Статья Телекоммуникационные проекты как средство воспитания активной творческой личности

Т.А.Нетёсова
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г.Исилькуля Омской области
Телекоммуникационные проекты как средство воспитания
активной творческой личности.
Век высоких информационных технологий востребовал нового человека - исследователя проблем, а не просто функционера. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения. Задача учителя - воспитывать активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.
На современном этапе к числу основных задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Решению этих задач способствует педагогическая технология – проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентировать в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Особое место в проектной деятельности учащихся занимают учебные телекоммуникационные проекты.
Учебный телекоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Телекоммуникационные технологии используются для расширения зоны действия проектных методов и организации сотрудничества школьников не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран.
Телекоммуникационные проекты позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширяют зоны совместных исследований, совместных творческих работ, используя язык в его подлинной функции – средства общения.
Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися, способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.
Я работаю учителем начальных классов, имею высшее историческое образование. В 2008 году организовала клуб «Исилькульские краеведы», членами которого были учащиеся старших классов МОУ «СОШ №1». За 4 года работы клуба его участниками были 42 учащихся 7 – 11 классов. Цель клуба: изучение истории родного края, сбор и обработка информации. Из членов клуба была организована команды «Исилькульцы.ru», руководителем которой я являлась.
В 2008 – 2009 учебном году впервые на сайте Омск WIKI появился региональный проект «Край наш Сибирский», а затем областной проект «Жемчужины Омской области», который являлся продолжением первого проекта.
Главной целью проектов было создать электронный путеводитель по каждому поселению Омской области, в котором бы рассказывалось об истории поселения, природе, культуре, интересных людях поселения и о жизни поселения сегодня.
Данный проект позволил нам ближе познакомиться с историей родного города, природой, проследить развитие промышленности и культуры города, а также позволил показать роль людей, внесших заметный вклад в это развитие. Дети научились собирать информацию о родном городе и обрабатывать ее. Благодаря данному проекту ребята много интересного узнали о других районах нашего прекрасного края. Команда «Исилькульцы» заняла I место и в проекте «Край наш Сибирский», и в проекте «Жемчужины Омской области».
2010 год был объявлен в России Годом учителя. Этому событию был посвящен телекоммуникационный проект «Учитель, перед именем твоим!». В нём участвовало 59 команд из Омской области, среди которых была и наша команда «Исилькульцы.ru», состоящая из 8 учащихся 9 – 10 классов.
Данный проект состоял из 5 этапов и ставил задачу познакомить учащихся с деятельностью и судьбами педагогов, жизнь которых связана с нашим родным краем – Омской областью; показать уникальность учителей области, рассказать об их удивительном педагогическом опыте, который зачастую приобретался в течение нескольких поколений, многие десятки лет! Кроме того, данный проект это способ выразить огромную искреннюю благодарность учителям.
Ребята создали портфолио своих работ в проекте. Все материалы переданы в фонды Исилькульского историко-краеведческого музея и средней школы № 1. Благодаря участию в проекте, исследованиям и творчеству, ребята больше узнали о педагогах, чьи имена достойны того, чтобы их помнили нынешние и будущие поколения! Команда «Исилькульцы.ru» получила заслуженное 1 место в данном проекте.
В 2010 году наша страна отмечала ещё одно знаменательное событие – 65-летний юбилей Великой Победы. Этому событию был посвящен областной проект «Мосты памяти». Данный проект – своеобразный мостик юных омичей в прошлое, в котором наша история и их судьба.
Проект позволил ребятам более глубоко ознакомиться с основными событиями Великой Отечественной войны, отдать дань уважения ветеранам, через судьбы людей соприкоснуться с великими событиями истории нашей Родины. Они изучили краеведческий материал, собрали воспоминания очевидцев и создали электронный сборник иллюстративных статей «Исилькульцы в годы Великой Отечественной войны». Проект позволил развивать креативность, формировать нравственные основы личности: чувства гражданственности, патриотизма, милосердия. В проекте «Мосты памяти» наша команда также завоевала 1 место среди 39 команд школ Омской области.
Благодаря участию в телекоммуникационных проектах наши ребята научились создавать статьи, презентации, буклеты, бюллетени, поздравительные открытки и работать в различных социальных сервисах, чего раньше не умели.
Учащиеся научились работать в wiki среде и впервые научились делать видео клипы о родном городе. Большую помощь в этом им оказали сотрудники Исилькульского ресурсного центра.
На протяжении четырёх лет с ребятами начальных классов мы также участвовали во многих телекоммуникационных проектах и викторинах для младших школьников и становились победителями и призёрами данных проектов. Таких как: «Эх вы, деньги рубрики, фунты, евро, тугрики», «Школьные страницы – 2», «Путешествие по радуге», «Путешествие в Русландию», «Защитники земли русской», «ГИБДДейка», «Страна Читалия», «Лунтик и его друзья в стране Знаний», «Рождественское чудо», «Всерьёз и понарошку».
В данных проектах младшим школьникам предоставляется широкая возможность участия: умеешь писать стихи – пиши, умеешь рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, при этом воспитывается бережное отношение к родному языку.
Очень часто проект позволяет учителю увидеть талант ребёнка на практике, который в обычной школьной жизни не был замечен в силу особенностей характера. Я увидела, как в моих учениках рождаются исследователи, экспериментаторы, поэты и художники. Пусть не все они отличники, но опыт изучения того, что было создано, открыто, изобретено великими предшественниками помогает им не только узнать новое, но и лучше узнать себя, раскрыть свои способности, о которых они даже не подозревают.
Основной особенностью данных телекоммуникационных проектов является межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, краеведения и других предметов.
Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.
Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат, важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.
Результатами участия школьников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:
повышение уровня познавательной активности учащихся;
появление черт личности, присущих исследователям;
увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;
повышение уровня обученности по предмету.
На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. А самое главное телекоммуникационные проекты позволяют ребятам заниматься краеведением, гордиться своей малой родиной, задуматься над тем, что может сделать молодое поколение для сохранения уже имеющихся «жемчужин» и создания новых, а значит - позволяют им быть настоящими людьми, патриотами своей Родины.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15