«Классное самоуправление в начальной школе,как средство воспитания активной и творческой личности»

«Классное самоуправление в начальной школе,как средство воспитания
активной и творческой личности»

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии.Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов.Что скрывается за
самим словом «самоуправление»? Где заканчивается игра и начинается
деятельность,направленная на самореализацию учащихся в интересах
своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления?Какой может быть его модель в конкретном ученическом
коллективе?
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся.Заметные коррективы внесены в систему управления
и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ.Отказ от создания
в учебных классах октябрятских звездочек,пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации?Что из прошлого
опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее
время?От чего следует решительно отказаться?Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления?На эти вопросы надо обязательно
найти ответы каждому педагогу,работающему с детским коллективом.
Для того чтобы получить более обоснованные и убедительные ответы,нужно
поразмышлять о сущности самоуправления,его целях,принципах,о его реальных моделях в современных образовательных учреждениях.
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют
самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся,обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса,своей школы.В.М.Коротов рассматривает
самоуправление как метод организации воспитательного коллектива,
а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод,
что самоуправление учащихся-это самостоятельность в проявлении инициативы,принятиирешения и его самореализации в интересах своего
коллектива или организации.
Представления ученых о сущности самоуправления разделяют
педагоги-практики и их воспитанники.Они понимают это как:
-управление жизнью класса;
-организацию дел для своего класса,а значит,и для себя;
-решение задач,самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
-школу ответственности,доверия,взаимопомощи,взаимопонимания и взросления.
Таким образом,самоуправление в классном коллективе можно определить
как действия детей,осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества,по планированию,организации,
направленной на создание благоприятных условий для общения и развития
одноклассников и решение других социально ценных задач.
Цели самоуправленческой деятельности.
1.Содействие развитию ребенка.Речь идет о детском коллективе,ведущей
функцией которого является обеспечение личностного роста его членов.
Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития
детей.Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека,как самостоятельность,
активность,ответственность,инициативность,дисциплинированность и многие другие.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных
на классное сообщество функций,начиная от обеспечения дисциплины и
порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального
и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
3.Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему
социальных ролей человека.Сасоуправление позволяет ребенку расширить
пространство для проявления своей активности.Выполнение постоянного
или временного поручений может происходить и в детском саду,и в доме ветерана,и в больнице,и на участке лесного хозяйства,т.е. там,где возможно
и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных
устремлений детей.
Принципы самоуправления.
1.Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
2.Социальная значимость деятельности самоуправления.
3.Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
4.Взаимосвязь функций,полномочий,реальных прав и возможностей органов
самоуправления.
5.Добровольность и выборность органов самоуправления.
6.Инициатива,самодеятельность и творчество детей.
7.Гласность и актуальность принимаемых решений,коллегиальность их разработки.
8.Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления,
последовательность и систематичность их работы.
9.Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.
10.Взаимодействие всех органов самоуправления.
11.Сотрудничество детей и взрослых при подготовке,принятии и выполнении
решений.
Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов самоуправления.Нередко они формулируются в форме заповедей,мудрых советов,призывов,поэтических мыслей,пословиц и поговорок.Да и их содержание затрагивает не только работу органов самоуправления,но и всю жизнедеятельность коллектива.
Самоуправление в классе : опыт организации.
Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда трудны.Даже педагог,имеющий глубокие,целостные и отчетливые теоретические представления о детском коллективе,самоуправлении в нем
и накопивший богатый практический опыт педагогического обеспечения развития инициативы и самодеятельностиучащихся всякий раз испытывает затруднения,когда назначается классным руководителем и пытается вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные
способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном
классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения.Они чувствуют себя значимыми,нужными,ждут возможности проявить себя.Если классный руководитель младших школьников уделяет
