Краткосрочный план по географии на тему Лесостепь и степь (8 класс)


Дата:
Класс: 8 «Б»
Тема: «Лесостепь и степь»
Цель урока:
Образовательные: обеспечить знаниями учащихся о природных особенностях природных зон лесостепь и степь.
Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за богатство своей Родины.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Физическая карта Казахстана, учебник географии 8 класса, атлас 8 класса, контурные карты, презентация.
I. Этап «Вызов». Упражнение «Настроение»  Цель упражнения: Создание благоприятной установки на сотрудничество. Взявшись за руки, разбившись на пары, с помощью мимики лица предложить детям изобразить свое настроение на данный момент. 
Прием «Согласны ли вы?» Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов написал такие проникновенные строки. Согласны ли вы с ним? Во время прочтения стихотворения на экране идет слайд-шоу лесостепной и степной зоны. Но я люблю – за то, не знаю сам- Ее лесов безбрежных колыхание; Разливы рек ее, подобные морям. Люблю Ее степей холодное молчание Прием «Корзина»  Каждый ученик вспоминает все, что знает по теме (ведь первые знания о природных зонах они получили в 6-7 классах), обменивается информацией в группе, один ученик ведет запись услышанного. Далее каждая группа по очереди называет какое-то одно сведения или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются учителем на доске в «корзину идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.II. Этап «Осмысление». Прием «Зигзаг» Работа с текстом в группах. Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изученной темы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме
А) Предлагаю каждой группе провести экспертизу природной зоны.
Б) Спикерам групп предлагаю результаты экспертизы отразить в настенной карте и пояснить закономерности. .
Для работы создаем рабочие группы из 7 специалистов:
1. Картограф - определяет географическое положение данной территории
Задания географу:
А) В какой части Казахстана расположена?
Б) Протяженность?
В) Площадь природной зоны в млн.га и в %?
Г) С какими природными зонами граничит?
2.Геолог – изучает строение, состав, историю земной коры. 
Задания геологу:
А) определить географическое положение зоны.( указать широту) Б) чем обусловлен рельеф зоны ( установить соответствие технического строения и рельеф ) В) под влиянием, каких факторов формировался современный рельеф. Г) какая в зоне материнская порода для образования почвы? 3. Климатолог – определяет типичный для данной территории характер погоды
Задания климатологу:
А) построить график изменения летней температуры с севера на юг, летней и зимней температуры с запада на восток в зоне. Б) указать количество осадков на западе и востоке зоны. В) объяснить причины изменения климатических характеристик на территории зоны.  4.Ботаник – специалист по растительному миру
Задание ботанику:
А) указать разнообразия растительного покрова зоны. Б) объяснить причины смены растительности с севера на юг. В) используйте гербарии  5.Зоолог – специалист по живому миру.
Задания зоологу:
А) указать многообразия видового состава животных зоны. Б) сделать выводы о соотношении растительности с видовым составом животных зоны.  6.Почвовед – изучает поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь
Задания почвоведу:
А) Какие почвы встречаются на территории природной зоны?
Б) плодородные почвы или нет?
В) Содержание гумуса в почвах?
Г) Разновидность почв?
7.Эколог - изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей средойЗадания экологу:А) указать хозяйственное использование зоны. Б) каковы последствия использования природных богатств зоны в хозяйстве? В) предложить пути решение экологических проблем зоны. Г) придумать условные знаки мер по охране природы зоны. Нарисовать их и разместить на территории зоны.  Можно на этапе Осмысления применить другой прием: Приём «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Утверждения До чтения (слушания) После изучения материала
1. В пределы Казахстана лесостепь входит только своими крайними южными выступами
2. Почвы в лесостепи серые лесные и черноземы.
3. Растительность зоны степная и лугово-степная.
4. На территории лестостепей много озер
5. Лесные богатсвоа лесостепей- березовые и осиновые колки.
6. Лесостепь не отличается особым составом животных.
7. Птицы лесостепей многочисленны и разнообразны.
8. Лесостепь – одна из хорошо осовенных природных зон Казахстана.
9. Климат степной зоны континентальный.
10.Реки степной зоны маловодны.
11. Степная зона богата травянистой растительностью.
12. В степной зоне обитают животные, приспособившиеся к жизни на октрытых степных просторах. III Этап «Рефлексия»
1) Делегат от каждой группы выступает перед классом, излагая то, что усвоила группа при изучении материала и некоторые моменты показывает по карте.Учащиеся обмениваются мнениями по новой информации, и идет параллельная работа с картой.Материал излагается параллельно с демонстрацией слайдов, где более крупно и подробно отражены рисунки и новый материал.
2) Прием «Синквейн»
1 вариант 2 вариант
Лесостепь
Зеленая, разнообразная
Кормит, манит, влечет
Лесостепь – самая маленькая ПЗ в нашей стране
Красота Степь
Бескрайняя, желтая
Кормит, украшает, живет
Степь – бескрайняя равнина
Разнотравье
Проверочная работа к уроку «Лесостепь и степь»
А1.Почвы лесостепной зоны:
Черноземы и серые лесные
Красноземы и сероземы
Сероземы и черноземы
Бурые и серые лесные
Суглинки на сероземах
А2. Осадков в зоне лесотепи выпадает
150-200мм
Менее 150 мм
300-350 мм
Более 1000 мм
600-700 мм
А3. В степях Казахстана преобладают:
Верблюжья колючка, полынь
Ковыли, типчак
Березы, осины
Мхи, лишайники
Белый и черный саксаул
А4. Черноземы м каштановые почвы характерны для...
Лесов
Полупустынь
Пустынь
Лесостепей
Степей
А5. Растения, встречающиеся в лесостепной зоне:
Полынь, терескен
Солодка, песчаная акация
Мак, тюльпан
Ковыль, саксаул
Береза, земляника
А6. Природная зона, заходящая в Казахстан только своими крайними южными выступами:
Лесная
Полупустыня
Пустыня
Лесостепь
Степь
А7. Площадь лесостепей Казахстана:
2,5 %
44 %
10,8 %
35 %
27 %
В1. Обведите на контурной карте границы лесотепей и степей. Зону лесостепей закрасьте зеленым цветом, зону степей - желтым цветом.
С1 Реши логическую задачку, исключая из приведенных списков лишнее:
А) боярышник, шиповник, черемуха, полынь
Б) береза, кедр, ольха, осина
В) Ертис, Сырдария, Тобыл, Есиль
Г) пшеница, кукуруза, рис, картофель
Запиши, по какому признаку вы исключали слово.