Рабочая программа по курсу Экология Алтайского края, 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.

Изучение прикладной экологии Алтайского края в 5 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы);
- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».

Задачи обучения:
- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях;
- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;
- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;
- формирование активной гражданской позиции;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.

Обучение учащихся основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления об экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Изучение курса прикладной экологии Алтайского края в 5 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.

Учебно-методический комплект:
1. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2002.
2. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.
3. По тстраницам Красной книги Алтайского края. Автор-составитель: Землянова О.В. – Барнаул: АКДЭЦ, 2006.

Дополнительные источники:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.
2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
4. Спиридонов Г.М., Спиридонова Г.А. По горам и долинам Алтая. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980.
5. Кучин А.П. Птицы Алтая. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982.
6. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.
7. Рекорды и рекодсмены природы / Составитель Л.И.Патрушева. - Барнаул: АКДЭЦ, 2002.
8. Дерево Земли, на которой я живу: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Понамарева, И.И.Капустина / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
9. Дом: самые знакомые животные – звери: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Погудина, Л.И.Патрушева, Т.Н.Петрова / Под ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнова – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.
10. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
11. Электронная энциклопедия комнатных растений. ООО «Дрофа», 2008.
12. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.

Количество часов по учебному плану: 35
Оценочных практических работ: 7

Действующим учебным планом школы на изучение экологии Алтайского края в 5 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) - усиление практической направленности и связь с окружающей средой.

Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, уроки на природе.
Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема/тип урока
Практическая
работа
Дата проведения
Демонстрации
Содержание
Контроль

1
Предмет и задачи экологии Алтайского края. Экологические знания – основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой. / Урок новых знаний
Проведи исследование по плану: Зачем будешь проводить? (Цель опыта или наблюдения). Как и что будешь делать? (Ход работы). Что удалось получить или обнаружить? (Результаты работы) Какие выводы можно сделать?
1 нед.
План проведения наблюдения
Экология, окружающая среда, рациональное природопользование, Геккель, живая и неживая природа, наблюдение, опыт.
Фронтальный опрос, выборочный контроль

2
Экскурсия: «Живая и неживая природа» / Урок-практикум
Сравнение объектов, относящихся к живой и неживой природе
2 нед.
--
Задание «Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе».
Отчет об экскурсии

3
Практическая работа: «Что растет на пришкольном участке?» / Урок-практикум
Знакомство с пришкольным участком (виды деревьев и кустарников, растительный покров газонов, состав и устройство цветников, растения школьного огорода). Уборка фасоли.
3 нед.
План отчета о наблюдениях
Структура пришкольного участка, техника безопасности при работе на пришкольном участке.
Отчет о наблюдениях (в тетради)

4
Экскурсия: «Сезонные изменения в природе». / Урок-практикум
Наблюдения за осенними изменениями растений. Поведение животных осенью. Составление коллекции листьев растений.
4 нед.
План отчета о наблюдениях
Сезонные изменения в природе.
Отчет о наблюдениях (в тетради)

5
Экскурсия: «Красота и гармония в природе». / Урок-практикум
Зарисовки силуэтов деревьев, листьев различного цвета
5 нед.
-
Гармония (согласованность размера, формы, окраски, симметрии).
Оценка выполнения работы.

6
Природные богатства Алтайского края / Комбинированный урок.
-
6 нед.
Презентация «Природные ресурсы Алтайского края»
Природные ресурсы (богатства): минеральные, почвенные, лесные, водные, климатические, рекреационные, биологические.
Фронтальный опрос

7
Влияние человека на природу Алтайского края / Комбинированный урок.
-
7 нед.
Презентация «Человек и природа»
Влияние человека на природу Алтайского края.
Тест

8
Потребительское отношение к природе своего села / Комбинированный урок.
Составление экологической карты села
8 нед.
Показ слайдов.
Потребительское отношение к природе своего села. Изменение человеком естественных ландшафтов.
-

9
Экологически опасные места нашего села / Комбинированный урок.
Защита экологической карты села
9 нед.
Показ слайдов.
Экологически опасные места нашего села
Защита карты

10
Биоценоз. Многообразие биоценозов Алтайского края / Комбинированный урок.
-
10 нед.
Презентация «Биоценозы Алтайского края»
Биоценоз. Многообразие биоценозов Алтайского края. Растительные и животные сообщества.
Биоценозы края

11
Биоценозы нашего села / Комбинированный урок.
Составление списка биоценозов нашего села.
11 нед.
Определитель растений. Определитель животных.
Биоценозы нашего села. Определитель растений. Определитель животных.
Примеры биоценозов села

12
Многообразие экосистем Алтайского края / Комбинированный урок.
-
12 нед.
Презентация
Экосистема (биоценоз + факторы неживой природы). Многообразие экосистем Алтайского края
Фронтальный опрос.

