Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию Доброта по капелькам (5 класс)


Управление образования администрации Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании педагогического Заместитель директора по УВР: директор МБОУ
совета _________ Н.С. Конева «Новоивановская СОШ»
протокол № _______ «______» ________2016 г. _________ И.Д. Каськоваот «_____» _______2016 г. «_____» _________ 2016 г.
Приказ № ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Доброта по капелькам»
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
5 класс
Срок реализации – 2016-2017 уч. год
Составитель: Шматуха С.А., учитель
первой квалификационной категории
п. Новоивановский2016
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС НОО и ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом от 31.08.2016 № 63;
Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2019 учебные годы (с изменениями в редакции приказа от 01.09.2015 № 50/3), утвержденная приказом от 31.08.2016 № 63;
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» для 5-6 классов на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП ООО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63;
План внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП ООО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
.Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется через классные часы и классные мероприятия в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами школы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
сформированность основ эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитость этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;.Метапредметные результаты: 
готовность выпускника конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка, другой культуры;
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей;
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и музыки в духовно – нравственном развитии человека;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования планируется достижение следующих результатов:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся 5класса , относятся:
ценностные ориентации , которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
День знаний (общешкольное мероприятие). 1 час.
Семья и семейные ценности (классный час). 1 час.
Как вести себя в столовой, коридоре, на улице (беседа). 1 час.
«Трудиться – всегда пригодится» (трудовой десант (субботник по уборке школьной территории)). 1 час.
День пожилого человека (поздравление ветеранов). День учителя (общешкольное мероприятие, участие в концертной программе, поздравление учителей). 1 час.
«Учимся сотрудничать» (классное мероприятие). 1 час.
«Мы школьники – а это значит…» (классный час). 1 час.
«Мое любимое время года» (классный час – защита проектов). 1 час.
День народного единства . История праздника. Что означает название этого праздника? Почему возникла необходимость возродить этот праздник? Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства? В чем и с кем мы должны объединяться? (кл. час – дискуссия). 1 час.
День Матери (поздравительная открытка, общешкольное мероприятие, участие в концертной программе). 1 час.
«Мой самый лучший край» (классное мероприятие). 1 час.
Что такое доброта? (Беседа). 1 час.
«Без друзей меня чуть-чуть». Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу. (Кл. час – семинар). 1 час.
«Без друзей на свете трудно жить» (кл. час – игра). 1 час.
«О милосердии» (классный час). 1 час.
«Государственные символы России» (презентация, беседа). 1 час.
«Традиции и праздники». Традиции, праздники России. (Представление докладов).1час.
«Учимся быть культурными» (классный час). 1 час.
«Новогодний карнавал». Конкурс рисунков «Зимняя сказка». (Общешкольное мероприятие). 1 час.
Урок толерантности (классное мероприятие). 1 час.
Привычки хорошие и плохие (классное мероприятие). 1 час.
«По каким критериям судят о воспитанности человека» (беседа). 1 час.
«Спорт и здоровье» (классный час) 1 час.
«Украшаем тело. Хорошее ли дело?» (классный час). 1 час.
«Аты-баты, шли солдаты». 23 февраля – День Защитника Отечества. Конкурс «Лучшая открытка». (Классное мероприятие, конкурс открыток). 1 час.
Трудовой десант по уборке снега (субботник). 1 час.
8 марта – Международный женский день. «А, ну-ка, девочки». Конкурс рисунков «Лучшая открытка». (Классное мероприятие, конкурс рисунков). 1 час.
«Поговорим о воспитанности» (классный час). 1 час.
«Ценности. Что должен ценить человек» (классный час). 1 час.
«Я и мир вокруг меня» (классный час – защита проектов). 1 час.
Трудовой десант (субботник по уборке школьной территории). 1 час.
Весенняя неделя добра (классное мероприятие). 1 час.
«День Победы – Праздник всей страны!». (Классное мероприятие, конкурс стихотворений о войне). 1 час.
«Наши достижения» (итоговый классный час). 1 час.
Формы занятий:
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование, беседа, классный час), так и активных (конкурсные мероприятия, конкурсы рисунков, концерты, игры, дискуссии, работа с мультимедиа источниками и т. д.).Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая, проектная, спортивно-оздоровительная.Тематическое планирование
№ п/пНаименование разделов и тем Количество часов
1 Общешкольные мероприятия. 4
2 Классные часы. 9
3 Беседы. 4
4 Трудовой десант. 3
5 Классные мероприятия. 8
6 Защита проектов. 2
7 Дискуссия. 1
8 Семинар. 1
9 Классный час-игра. 1
10 Представление докладов. 1
Календарно-тематическое планирование
Дата № урока Тема урока Вид занятия
план. факт. 1 День знаний. Общешкольное мероприятие
2 Семья и семейные ценности. Классный час
3 Как вести себя в столовой, коридоре, на улице, в автобусе. Беседа
4 «Трудиться – всегда пригодится». Трудовой десант (субботник)
5 День пожилого человека. День учителя. Общешкольное мероприятие
6 Учимся сотрудничать. Классное мероприятие
7 «Мы школьники – а это значит…». Классный час
8 Мое любимое время года. Защита проектов
9 День народного единства. Дискуссия
10 День Матери. Общешкольное мероприятие
11 Мой самый лучший край. Классное мероприятие
12 Что такое доброта? Беседа
13 «Без друзей меня чуть-чуть». Семинар
14 Без друзей на свете плохо жить. Игра
15 О милосердии. Классный час
16 Государственные символы России. Презентация, беседа
17 Традиции и праздники России. Представление докладов
18 Учимся быть культурными. Классный час
19 Новогодний карнавал. Конкурс рисунков «Зимняя сказка». Общешкольное мероприятие
20 Урок толерантности. Классное мероприятие
21 Привычки хорошие и плохие. Классное мероприятие
22 По каким критериям судят о воспитанности человека. Беседа
23 Спорт и здоровье. Спортивный классный час
24 «Украшаем тело. Хорошее ли дело?». Классный час
25 «Аты-баты, шли солдаты». Конкурс открыток. Классное мероприятие
26 Трудовой десант по уборке снега. Субботник
27 8 марта – Международный женский день. «А, ну-ка, девочки!». Конкурс рисунков «Лучшая открытка». Классное мероприятие
28 «Поговорим о воспитанности». Классный час
29 Ценности. Что должен ценить человек. Классный час
30 Я и мир вокруг меня. Защита проектов
31 Трудовой десант по уборке школьной территории. Субботник
32 Весенняя неделя добра. Классное мероприятие
33 День Победы – Праздник всей страны! Конкурс стихотворений о войне. Классное мероприятие
34 «Наши достижения». Итоговый классный час