внимание этой проблеме в работе с классом,то на средней и старшей ступени
дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.Детский коллектив –это маленькая страна,в которой необходимо построить жизнь так,чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.Для того,чтобы распредилить поручения в нашем классе,мы с ребятами обыграли это в следующей ситуации.Дети придумали названия стране-классу,
определили органы управления в стране и поручения,которые они могут выполнять в своем классе.Игровую ситуацию мы назвали так: «Если бы министром был я,то какое бы министерство я возглавил».Для того, чтобы ребятам проще было выбрать «Министерский портфель»,все названия министерств были записаны на доске:
-Министерство здравоохранения.
-Министерство информации.
-Министерство культуры.
-Министерство образования.
-Министерство физкультуры и спорта.
-Министерство финансов.
-Министерство охраны законности и порядка.
-Министерство охраны природы.
-Министерство творчества.
Министерство охраны законности и порядка представляли ребята,которые
выполняли поручения:дежурство по классу,по школе,по этажам,по столовой.
Выпуск газет по результатам дежурства,организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздраление с праздниками,чествование победителей и т.д.).
Министерство здравоохранения –ребята фиксировали пропуски занятий
учащихся класса,сотрудничали с мед.работником школы,организовывали посещения ребят,которые находились на лечентт в больницах или дома,готовили устные журналы и газеты,сообщения для ребят во время эпидемий болезней.
Министерство информации-подготовка информации изжизни класса для школьной разработке сценариев,конкурсов,ведение летописи класса,выпуск
фото-и видеосюжетов из жизни класса,оформление альбомов из жизни класса.
Министерство культуры-учащиеся,которые любят писать стихи и имеют литературные способности,желающие участвовать в разработке всех мероприятий класса.Они подбирают материал для сценариев,ведут праздники и концерты.
Министерство финансов-сохранность и ремонт класса,ведение копилки класса,обеспечение класса в экскурсиях,поездках и походах и подготовка к ним.
Министерство охраны природы-забота о земных насаждениях в классе и школе,разведение зеленых насаждений,природоведческие исследования по заданию учителя,организация живых уголков.
Министерство творчества-подбор материалов для устных журналов,
викторин,интеллектуальных марафонов,информационных часов,участие в планировании жизни класса совместно с классным руководителем.
Министерство образования-помощь в учебной работе отстающим одноклассникам,анализ причин отставания учащихся,помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство досуга-организация досуга учащихся класса.Классные
дискотеки,праздники,беседы о музыке и музыкантах,организация музыкальных викторин и конкурсов.
Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно,вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения.Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений и поощрять инициативу,самостоятельность,желание выполнять общественное поручение.
Самоуправление «Самоумейка»
Организация самоуправления
Во втором классе обучается 16 детей,из них 10 девочек и 6 мальчиков.
Классный руководитель :Петрук Светлана Альбертовна.Я направляю свои усилия на создание воспитательной системы «Самоумейка»,ведущим замыслом которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса,способствующих становлению активной и творческой личности младшего школьника.Воплощение такого плана предпологает целенаправленное и поступательное освоение второклассниками азбуки организаторского мастерства,формирование реально действующего самоуправления в классе.
Основу организации классного самоуправления составляет игра-путешествие
«Вовка в пятидевятом царстве».Главный герой –Вовка,он пока ничего не умеет делать сам.Его любимое занятие-путешествие.
Вовка путешествует не один,а вместе с второклассниками,классным руководителем,вожатыми и родителями учащихся.В пути Вовка и его друзья
встречают сказочных героев,которые помогают детям получить важные для жизни знания,умения и навыки.
Самоделкин,Мальвина,Петрушка,Карандаш,Домовенок Кузя,
Боровичек,Крокодил Гена и Чебурашка,Доктор Айболит,Василиса Премудрая.Роли перечисленных героев играют вожатые.На начальном этапе
зарождения ученического самоуправления они организовывают работу сказочных мастерских и помогают младшим школьникам обрести свои первые организаторские умения и навыки.
В игре-путешествии действует система чередования поручений,чтобы каждый ребенок попробовал себя,свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.
Каждый месяц второклассники посещают Школу Почемучек.В ней они получают интересные и нужные сведения,осваивают премудрости выполнения поручений мудрейших,спасателей,затейников,почтальонов,
юнкоров,разведчиков.
Ключевым принципом организации самоуправления является идея
сотрудничества детей и взрослых.Делаем не за маленьких,а вместе с ними-
главное условие подготовки и проведения любого дела.
Такие принципы,правила или требования помогают классному наставнику
занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом,его членами и органами самоуправления,а следовательно,
внести более весомый вклад в формирование духовно-богатой,нравственно-
чистой и эмоцианально благоприятной среды развития и жизни активной и
творческой личности в классном сообществе.





Заголовок 215