Тема урока по литературе С Муканов Родная степь


Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Дата проведения:
Тема урока: С. Муканов «Родная степь»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель (обучения): Совершенствование умения глубоко и точно воспринимать художественный текст, посредством его осмысленного чтения
Цель (личностного развития - учить анализировать текст, с включением заданий синтетического характера, обеспечивая слитность работы над смысловой и технической стороной чтения, интегрировать работу над произведением с другими видами искусства; - развивать речь, внимание, творческие способности, обогащать словарный запас; - содействовать воспитанию любви к родному краю, прививать чувство восхищения красотой природы.Ожидаемые результаты:
А) Ученик знает содержание текста, отвечает на вопросы низкого порядка.
В) Ученик умеет определять главную мысль, умеет организовать диалог, оценивает свою работу и работу членов группы.
С) Ученики могут анализировать, формулировать свою точку зрения.
Этапы
урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используе-
мые модулиМотивационно-целевой
Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.
Знакомство с критериями оценочного листа
Эмоциональный настрой.
Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны.
Оценочный лист.
- В течении, всего урока вы будете оценивать свою деятельность по следующим критериям (вывешиваю на доску)
-справился без затруднений
-затруднялся
-не справился
Самооценка ВзимооценкаОценка группы
Отвечал на вопросы Работал активно в паре Работал активно в группе Ответы детей.
Коллективная форма работы.
Формативное( похвала)
Формативное (похвала) Оценивание для обучении.
Лидерство в обучении
Актуализация знаний
Операционно-познавательный
Пробуждение интереса к получению новой информации.
Постановка учеником собственных целей обучения.
Получение новой информации.
Обсуждение результатов работы групп, пар.
Провести работу по анализу текста. Создать условия для здоровья сбережения
- Когда дневные смолкнут голоса И на звезду летят ночные птицы, Когда, сверкая, крупная роса На травы обожжённые ложится, Я ухожу из глинобитных стен Из узких улиц пыльного аула Туда, где мирно задремала степь, Где тишина, где роща саксаула, И где ковыль стоит густой стеной И песня жаворонка мне тревожит душу. 
- Прочитайте стихотворение Олега Постникова. - От какого лица ведётся повествование? - Куда идёт поэт с наступлением ночи? - Почему он идёт в степь? Что тянет его туда?
- О степи сложено много стихов, песен, рассказав. - Мы сегодня познакомимся с одним из таких произведений, которое написал казахскийписатель С. Муканов. Биография С. Муканова (1 слайд) С. Муканова называют одним из аксакалов казахской литературы. Родился он в Кустанайской области в семье батрака, поэтому о тяжёлой жизни знал не понаслышке. Это знание послужило впоследствии основой многих произведений. Сначала учился в Омске на учительских курсах, затем в Оренбурге, а потом окончил институт в Москве. Кроме прозы писал стихи, в которых воспевал свободу и равенство людей. «Родная степь» (2слайд) – рассказ человека влюблённого в свою родину. Это перевод с казахского языка. А как в переводе на каз. Яз будет звучать «Родная степь»? (туған дала) 
Первичное восприятие текста.
а) словарная работа – ковыльная балка, марево. б) первичное восприятие 
О чём рассказал нам писатель? Какой это тип текста? в) повторное чтение «цепочкой» - В какое время года изображена степь в рассказе? - Какие изменения происходят в степи с наступлением весны? (3слайд) - А летом? Почему воздух над степью как будто трепещет? (4слайд) - Прочитайте, что сказано о жеребёнке. Можно ли сказать «весёлый, быстрый»? - Какую кличку можно ему дать? (Резвун) (5слайд) - Какие травы растут в степи? (6слайд) - Какие птицы гнездятся в густых зарослях ковыля? (6слайд) - Описание чего вам больше всего понравилось?
Работа в группах.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
1. На сколько законченных по смыслу частей можно разделить этот текст? 2.- Восстановите порядок, расположив правильно пункты плана. 3.  Прочитайте с чем сравниваются озёра? А сама степь? 4.На доске записаны сравнения, соотнесите их правильно с текстом. - Попробуйте подобрать свои сравнения. 5. Можно ли степь назвать голой и безлюдной?
Значит всю красоту степи может увидеть и понять только человек, который любит природу, родину. - А как вы думаете где находится степь, которую описал С. Муканов? Вспомните, где родился и вырос писатель?
2.- Приходилось ли вам бывать в степи? Какие чувства вы испытали? Что захотелось сделать? (закричать, побежать без оглядки, и даже взлететь) - Почему жаворонка называют «соловьём степи»? - Почему автор акцентировал своё внимание именно на жаворонке? Изобразите как вы представляете степь по описанию автора. Презентуйте свою работ Ученики называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока.
Групповая работаФронтальная работа Формативное оцениваниеОценочный лист Использование новых технологий (ИКТ). Новые подходы в обучении.Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).
Оценивание для обучения
В конце каждой части аргументируют свой ответ.
Оценивают на оценочном листе.
Учащиеся по группам выполняют работу по заданиям
Защищают свою работу спикер команды.
Фронтальная работа
Групповая работа
Групповая работа Формативное оценивание.
Оценочный лист
Форматив
Формативное оценивание
Оценочный лист Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).Критическое мышление.
СаморегуляцияИКТ.
Рефлексия Анализ изученной информации, оценивание
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Чему учит произведение? Что поможет человеку увидеть красоту родного края?
«Волшебный цветок» ( на доске)
Представим, что именно вам достался последний волшебный лепесток. Какое бы вы загадали желание?
Напишите на стикерах. Прочитайте написанное.
Приклейте ваши желания на волшебный цветок.
Ребята, посмотрите на оценочные листы. Как вы себя оценили?
Домашнее задание.( на выбор)
Выучить стих.
Написать эссе « Моя степь»
Каждый высказывает своё мнение.
Учащимся записывют на лепесточке свое желание и приклеивают к цветку.
Дети записывают домашнее задание в дневники.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Формативное оценивание (оценочный лист)
Формативное оценивание
Формативное оценивание
Критическое мышление
Оценивание для обучения
Обучение талантливых и одарённых.
Критическое мышление.