Методическая разработка по трудовому обучению на тему Народное творчество на уроках трудового обучения в младших классах адаптивной школы

Учитель трудового обучения
Батурина О.В.
Народное искусство на уроках трудового обучения в младших классах
адаптивной школы.
Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Особенно значима данная проблематика для организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим тема формирования у детей наших школ внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому, уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству на сегодня очевидна.
Знакомство детей с достоянием своих предков дает возможность им расти не «Иванами, не помнящими родства», а личностями, осознающими свою причастность к идеалам тысячелетней русской культуры, помогает впитывать нравственные законы народной культуры, учит ценить и любить ее духовное богатство. На уроках трудового обучения дети получают представление о труде, быте, костюме русского народа, о народных ремеслах, декоративно-прикладном творчестве. Все в комплексе прививает детям вкус к труду, к творчеству, к внутренней и внешней культуре, способствует творческому самовыражению ребенка.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
В программе по трудовому обучению не выделено специального раздела или темы по изучению народного искусства, но практически любая тема, например, из раздела «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с глиной и пластилином», может быть дана как часть общей проблемы «Народная художественная культура». Но самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов - обеспечить на уроках непосредственный эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров. Такой эмоциональный контакт, может быть, достигнут лишь при условии включения в урок соответствующего зрительного ряда, т.е. образцов предметов народного творчества. Обычно рассматривание образцов предшествует практической работе детей, выделяясь в самостоятельный этап урока, который называется вступительной беседой. Ведущую роль в этих беседах выполняют образцы изделий. Вступительная беседа должна быть содержательным и эмоциональным стержнем урока, его смысловой основой. Именно вступительная беседа позволяет воздать у учащихся определенный уровень «насмотренности», т.е. необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности. В работе использую иллюстрации из книг-альбомов, фотографии, слайды, альбомы «Народное декоративное искусство», презентации «Декоративно-прикладное искусство».
Для детей интересна и полезна в воспитательном отношении тема «Народная игрушка». Искусство изготовления игрушек – один из древних видов народного художественного творчества. Во 2 классе – лепка из глины игрушечных животных (каргопольская игрушка) – медведь, уточка, цыпленок рассказывается о символике каргопольской игрушки. В 3 классе – лепка дымковской игрушки – индюк, лошадка. Уроки лепки способствуют развитию мелкой моторики рук, что очень важно для детей с ДЦП. Так же 3 классе школьники изготавливают игрушку из бумаги и картона «Матрена». Ребята знакомятся с деталями русского народного костюма, узнают историю народной игрушки. В дальнейшем тема народного искусства развивается в разделе «Работа с текстильными материалами». Во 2 классе дети учатся делать простейшую куколку из ниток - мартинички, которые еще древние славяне делали к приходу весны, развешивая их на деревьях. В 4 классе делают простейшую тряпичную куклу – «скрутку». Сегодня кукла потеряла свое прежнее, магическое значение, забывается и ее символический смысл. Но не утратились духовная ценность традиционной куклы, ее прекрасная способность дарить детям радость. В русской деревне это была наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни. Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов. Даже мальчики проявили большой интерес и сейчас их хранят дома. Одевая своих кукол, дети знакомятся с особенностями национального костюма. Параллельно с этим учащиеся знакомятся с историей кукольного ремесла в России. Работая далее по этой тематике, во 2 классе дети изготавливаем сервировочные салфетки с бахромой и мережечной дорожкой, (приемы продергивания бахромы и приемы завязывания узелка), «Салфетка из канвы». А далее вышивание швом «вперед иголку или сметочный по мережечной дорожке» или канве. С детьми 3 класса продолжается знакомство с вышивкой (швы подрубочный и стебельчатый). В 4 классе дети знакомятся со швом петельным. На примере изготовления поделок (салфетка-прихватка, варежки-ухватки) знакомлю детей с особенностями шиться из лоскутков.
Кроме этого учащихся начальных классов осваивают с одним из популярных видов декоративно-прикладного искусства – макраме (узелкового плетения). Рассказываю об истории этого рукоделия, приемах плетения простейших узлов и узоров.
Применяя тот или иной материал на уроках труда, начиная со 2 класса, отслеживаю, что приемлемо для моих учеников, а что трудно для начальных классов и возможно использовать в более старшем возрасте, что было интересно, а что нет.
Большинство уроков труда в I четверти посвящены работе с природным материалом. Природный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. На уроке ребят знакомлю с названиями пород деревьев, которые растут в родном городе Омске, прививается любовь к родному краю. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Постепенно в классе оформляется выставка поделок, а лучшие работы отбираются для школьной выставки, городские выставки и фестивали.
Во II четверти большинство уроков посвящены подготовке к встрече Нового года, Рождества, Святок. При подготовке к Новому году интересно прошел интегрированный урок по ручному труду и изобразительной деятельности на тему «Изготовление кокошника». Большой интерес у учащихся вызывают работы по изготовлению новогодних сувениров: «Гномик» (работа с нитками и бумагой», «Дед Мороз» (картон и вата), объемные ребристые игрушки. Во 2 классе – изготовление разборной елочки (из конусов), полумаски для карнавала, Рождественская звезда (работа с соломкой). В 4 классе – изготовление новогодних композиций.
