Доклад Методы проектного обучения как средста познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения

Методы проектного обучения как средства познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения
Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встаёт задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая, и воспитательная задача реализуются в органическом единстве.
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной активности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
В новом ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы познавательной активности и исследовательской деятельности.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие опытные педагоги, уже по природе своей исследователи.
Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Работая над проектом, учащиеся учатся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научаться работать в команде, выполняя различные социальные роли.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качества, способностей, потребностей, лежащих в основе её творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую, познавательную активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Актуальность метода проектов связана с тем, что в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребёнка в ходе познания.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять соотносить.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого ученика, на каждом этапе работы на проектом, при условии тесного взаимодействия. Методика работы над проектом включает в себя 4 этапа:

Таблица 1
Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 Этап: организация проектной деятельности

Продолжение таблицы 1
2 Этап: организация проектной деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
-фильм, макет, сборник и т.д.
-конференция, праздник и т.д.
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.


Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.


Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Анализ информации. Оформление результатов.
Наблюдение, советы.

3 Этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.


4 Этап: оценка процессов и результатов работы.


Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействии учащихся с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт учащихся. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение учащихся в деятельности по освоению окружающего мира.
В специфике метода заложен его воспитательный потенциал. Это проявляется в следующем:
- метод проектов, являясь методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром;
- он является педагогической технологией, идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и стимулирующей детский интерес, переходящий в познавательную активность;
- это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, социальную и природную среду;
- этот метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ученика, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром и стимулирует потребность ученика в саморазвитии, самореализации и самовыражении;
- он позволяет сочетать интересы взрослых и детей через их сотрудничество, сочетать коллективные и индивидуальные действия в образовательном процессе.
Типологические признаки проектов, используемых в учебном процессе.
1. По целевой установке проекты классифицируют как созидательные, познавательные, общественно полезные, творческие и др.
2. По доминирующему в проекте методу: исследовательские, творческие, информационные, ролевые, игровые, практико-ориентированные и др.
З. По содержательному аспекту: литературное творчество, естественнонаучные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), спортивные, географические, исторические, музыкальные;
По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
По количеству участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);
По продолжительности проведения: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
В соответствии с доминирующим в проекте методом, выделяют следующие типы проектов:
Исследовательские - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
Творческие - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и т.д.);
- Игровые - в таких проектах структура также только намечается и остается открытой по окончании. Участники выбирают определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая;
- Информационные - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте и авторе, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
-Практико-ориентированные - эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной активности учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свой образовательный процесс и работу учащихся на разнообразные виды познавательной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
Проекты бывают разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже двух учеников. Главное заключается в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны их возрасту.
Проекты в начальных классах – это трудно. Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Здесь не говорится о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальной школы это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельно-творческой деятельности. А проектная деятельность в свою очередь будет стимулировать познавательную активность школьника, научит его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.
Литература:
Белоусова Л.И. Дидактические электронные ресурсы для формирования положительного отношения младшего школьника к обучению // Начальная школа,2014. - №1. – С.83-88.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Просвещение, 2000. – 78 с.
Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся // Специалист, 1998. – № 2. – С. 30–33.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005. - №9. – С.12-14.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа, 2004. - №2. – С 17-18.
Новикова Т.П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Начальное образование, 2000. - №7. – С.9.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности //Учитель, 2000. - №4. – С.15-16
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности //Учитель, 2000. - №4. – С.15-16
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2005. – 95 с.


15