Конспект занятия по Культуре добрососедства в подготовительной группе Тема: «Судак – город, в котором я живу»


Автор Саидмахмедова Севем МахмудовнаВоспитатель МБОУ Детский сад «Ласточка» г. Судак, Республика Крым
Конспект занятия по Культуре добрососедства в подготовительной группе
Тема: «Судак – город, в котором я живу»
Цель:  дать детям знания об истории, культуре родного города.Задачи:-закрепить знания воспитанников о родном городе: история, культурная жизнь, достопримечательности города; -воспитывать чувство патриотизма и любовь к малой родине, опираясь на произведения музыкального искусства. Предварительная работа:
      - рассматривание иллюстраций;
      - выставка детских рисунков;
      - просмотр видеофильма;
      - разучивание песен, танцев, игр.
Ход мероприятия
Зал празднично украшен рисунками детей о Судаке.Под песню «Мой родной Судак», дети входят в зал и становятся полукругом, лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
Дети: (здравствуйте)
Ребята, мы с вами сегодня поговорим о стране, в которой мы родились и живём.
Воспитатель. А в какой стране мы живем?
Ответы детей.
Как велика моя страна!
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась страна моя
От севера до юга!
Когда в одном краю весна,
В другом и снег, и вьюга.
И поезд по стране моей
С границы до границы.        Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится.
Воспитатель. Только в родных краях бывает такое:
Солнце – самое яркое
Небо – самое синее
Вода – самая чистая
Звезды – самые лучистые
Березки – самые тонкие
А песни – душевные, звонкие.
Песня о родине.
Стих-ие << родина>>   в. Пляцковский.
Слышишь песенку ручья-                            это родина твоя!Слышишь голос соловья-
Это родина твоя!     Садик, где твои друзья?-
Это родина твоя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей.
И в саду смородина-это тоже родина.         
Стих-ие <<наша  родина>>
Если  долго – долго - долго
В самолете нам лететь,
Если  долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,                        и леса, и города,
Океанские просторы;ленты рек, озёра, горы.Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша родина большаянеобъятная страна.
Стих-ие << родина>>   степанов.Что мы родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которыхрядом с мамой мы живем.
Что мы родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Темный вечер за окном.
Что мы родиной зовем?
Всё, что в сердце бережем,
И над небом синим – синимфлаг России над кремлём.
Воспитатель.- правильно, у нашей страны удивительно красивое имя – Россия.
Русский писатель к. Д. Ушинский так говорил о России: «наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина».
Дети читают стихи.
В сердце ты у каждого,
Родина - Россия,
Белые берёзки,
Колос налитой,
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой.
Танец « Хоровод березок».
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша родина.
Воспитатель: ребята, а давайте покажем на карте границы нашей России. Как огромна наша страна, как обширны её пределы (показывают по карте, указкой очерчивая границы страны) .- как вы думаете, что такое родина? (ответы детей)
- родина – место, где мы родились; это наш родной дом, где живут наши близкие; родина – это леса, поля, реки, это наша земля.Воспитатель: ребята, много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. А какие пословицы и поговорки мы с вами знаем о родине? (ответы детей)
- нет земли краше, чем родина наша!
- человек без родины, что соловей без песни.
- береги землю любимую, как мать родимую.
- жить – родине служить.
- родина-мать, умей за неё постоять.
- одна у человека мать - одна и родина!
Любовь к родине у нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живёшь, где находится наш родной дом - это наша с вами малая родина. Для нас с вами малой родиной является наш город, в котором все мы живём.
- как называется город, в котором мы с вами живём? (ответы детей)
- правильно, город, в котором мы с вами живём, называется Судак. - давайте найдём его на карте (показывают на карте)
- каждый город имеет свою символику. У Судака тоже есть свои символы. Давайте их рассмотрим.
(изображение герба).
- что представляет собой герб?
Герб города Судак

Описание герба города Судака:
Эскиз герба г.Судак был разработан в 1987 году жителем нашего города, художником Шевченко Виктором Ивановичем в рамках конкурса, по результатам которого решением исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов Крымской области от 08.12.1987г. №351 «Об утверждении герба города Судака» он был официально утвержден как герб Судака.Герб представляет собой щит, верхняя часть которого выполнена в виде 5 зубцов крепостной стены, по размеру немного шире, чем основная часть герба. Основной цвет герба желтый. По центру расположено изображение солнца, помещенное в квадрат, правая сторона которого окрашена в голубой цвет, а левая – в красный. Верхняя граница квадрата выполнена в виде 11 зубцов крепостной стены.  Изображение солнца разделено вертикально на две половины, на одной из которых размещена чаша, символизирующая курортное назначение города на второй – на фоне виноградного листа изображена гроздь винограда, что символизирует сельскохозяйственную направленность Судака и его винодельческую промышленность. В целом в изображении листа и чаши угадываются контуры сердца, которое символизирует оздоровление.  С помощью 17 лучей солнца, пронизывающих все изображение, объединены все сферы деятельности города Судака: курорт, оздоровление, промышленность, сельское хозяйство. Внизу под солнцем расположены контуры крепостной горы и Генуэзской крепости. Все это опирается на изображение белой чайки, символизирующей жизнелюбие и долголетие.Присутствие в гербе г. Судака изображения моря, гор говорит о местоположении города, контуры Генуэзской крепости и зубцы крепостной стены рассказывают о богатой истории, древней архитектуре нашего города. В гербе отображено назначение города – жить, развиваясь в согласии с природой.

