Урок чтения в классе на тему:Чтение слов, предложений с буквами Ж,Ш. Сочетания «Жи», «Ши».


Тема: Чтение слов, предложений с буквами Ж,Ш.
Сочетания «Жи», «Ши».
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о твёрдых согласных звуках ж,ш, буквах Ж,ж,Ш,ш сочетаниях жи, ши; развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Решение частной задачи.
Планируемые результаты (предметные):Определяют, что в слоге жи , ши всегда пишется и, в слоге же –е; читают слова с новой буквой, предложения, тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют предложения и рассказы.
Личностные результаты: Имеют познавательные интересы и учебные мотивы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умеют оценивать правильно выполнения действия.
Познавательные: общеучебные –осознанно и произвольно строят речевые высказывания устной форме; постановка и решение проблем –самостоятельно создают способы решения проблем.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы.
Основное содержание: Твёрдый согласный звук ж,ш; буквы Ж,ж; Ш,ш; правописание жи, ши; загадка, сказка.
Образовательные ресурсы: «Лента букв», презентация, сочетания жи, ши, карточки.
Ход урока

1.Организация урока.
Настрой на работу.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы трудиться,
Все заданья нелегки.
Нам, друзья нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2.Постановка учебной задачи
-Ребята, а вам интересно чем мы будем сегодня заниматься на уроке чтения?
- Попробуйте догадаться?
(Слайд2,3)
Для шипенья хорошаВ алфавите буква …
ШНе поедет без бензина
Ни автобус, ни… машина
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт шипящий звук
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …..
-Кто же догадался, что мы будем делать на уроке чтения?
- Что вы особенного заметили на слайдах?(подч. Жи, ши)Почему?
- Сейчас я вам расскажу сказку (слайд 4,5)
Стоял чудесный летний день. Солнышко ярко светило. Озеро манило прохладой. Две буквы – “ж” и “ш” решили искупаться. Они дружно прыгнули в воду и стали весело играть. А на берегу под грибком сидела толстая важная буква “ы”. Она недовольно морщилась, когда брызги долетали до нее.
Но вдруг буквы-шалунишки забрались на глубину и стали тонуть.“Помогите, спасите!” – кричали они. Но толстая буква “ы” вместо того, чтобы прийти на помощь, только отвернулась. А буквам совсем плохо стало. Что делать?
Тут откуда не возьмись появилась буква “и”. Она храбро залезла в воду, протянула свои тоненькие ручки утопающим и вытащила их на берег. С тех пор буквы “ж” и “ш” дружат только с буквой “и”, а буква “ы” – им не товарищ.
Итак, появилось правило
- Какое?
Знаем твердо жи и шиПишем только с буквой и
3. Закрепление знаний и способов действий.
1)Давайте поиграем игру «Кто самый внимательный»
Я буду произносить слова, если вы друг услышите ши, то стают девочки, мальчики сидят, если услышите жи, то, наоборот, мальчики встают, девочки сидят.
Шишки, ежи, шиповник, малыши, чижи, пушинка, пружинка, этажи, камыши, ужин.
2) Работа по учебнику.
Открываем с.26.
- Давайте прочитаем слова. (читают)
- Объясните, почему на конце слове чиж пишем согл. Парн.ж?
- Какие это слова? (родственные)
Аналогично стрижи
Жил – шил Что можно сказать? (одинаковые зуки по характеристике) ж,ш –согл, твёрд, парный.
- Найдите слоги ши, жи.
- Составьте со словом малыши предложение.
3) Физкультминутка
4) Работа с текстом (с.26)
- Садитесь поудобнее, потому что нас ждёт следующее задание
- Давайте прочитаем рассказ, который дан в верхней части страницы. Прочитайте название рассказа?
- Первое предложение читает….
- Что сейчас прочитали? Предложение.
- Как догадались, что это предложение?
Второе предложение читает….
-О чём говорится в этом предложении? (снежинках)
- На какой вопрос отвечает?(что)Что обозначает?(предмет)
- Что о них говорится?(закружились)
- На какой вопрос отвечает?
Что обозначает? (действие)
- Прочитайте слова с сочетанием ши, жи.
- Найдите слова, которых букв больше, чем звуков (замерзать, закружились)
- Найдите слова, которых букв меньше, чем зуков? (пушистые)
-Да, снежинки у нас пушистые (слайд.6)
4. Гимнастика для глаз
Давайте немножко отдохнём и посмотрим на следующий слайд (слайд 7) Следим глазками.
5. Игра
Хорошо, работаем дальше, посмотрите у вас на партах лежат карточки. Сейчас мы поиграем в игру «Кто – где живёт?»
Т.е. вы должны животных расселить в свои домики. Слова с левой стороны соединить стрелочкой со словами с правой стороны (самостоятельно),(слайд 8).
- Проверка.
6. Итог
_ Ребята, а у меня к вам такой вопрос. А кто мне скажет куда мы с вами скоро пойдём, вокруг чего мы будем танцевать?
Давайте посмотрим какая ёлка у снеговика. И кто спрятался возле ёлочки. Но для этого вы должны отгадать загадки: (слайд.9)
а) Сами крошкиБоятся кошкиПод полом живутТуда все несут. (мыши)
б) В чистом поле у березкиНа снегу видны полоскиПодошла лиса поближе:Здесь бежали чьи-то …. (лыжи)
в) Колючий клубочек Под елкой лежитВзять пожелаешьВмиг убежит. (ежик)
г) Пьет бензин как молоко,Может бегать далекоВозит грузы и людейТы знаком конечно с ней. Это… (машина)
д) Он высокий и пятнистыйС длинной-длинной шеейИ питается он листьямиЛистьями деревьев. (жираф).
Вывод:- Скажите, как же мы будем писать словах сочетания Жи, Ши?
7.Рефлексия:
Ребята, у снеговика есть ёлочка, а давайте мы с вами нарядим сою ёлочку.
У вас на партах кружочки (это новогодние шары).
- Если вам урок понравился, было всё интересно, всё понятно, то кружочек раскрашиваем красным карандашом.
- Если урок не очень понравился, не всё было понятно – то жёлтым.
- Если урок совсем не понравился, было не интересно, не понятно, то синим.
- Работали хорошо! Молодцы.(слайд 10)