Английский клуб как эффективный метод обучения английскому языку у младших школьников

Английский клуб как эффективный метод обучения английскому языку у младших школьников
Я.А. Шкляревич
Томский государственный педагогический университет

Изучение иностранных языков широко распространено на сегодняшний день. Наиболее часто изучаемым иностранным языком является английский. Его лучше начинать учить с самого детства. В настоящее время существует множество курсов и занятий по изучению этого предмета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] присутствует практически во всех школах. Во-первых, обучение иностранному языку в школе бесплатное, а во-вторых, дети хорошо осваивают основы языка. Даже не смотря на то, что учитель в школе иностранного языка очень хороший, он просто не может успеть уделить каждому ученику необходимое внимание. Именно для этого вводятся дополнительные занятия английским языком среди школьников.
Огромную роль в овладении английским (и другим иностранным) языком играет желание ученика. Квалифицированный педагог знает, как правильно мотивировать ученика для изучения языка. Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Когда начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось [1, С. 23].
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Учителю это получится лучше, если ему удастся встать на место ученика. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком [2, С.310].
Цели, поставленные перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Обучение английскому языку в моей гимназии начинается с нулевого класса, то есть с класса пришкольной подготовки, и здесь очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, – задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
Мной был найден очень эффективный метод обучения младших школьников английскому языку. Это английский клуб “English for kids”. На дополнительных занятиях в английском клубе главное стремление сделать уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес младших школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.
Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
На уроке можно и нужно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Таким образом, работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка [3, С.640].
Драматизация инсценировка сказки развивает воображение, устную и письменную речь учащихся младших классов.
Специфика актерского искусства заключается в следующем: живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств. Следовательно, постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
В применении драматизации сказок на уроках иностранного языка у младших школьников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Драматизацию мы понимаем как технологию обучения и воспитания, направленную на развитие коммуникации младшего школьника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит «метод физических действий» К.С. Станиславского.
В процессе разработки методики драматизации сказки как средства развития коммуникации младших школьников при обучении иностранному языку нами было установлено, что процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на пять этапов:
чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом;
работа над текстом сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки;
работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой в целом, монтаж спектакля;
работа по художественному оформлению, предметами бутафории, костюмами;
показ спектакля и его оценка.
Драматизация творчески упражняет и развивает речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и расширяет творческую личность ребенка. Благодаря драматизации развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Сказка является оптимальным для данного возраста учащихся и этапа обучения видом текста, позволяющим вовлекать младших школьников и в игровую (с привлечением активных методов обучения), и в учебную деятельность.
Благодаря работе английского клуба, ученики стали проявлять интерес к языку; стали работать в команде; общаться посредством английских фраз. С большим энтузиазмом ученики подготавливают новогодние утренники и концерты для мам к 8 марта. Ученикам нравится разучивать песенки и стихи, инсценировать сказки и пьесы, танцевать. Уровень знаний ребят, посещающих английский клуб, намного выше остальных их сверстников.
Данный эксперимент проводится мною на базе гимназии, в которой работаю.




Литература

Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. – М.: ИД «Первое сентябр», 2003. – с. 23.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. с. 76
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988. с. 116
Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций.
· М.: «Модек», 1998.
· с. 304
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 [Текст] // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1998. – с. 640

Научный руководитель: зав. кафедрой межкультурных коммуникаций
и социально-гуманитарных дисциплин МБА Н.С. Нечетова