- что представляет собой флаг?
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета; в нижней части полотнища – волнисто выщербленная горизонтальная полоса синего цвета, к которой сверху примыкают тонкие волнисто-выщербленные полосы белого, синего, белого цветов ,в центре полотнища – солнце (без изображения лица) жёлтого цвета с чередующимися прямыми и пламенеющими лучами, окружённое кольцом из виноградных гроздей жёлтого цвета и виноградных листьев белого цвета: гроздья направлены от солнца к краям полотнища, листья, расположенные попарно между каждой парой гроздей, направлены к солнцу, сложены попарно веерообразно и в каждой паре переплетены стеблями
- ребята, мне нужно два человека для того, чтобы правильно и быстро собрать герб и флаг
Игра «собери правильно» (раздаются картинки) .А мы с вами будем проверять правильно ли они собирают. Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в сентябре отмечается день города. Нашему городу Судаку – 1805 лет. Наш любимый город не постарел, а помолодел, стал еще краше.
Дети читают стихи
1. Люблю мой город, он красив,     и летом и зимой.    Люблю я в липках погулять,    осеннею порой.
2. Растет Судак с каждым днем,    растет и расцветает.    Красивы улицы, дворы –    в цветах весь утопает.
Городок, словно солнышка вспышка
Меж прибрежных обрывистых скал.
Как старинную, редкую книжку 
Я тебя, восторгаясь, читал.
 Ты цветёшь ароматною розой,
Ты грустишь голубою волной.
Ты поёшь и весной, и в морозы
Виноградною щедрой лозой.
Ясным взором своим и на слух ты
Полюби  моё сердце, пойми.
Приведи в одиссевы  бухты, 
На свои золотые холмы.
 С генуэзскою башней былинной,
Под которой шумят ковыли,
Мой Судак стал жемчужиной дивной
На ладони у крымской земли.
Судак, закрытый с трех сторон горами,
На море смотрит с южной стороны.
Там крепость генуэзская со рвами  - 
Свидетельство глубокой старины...
 
Стоит она на каменном утесе,
Сигнальной башней украшает пик, 
Стена сползает по крутым откосам,
Чтоб лютый ворог в крепость не проник.
 
А там - «Алчак» далЕко прыгнул в море
И стал преградой ветрам и волнам.
Как пограничник бдительный в дозоре
Он пристально глядит по сторонам.
 
Пусть горы здесь не очень-то высОки,
Но сколько в них особой красоты...
Над всем главенствует скалистый «Сокол»,
Чуть отражаясь в бухте с высоты.
 
А среди гор — судакская  долина:
На ней цветет и зреет виноград...
Он весь идет на марочные вина -
В них есть волшебный крымский аромат.
 
Красив Судак и днем, и ночью лунной -
Очарования всего не передать,
Но пики гор и синюю лагуну
Я долго-долго буду вспоминать.
Воспитатель: Ребята, какое море в Судаке?
Ответы детей.
Воспитатель:  С древнейших времен Черное море известно человечеству! Его чарующая красота воспета многими поэтами. На протяжении истории оно сменило несколько названий. Первые греческие мореплаватели называли его Понтом Аксинским, что значит море негостеприимное. Однако позже, они изменили свое мнение и стали называть его Понтом Эвксинским, то есть морем гостеприимным. В старину на Руси его называли морем Понтийским, а так же Русским.
                Современное название ученые объясняют по-разному. Одни думают, что название «Черное» или негостеприимное, море получило за то, что все завоеватели, все враги, которые хотели принести беды местным жителям, встречали решительный отпор и не моги победить племена, проживающие здесь. Другие ученые считают, что название «Черное море» связано со штормами и с тем, что вода в море во время шторма темнеет. А вот третьи ученые думают, что название нашего моря связано с тем, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием сероводорода, вещества, которого много на дне Черного моря.
Воспитатель:  Ребята, а какие достопримечательности есть у нас в городе Судак? (дети перечисляют).
Презентация « достопримечательности города»
Назови достопримечательности
Самая известная достопримечательность Судака – это, конечно же, Генуэзская крепость. Является одним из наиболее впечатляющих историко-архитектурных памятников.
Тропа ГолицинаАрмянский монастырь Сурб ХачСквозной грот
Музей шампанских вин князя Голицына
Грот Шаляпина
Царский пляж
Воспитатель: ребята, а давайте скажем нашему городу приятные слова, какой наш город? (каждый ребёнок говорит, какой Судак:Игра « комплименты городу»
- давайте для нашего любимого города исполним песню о Саратове.
Звучит «песня о Судаке».
Шум колёс, а в небе солнце, праздник света и теплаДолгий путь как лента вьётся и душа любви полнаТам остались позади холод вьюги и дождиВ город к морю едем я и ты и я и ты.Припев:Мы едем в город южный, там где песок жемчужныйВесь день в объятиях дружных играется с волнойМы едем в город южный, сбежав от дел ненужныхПотоков дел ненужных, где будем жить с тобой.
Ребята, наш город Судак – это наша малая родина, самое родное место на земле, мы с вами жители нашего родного города судак, от нас с вами зависит, каким он будет в будущем. Чтобы наш город оставался таким же красивым, что мы должны делать? (ответы детей) .Да, если мы будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать, что он самый прекрасный город России.