новых знаний. Исследовательская работа.









10 мин.
- Глагол, как и некоторые другие части речи может изменяться, а вот по какие его признаки (категории) изменяются, вы и должны будете выяснить, проведя исследование своего глагола. Измените его по тем категориям, которые предлагаются в ваших индивидуальных таблицах, пронаблюдайте, запишите и сделайте выводы. Приложение 3.
- А теперь сравните все наблюдения вашей группы, отметьте совпадения, выясните различия, сделайте общий вывод.
-Занесите результаты ваших наблюдений в общую таблицу. Приложение 2.
Минута релаксации. На прошлой неделе мы с вами праздновали Масленицу. В последний день этого праздника сжигали чучело и этим обрядом провожали зиму, а зазывали к себе какое время года? Чем хороша весна? Давайте отдохнем, встречая весну! Под музыкальный фрагмент П.И. Чайковского "Подснежник". Текст. Приложение 4.



Самостоятельно выявляют особенности изменения глаголов.
Время глагола

категория
+ или -

изменяется по числам


изменяется по лицам


изменяется по родам



Учащиеся в результате группового взаимодействия анализируют результаты, подученные в ходе исследования-наблюдения, делают вывод об изменении глаголов, результат заносят в таблицу.

Минута релаксации.





7. Обобщение. Систематизация.








5 мин.

- Посмотрите еще раз на таблицу, которую вы заполнили, работая в группе! Есть ли какие-то общие сходства в изменении глаголов настоящего время, прошедшего время, будущего времени? Что вы можете сказать, проанализировав полученные данные?

- Попробуйте это отразить полученные результаты своей работы на диаграмме с помощью кругов Эйлера Вена. Приложение 5.








Инициативное сотрудничество в выборе общих признаков. Выступление спикеров групп с представление результатов работы группы.


Учащиеся, устанавливая различия и совпадения, внутри областей, отражающих категории времен, используя условные знаки, условно располагают свои результаты.   






8. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.




·



7 мин.
- Недавно мы с вами приняли участие в конкурсе сочинений на тему «Мы в ответе за тех кого приручили». Чему были посвящены ваши работы?
- Я взяла отрывок из одного сочинения. Прочитаем.
В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.
- О чем эти строки? К чему они призывают? Какие мысли возникают? (Воспитательный аспект).
- Работая самостоятельно. найдите и выпишите из этого текста глаголы, определив число, лицо, род.
- Проверив выполненную вами работу к следующему уроку, мы сможем проанализировать уровень успешности выполнения данного задания.

Свободные высказывания учащихся.


Чтение отрывка сочинения Приложение 5. - индивидуальная работа.




Свободные рассуждения учащихся.

Выполнение самостоятельной работы, осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня усвоения.


9. Итог урока.
Рефлексия эмоционального состояния и личных достижений.








6 мин.
- Наш урок подходит к концу. Какова была тема нашего урока? Какую цель ставили? Удалось ли вам ее достичь? Какими способами мы пытались достичь поставленной цели. - У каждого из вас фигурка человека. Приложение 7. Предлагаю вам сначала ее раскрасить. Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, работали с удовольствием и плодотворно, получили от урока положительные эмоции, то для раскрашивания выберите яркие краски, а если от урока осталось чувство неудовлетворенности, возникло не понимание, то отразите это в других красках. -А теперь своих человечков разместите относительно предложенных высказываний, оценив для себя уровень своих достижений на уроке. Приложение 8.
-Усвоил новые знания, научился применять на практике -Усвоил новые знания, но еще нужна помощь -Испытываю затруднения
Урок окончен. Спасибо за работу!

Учащиеся проговаривают тему урока, поставленные цели, пытаются проанализировать уровень её достижения.
Используя цветные карандаши, учащиеся выражают своё эмоциональное состояние на момент окончания урока.



Осуществляют самооценку собственных учебных достижений, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Свободные высказывания учащихся на основе выбора своей позиции.



Приложение 1.
























Приложение 2.


Время глагола
Изменяется


По числам
По лицам
По родам


Настоящее






Прошедшее






Будущее















Приложение 3.

Летал

1.Измени глагол по числам
______________________________
2. Измени глагол по лицам
___________________________
___________________________
___________________________
3. Измени глагол по родам
_________________________
________________________
_________________________

Данные занеси в таблицу:

..время глагола

изменяется
+ или -

по числам


по лицам


по родам



Ждет

1.Измени глагол по числам
______________________________
2. Измени глагол по лицам
___________________________
___________________________
___________________________
3. Измени глагол по родам
_________________________
________________________
_________________________

Данные занеси в таблицу:

..время глагола

изменяется
+ или -

по числам


по лицам


по родам



Поиграют

1.Измени глагол по числам
______________________________
2. Измени глагол по лицам
___________________________
___________________________
___________________________
3. Измени глагол по родам
_________________________
________________________
_________________________

Данные занеси в таблицу:

..время глагола

изменяется
+ или -

по числам


по лицам


по родам








Приложение 4.



Раннее весеннее утро. Яркие лучи солнца смело пробираются сквозь утренний туман. Почувствовав тепло солнца защебетали проворные воробьи. Вдруг зазвучала музыка весны - это веселый ручеек побежал между пригорками. Своим звоном и живительной влагой он разбудил первый подснежник. Все вокруг запело. Сама весна ступает по земле, вдыхая тепло и радость жизни всему, что встречается ей на пути. Почувствуйте запах весны, первых цветов, ощутите тепло солнца. Пусть оно согреет все ваше тело и наполнит его энергией и радостью жизни!






















Приложение 5.































Приложение 6.

В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.
В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.

В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.
В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.

В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.
В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.

В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.
В жизни можно наблюдать картину, когда брошенные людьми собаки собираются в стаи. Им нужно как-то выживать. И эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. Много случаев, когда собаки нападали на людей. Кто несет за это ответственность? Конечно те, кто обрекает собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь.



Приложение 7.



















Приложение 8.

-Усвоил новые знания, научился применять на практике

- Усвоил новые знания, но еще нужна помощь

-Испытываю затруднения

ГОЛ


будущее время

настоящее время

прошедшее время

ГЛАГОЛ


будущее время

настоящее время

прошедшее время



15