В III четверти ряд уроков провожу по подготовке к встрече весны, рассказываю о праздниках, посвященных «приглашению», зазыванию весны – красны, разучиваем заклички, песенки. Учащиеся лепят из соленого теста жаворонков, из глины свистульки - птички (тема: лепка стилизованных фигур птиц 2 класс). В 4 классе в теме «Работа с бумагой» провожу урок по изготовлению бумажной птички. Бумажная птичка своим внешним видом напоминает деревянных птиц с крыльями из щепы, которых делали на севере Руси, знакомлю с былиной о птице-счастья. Занятия содействуют духовно-нравственному развитию детей, познанию народной культуры, воспитывают уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.
В IV четверти провожу ряд уроков по подготовке к празднику Пасхи и Егорию Храброму . На этих уроках во вводной беседе рассказываю о том, какую обрядовую еду готовят (дается рецепт кулича, пасхи), почему существует обычай красить яйца. Знакомлю с символикой писанок. В 4 классе дети выполняют простейшие сувениры (подвески в виде пасхальных яичек из глины, пластилина, соленого теста), сувенир к празднику – пасхальное яйцо – из целой яичной скорлупа и расписать методом торцевания (изготовление объемных игрушек). 6 мая – Весенний Егорий (в честь святого Георгия-Победоносца). В вводной беседе рассказываю об этом святом и обычаях и обрядах в этот праздник. Егорий - вешний считался праздником пастухов. На Руси святой Георгий был не только покровителем стад, но и хозяином хищных зверей. На Егория пекут обрядовое печенье в виде коровок и прочих домашних животных, отданных под покровительство святого. Поэтому провожу уроки лепки домашних животных.
В 3 классе в теме «Работа с бумагой» делаем объемное панно, изображая панораму русской деревни с избами, оградами, колодцами и прочим на фоне картины природы. Назвать аппликацию можно «Деревенька моя!» В 4 классе в теме «Работа с бумагой» занимаемся изготовлением различных предметов (сундуки, корзины, туеса, набирухи), знакомлю с плетением из бумаги. Во 2 и 3 классах можно изготавливаем и украшаем посуду по образцам старинных форм из глины (соленого теста) или же способом папье-маше. В 4 классе ряд уроков проводим по теме «Макетирование». Вместе с учащимися делаем макет бревенчатой избы, используя деревянные заготовки «бревен» цилиндрической формы с врубками (по принципу «конструктора»). На примере макета знакомлю со способами рубки русской бревенчатой избы: рубка в «лапу», рубка «в обло». Кроме макета избы, учимся делать «макет колодца с «журавлем», сказочного терема, храма. А из отдельных построек собираем макет русской деревни. В 3 классе несколько уроков посвящены изготовлению украшений для интерьера, настенных панно из шпагата, шерстяных ниток и других материалов. Богатейший материал для формирования духовно- нравственной культуры содержит в себе произведения устного народного творчества (поговорки, пословицы, заклички, сказки, приговорки, потешки, загадки), которые используется на уроках ручного труда. Оно помогает углубить нравственный опыт детей, способствуя воспитанию трудолюбия, дружеских отношений. К. Гейдебранд писала: «Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут пищу в другом месте. Они начинают читать страшные истории в газетах или обмениваться со школьными приятелями бульварными рассказами». Малые формы фольклора воспитывают любовь к родному краю, развивают речь, дают представления о культуре русского народа. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей. Она дает возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Герои сказок одеты в русские народные костюмы, поэтому идет закрепление названий элементов костюма: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Чтение и анализ сказок используется как предварительная работа к следующим темам: коллективное изготовление деталей к макету по сказке «Теремок», лепка по представлению композиции к сказке «Колобок», к сказке «Маша и медведь», лепка фигур птиц и животных по каркасу при изготовлении композиции «Лиса и журавль». Пословицы и поговорки, как один из элементов устного народного творчества отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, осуждение людских пороков и восхваление добродетели (скромности, трудолюбия). В основном на уроке много пословиц и поговорок о труде: больше дела – меньше слов, торопливый дважды одно дело делает, труд человека кормит, а лень портит, работать спустя рукава. Вместе с учащимися разбираем значение данных выражений, используем как девиз к предстоящей самостоятельной практической работе.
При работе по изготовлению птиц из природного материала во втором классе использую потешки:
Кукушечка, кукушечка,
Серенька рябушечка.
Прокукукай в лесу ку-ку,
Сколько лет я проживу?
Вот еще одна:
Вдоль по реченьки лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
На одном из занятий в марте месяце, ребята разучивают заклички:
Весна-Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей!
Познакомить учащихся с элементами устного народного творчества, можно и через физкультминутки, например:
Хлопают в ладошки дружные матрешки.
На ногах сапожки, топают матрешки.
Влево, вправо наклонись.
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах наших пестрых,
Вы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. Только произведения устного народного творчества  удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Каждый урок труда может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации о народной культуре, но постепенно из этих отдельных крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений. Соединение уроков труда с элементами русской народной культуры дает возможность научить детей пользоваться этим богатством, обучить некоторым приемам народного мастерства. В дальнейшем это послужит социально-трудовой адаптации учащихся нашей коррекционной школы.