13
Экосистемы нашего села / Урок-практикум
Составление схем пищевых цепей связей природных сообществ
13 нед.
Иллюстрации
Пищевые цепи. Компоненты пищевых цепей
Проверка практической работы

14
Состояние почвенного покрова в Алтайском крае. / Комбинированный урок.
Работа с картами
14 нед.
Презентация «Почвы Алтайского края», карты почв Алтайского края
Виды почв Алтайского края. Меры по улучшению состояния почв.
Фронтальный опорос

15
Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. / Комбинированный урок.
-
15 нед.
Презентация «Эрозия почв».
Виды деятельности человека, ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова
Таблица- схема

16
Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам. / Комбинированный урок.
-
16 нед.
-
Окультуренные почвы. Состояние почв села.
Тест

17
Понятие об экологической культуре человека / Комбинированный урок.
Заполнение опорной схемы
17 нед.
Опорная схема «Экологическая культура человека»
Экологическая культура. Самооценка своей экологической культуры.
Самооценка своей экологической культуры.

18
Птицы нашего края / Комбинированный урок.
-
18 нед.
Иллюстрации птиц, справочник «Птицы Алтая».
Перелетные, зимующие птицы Алтайского края. Редкие птицы.
Узнавать по описанию и по внешнему виду

19
Помоги зимующим птицам. / Комбинированный урок.
Изготовление кормушек для зимующих птиц.
19 нед.
Показ слайдов «Птицы зимой»
Работа в группах по выполнению кормушек
Оценка качества кормушек

20
Экскурсия. Подкармливание птиц зимой. Проверка знаний. / Урок-практикум
Викторина: «Знаешь ли ты птиц и умеешь ли их кормить?»
20 нед.
-
Подкармливание птиц. Наблюдение за посетителями птичьих «столовых».
Отчет о наблюдениях.

21
Дома, в которых хотелось бы жить и которые подходят к природным условиям Алтайского края / Урок-практикум
Эскизы домов, планы индивидуальных участков.
21 нед.
План описания жилища сельского жителя.
Что нужно учитывать при выборе дома (природные условия, климат, рельеф)? Назначение хозяйственных построек. Как расположить дом и хозяйственные постройки на индивидуальном участке? Какие коммуникации необходимы? Как утилизировать бытовые отходы?
Защита выполненных работ

22
Деятельность человека по спасению природы своего края. Памятники природы. / Комбинированный урок.
Подготовка сообщений о памятнике природы края (по выбору)
22 нед.
Презентация «Памятники природы Алтайского края»
Памятники природы (виды).
Оценка сообщений

23
Заповедники Сибирского региона / Комбинированный урок.
-
23 нед.
Презентация «Алтайский заповедник»
Алтайский, Катунский, Красноярские Столбы
Фронтальный опрос.

24
Тигирецский заповедник / Комбинированный урок.
-
24 нед.
Презентация «Тигирецкий заповедник»
Местоположение. Назначение. Животный растительный мир.
Тест.

25
Заказники Алтайского края / Комбинированный урок.
-
25 нед.
Презентация «Заказники Алтайского края»
Местоположение. Назначение. Животный растительный мир. Заказники Первомайского района.
Фронтальный опрос.

26
Экскурсия: «Зимние приметы». Подкормка птиц / Урок-практикум
Наблюдение «Живые организмы зимой»
26 нед.
План наблюдения
Зимние приметы
Отчет о наблюдениях

27
Практическая работа / Урок применения знаний
Контроль за санитарным состоянием классов и коридоров. Расход воды и электроэнергии в школе
27 нед.
-
Санитарное состояние школы. Что должен знать ученик?
Отчет в форме газеты


Комнатные растения школы / Комбинированный урок
Подготовка сообщений о комнатном растении (по выбору)
28 нед.
Презентация «Родина комнатных растений школы».
Правила ухода за комнатными растениями, техника безопасности. Правила ухода за комнатными растениями. Виды комнатных растений школы. Подготовка этикеток.
Оценка сообщений.

29
Правила безопасного поведения в природе. / Комбинированный урок.
Эскизы одежды для разных сезонов погоды в Алтайском крае
29 нед.
-
Во время грозы, пожаров, во время сбора грибов и ягод, лекарственных трав
Защита проектов

30
Правила поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды) / Комбинированный урок.
Составление правил поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды) / погруппам.
30 нед.
-
Правила поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды)
Защита правил (по группам)

31
Экскурсия: «Весенние изменения в природе» / Урок-практикум
Наблюдения за весенними изменениями растений. Поведение животных весной.
31 нед.
-
Весенние изменения в природе
Отчет по группам

32
Практическая работа на пришкольном участке / Урок-практикум
Разбивка цветников
32 нед.
Правила высаживания цветочной рассады, посева семян.
Техника безопасности при работе с сельскохозяйственными инструментами. Однолетние и многолетние цветочные растения.
Оценка качества выполнения работы.

33
Практическая работа на пришкольном участке / Урок-практикум
Посадка растений
33 нед.
Правила посадки растений.
Правила посадки овощных растений.
Оценка качества выполнения работы.

34
Итоговое занятие / Урок применения знаний.
Экологический слет
34 нед.


Путешествие по станциям

35
Резерв







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса экологии Алтайского края учащиеся должны знать:
- основные результаты воздействия человека на природу и основные экологические последствия этого воздействия в селе;
- современное экологическое состояние экосистем села;
- закономерности и перспективы развития экосистем края;
- основные экологические проблемы села и края;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать общее экологическое состояние экосистем края;
- проводить практическую работу по посадке деревьев, уборки территорий и т.д.;
- объяснять; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- ухода за культурными растениями;
- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;
- выполнения учебного экологического проекта;
- работы в коллективе.

Заголовок 115